В восьми регионах страны завершилась работа Всероссийской Зимней научной школы Плавучего университета. Масштабное образовательное мероприятие в области наук о море прошло на базе вузов и научных организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Владивостока, Севастополя, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Архангельска.

Зимняя школа — первый этап ежегодного цикла Всероссийской научно-образовательной программы «Плавучий университет». Она позволяет познакомиться с актуальными направлениями исследований моря, чтобы выбрать направление будущей научной работы.

В этом году было подано 1860 заявок от студентов, аспирантов и молодых ученых из более чем 90 городов России. Из них более 700 человек присоединились к мероприятию.

Участники, окончившие Зимнюю школу, могут пройти научную стажировку. У них появляется возможность найти подходящего научного руководителя, по результату будут сформированы пары «студент — научный руководитель».

Морская экспедиция или работа на суше в лаборатории поможет студентам войти в профессию, аспирантам и молодым ученым — расширить сеть профессиональных контактов, найти новые идеи для исследований.

«Зимняя школа Плавучего университета — это современный формат привлечения студентов в науку, который мы проводим по всей России. И он работает! Часть студентов уже во время школы находят себе интересные лаборатории и научных руководителей. Кроме этого, для студентов важно почувствовать, что они не одни в своем стремлении стать учеными — и школа помогает встретить своих единомышленников», — отметила директор Координационного центра Плавучий университета Наталья Степанова.

  • Более 700 участников прошли обучение в школе Плавучего университета

  • Более 700 участников прошли обучение в школе Плавучего университета

  • Более 700 участников прошли обучение в школе Плавучего университета

В новом сезоне Зимняя школа включает 27 треков на 11 научных и образовательных площадках. Московский физико-технический институт, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, Центр морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова, Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный гидрометеорологический университет, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Институт Балтийского моря, Дальневосточный федеральный университет, Морской гидрофизический институт РАН, Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Институт прикладной физики РАН, Южный научный центр РАН, Южный федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет.

Также в рамках Зимней школы реализован пилотный проект для старшеклассников. Он направлен на профориентацию школьников, интересующихся естественно-научными дисциплинами. По итогам отбора 162 человека приняли участие в научных треках. Городами проведения стали Москва, Санкт-Петербург, Калининград и Севастополь.

В Москве Зимняя школа представлена на трех площадках, организованных МФТИ, ЦМИ МГУ и ВНИРО, охватывающих темы морской биологии, машинного обучения в науках о Земле, геологии, офшорной энергетики, экологии и геофизики. Лекции, семинары, мастер-классы и практические занятия разделены по научным направлениям: физика океана и атмосферы, морская биология, геология и геофизика, гидрохимия, анализ данных, методы и приборы, мониторинг и загрязнения океана, Python и машинное обучение.

Заключительным этапом годового цикла Плавучего университета станет интеграция участников и их исследований в научный мир. Он сосредоточен на подведении итогов и публикации научных результатов. Каждый студент должен завершить обработку полученных данных и собранных проб и представить результаты на научных конференциях. Зачастую собранные данные становятся основой для новых открытий или в значительной степени дополняют и разъясняют существующие научные теории. На последнем этапе студент получает диплом об успешном завершении программы.

Программа «Плавучий университет» разработана в рамках национального проекта «Наука и университеты», Десятилетия науки и технологий, а также Десятилетия наук об океане ООН.