Будущее транспортных систем изменит нейронные сети

Интеллектуальные транспортные системы на сегодняшний день являются одним из перспективных направлений научных исследований, поскольку позволяют повысить безопасность движения, повысить эффективность транспорта, снизить его негативное воздействие на окружающую среду. Программа Минобрнауки России «Приоритет 2030» объединила вузы из разных регионов Российской Федерации, которые развиваются в сфере развития и цифровизации транспортных систем по всей стране. Участники программы рассказали о первых результатах, достигнутых в рамках реализации стратегических проектов по модернизации транспортной инфраструктуры.

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) разрабатывают в рамках стратегического проекта «Цифровая экосистема умных приоритетов транспорта и логистики», направленного на создание научно-исследовательских и кадровых ресурсов для цифровой трансформации железнодорожной отрасли.

«Важнейшими задачами развития железнодорожного транспорта в России являются повышение эффективности транспортных систем и увеличение удовлетворения потребностей экономики и населения в безопасных и эффективных транспортных услугах. Перспективным направлением научных исследований является разработка интеллектуальных транспортных систем», — сказал Сергей Куценко, к.т.н.

«В рамках направления «Интеллектуальные транспортные системы» в рамках программы «Приоритет 2030» запланированы исследования по комплексной проблеме разработки современных и перспективных транспортных систем, как железнодорожных, так и магнитолевитационных», — сообщил д.т.н., профессор, зав кафедры электрической тяги» Андрей Евстафьев.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) реализует проект «Цифровая трансформация промышленности».

«Необходима разработка методологии комплексного моделирования промышленных кластеров и транспортных систем, обеспечивающих устойчивое развитие агломераций. Эта методология должна включать в себя модели, инструменты, методы исследования отраслевого развития территорий и транспортных систем с позиций устойчивого развития. Таким образом, мы сможем актуализировать теорию территориально-промышленных комплексов с учетом современных задач устойчивого развития, средств моделирования и методов сбора данных», — отметил Дмитрий Родионов, директор Высшей школы инженерного и Экономика СПбПУ.

Южный федеральный университет (ЮФУ) занимается разработкой перспективных робототехнических комплексов воздушного, наземного и морского (РТК) базирования во всех областях современной робототехники. Наиболее значительные успехи научных подразделений ЮФУ были достигнуты в области ключевых технологий RTK, таких как системы навигации, связи и управления.

«Созданная в ЮФУ Целевая поисковая лаборатория инновационных смарт-технологий группового управления РТК позволяет сформировать федеральный центр компетенций на юге России по критичному для обороноспособности страны направлению», — говорится в сообщении. Канцлер ЮФУ. Инна Шевченко.

Несколько важных проектов в области интеллектуальных транспортных систем реализуются в Московском физико-техническом институте (МФТИ). Проект системы «Умный перекресток» предназначен для управления объектами дорожно-транспортной сети, организации сбора и передачи данных, учета нарушений правил дорожного движения и аварийных ситуаций.

Проект Научно-исследовательского центра оптоэлектроники, медицинской техники и искусственного интеллекта (НИЦ АО «Швабе») МФТИ — программно-аппаратный комплекс автономного управления наземными транспортными средствами с подключением к системе «Беспилотный логистический коридор». Этот проект разрабатывается, в том числе, в рамках реализации программы Правительства Российской Федерации «Беспилотные логистические коридоры».