Сеть Учебно-методического центра ресурсов по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (УМЦ) помогает получить высшее образование и трудоустроиться.
Об этом сообщил заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев на заседании Совета Минобрнауки России по вопросам повышения доступности высшего образования, профориентации и помощи в работе для людей с ограниченными возможностями это в рамках отчета о результатах работы РУМК. В Минобрнауки прошло совещание по итогам работы РУМК и его деятельности в рамках проекта Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности профессионального и высшего среднего образования для людей с ограниченными возможностями и Инвалиды России.
РУМК действует в рамках государственной программы «Доступная среда» и обеспечивает системные меры поддержки людей с ограниченными возможностями в профессиональном самоопределении и получении высшего образования на базе высших учебных заведений. По данным мониторинга, сегодня по программам высшего образования обучаются около 32 тысяч студентов с ограниченными возможностями.
По словам заместителя главы Минобрнауки России Дмитрия Афанасьева, в 2021 году РУМК организовало 50 профориентационных мероприятий, включая индивидуальные тесты, профессиональную диагностику для школьников и студентов.
890 университетов участвовал в серии вебинаров РАМК по созданию особых условий приема людей с ограниченными возможностями и физическими недостатками. В call-центрах РУМК проведено 4,5 тыс. Консультаций.
Дмитрий Афанасьев также рассказал о мерах, реализуемых РУМК по повышению доступности и качества образовательного процесса. К ним относятся: разработка карт инфраструктуры и руководств по использованию специальных технических средств обучения (опубликовано на официальный сайт инклюзивного образования в разделе «Университет»), образование 500 преподаватели и сотрудники вуза в умении работать со специализированным оборудованием, создание методических материалов по адаптации образовательных программ высшего профессионального образования. Например, сборники «Право» и «Социальная работа» для студентов и аспирантов.
В 2021 году на программы высшего образования было принято 9798 человек с ограниченными возможностями. Количество абитуриентов с ограниченными возможностями, поступающих в вузы, увеличилось на 11% и составляет 8 000 822 человека.
Ежегодно РУМК готовит инклюзивные волонтеры: с 2017 года обучено 6000150 студентов-волонтеров.
В свою очередь отраслевые RUMC проводят специализированные конкурсы профессионального мастерства и выступают в качестве сообщества экспертов для подготовки концепции корпоративной программы X Международного чемпионата по абилимпийским играм, что также способствует трудоустройству инвалидов с высшим образованием. По результатам мониторинга инклюзивного высшего образования за 2021 г из 4 тысячи 269 выпускников с ограниченными физическими возможностями получили за год 2 тысячи 334 рабочих места человек, то есть больше половины.
Для поддержки выпускников в контексте быстро меняющихся потребностей рынка труда RUMC разработал 13 дополнительных программ непрерывного профессионального образования в форме онлайн-курсов.
По словам Дмитрия Афанасьева, в 2021 году сеть РУМК развивается в соответствии с потребностями целевой аудитории и стратегическими ориентирами государственной политики. Новые задачи проекта отражены в Межведомственном Комплексном плане повышения доступности профессионального и высшего среднего образования, формируемом Минобрнауки совместно с Минобрнауки, Минтруда России и другими органами исполнительной власти федерального и государственного уровней общественные организации.
Ключевыми разделами Межведомственного комплексного плана являются профориентация, внедрение лучших практик профессионального обучения, содействие успешному трудоустройству и трудоустройству:
— обучить 3000 преподавателей и сотрудников вуза по программам повышения квалификации через РУМК,
— создать на официальном сайте каждого РУМК видеопроект о наличии образовательной организации,
— проведение общероссийской студенческой смены по инклюзивному волонтерству и туризму.
«Одна из ключевых задач всех положений документа — содействие трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями. С 2022 года планируется ежегодно обучать 300 кураторов из числа представителей работодателей по взаимодействию со студентами с ОВЗ в рамках программ РУМК », — заключил Дмитрий Афанасьев.
Во встрече также приняли участие советник Президента Российской Федерации, руководитель Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Александра Левицкая, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова, депутат Гос. Дума VIII созыва, Президент Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке Олег Смолин, директор Департамента по делам инвалидов Лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Дмитрий Лигомина, директор Департамента образования, повышения квалификации и социальной защиты учителей Министерства образования Российской Федерации Андрей Милехин.
По видеосвязи на митинг присутствовали представители общероссийских общественных организаций инвалидов: Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, ордена Трудового Красного Знамени, ВОРДИ и искусства, науки и Благотворительный фонд спорта, а также представители Агентства стратегических инициатив и России — стран возможностей.
Во встрече также приняли участие руководители 21 РУМК и представители федеральных органов исполнительной власти — учредителей центров.
Напомним, координатором проектной работы РУМК является Минобрнауки России.