На базе зарубежных образовательных организаций функционируют 78 кафедр и отделений русского языка и литературы, на которых обучено более 8 тыс студентов. Кроме того, российские вузы открывают ресурсные центры за рубежом, где готовят абитуриентов, поступающих в российские вузы на программы бакалавриата и магистратуры.
В декабре 2021 года МГТУ «СТАНКИН» при содействии представительства Россотрудничества в Республике Казахстан открыл Ресурсный центр российского высшего инженерного образования в г. Алматы в рамках программы «Приоритет 2030.
Сегодня в Ресурсном центре СТАНКИН более 350 студентов изучают русский язык, математику, физику, информатику, химию и другие предметы, а также готовятся к поступлению в вузы России. Олимпиада MOST и «Моя карьера» как возможность поступления в российские вузы станут отличным мотиватором для обучения в новом центре.
«Углубление сотрудничества с Казахстаном — стратегический вектор нашей международной деятельности, который заложен в программе развития МГТУ «СТАНКИН» («Приоритет 2030»). Центр станет площадкой для подготовки специалистов инженерных и IT-специальностей, а также продвижения программ бакалавриата и магистратуры в международную сеть. Мы идем на глубокую интеграцию не только в образовательной сфере, но и в научной и технологической сферах», — сказал и.о. Ректор МГТУ «СТАНКИН» Владимир Серебренный.
Одной из задач Ресурсного центра является подготовка аспирантов. В 2022 году СТАНКИН проведет Международную междисциплинарную олимпиаду MyCareer, победители которой получат приоритетное право поступления в российский вуз на программы магистратуры.
В 2022 году планируется открытие ресурсного центра русского языка в Ливане. С такой инициативой выступил ректор Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Дмитрий Беспалов в ходе рабочей встречи с министром образования Ливанской Республики Аббасом Эль-Халаби.
Дмитрий Беспалов отметил, что задача продвижения русского языка за рубежом является одной из приоритетных миссий СКФУ.
«Опрос ливанских студентов показал интерес к изучению русского языка среди молодежи ближневосточного региона. Заполнив нашу анкету, 945 студентов выразили желание приступить к занятиям. Это означает, что у проекта большие перспективы развития», — сказал Дмитрий Беспалов.
СКФУ планирует оказать методическую поддержку и обеспечить студентов соответствующей литературой.
В рамках сотрудничества с Ливанским университетом СКФУ обучает русскому языку около 700 ливанских студентов и сотрудников университета. Все студенты программы ранее не изучали русский язык.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) будет сотрудничать с 50 российскими вузами для включения стандартов и компетенций WorldSkills в общеобразовательную программу. Одним из участников выступает Национальный университет ядерных исследований «МИФИ», который также стоял у истоков этой работы.
«В целях расширения нашего опыта и развития педагогического и экспертного сообщества мы планируем создать Международный научно-методический центр МИФИ-ФС, на площадке которого будут проходить испытания новых технологий, ориентированных на образовательную практику, разрабатывать программы и стандарты, кадры подготовка и переподготовка образовательных организаций высшего образования в сфере соревнований FutureSkills», – отметил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
По словам Владимира Шевченко, для нескольких ключевых компетенций FutureSkills разработаны учебные модули и методические пособия, которые затем будут использоваться при реализации этих новых направлений в высшей школе.
НИЯУ МИФИ уже успел опробовать перспективные образовательные технологии (новые форматы обучения). Например, готовясь к конкурсу «Цифровая трансформация», мы апробировали технологию Peer-2-Peer-learning, которая предполагает не только выполнение студентами практических заданий, но и привлечение их в качестве экспертов к оценке работ студентов.