Научно-технический прогресс и развитие производства неразрывно связаны с социально-экономическим развитием страны, что, в свою очередь, определяет востребованность профессий и формирует рынок труда. Чтобы выпускать востребованных специалистов, российские вузы постоянно работают над созданием новых образовательных программ. Представители вуза рассказали, какие новые возможности открылись для студентов за последние пять лет.

ΙΤ, энергосбережение и «умное» сельское хозяйство: какие образовательные программы появились в вузах за пять лет

акцент на ΙΤ

Поддержка программ развития университетов, направленных на появление новых образовательных программ, ориентированных на потребности бизнеса, является одним из основных направлений работы Минобрнауки России. Например, в прошлом году более 100 вузов получили дополнительное финансирование по программе «Приоритет 2030», которое вузы смогут использовать в том числе и на аналогичные цели.

Кроме того, с этого года в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» будут выделяться средства на создание новых учебных программ по направлению «Искусственный интеллект». Благодаря государственной поддержке планируется создать не менее 10 программ бакалавриата и не менее 40 программ магистратуры по данному направлению.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отмечал, что 67% родителей детей школьного возраста связывают будущее своих детей с информационными технологиями.

Заявка на ИТ-образование также учитывается при внедрении новых образовательных программ в вузах. Например, в Оренбургском государственном университете (ОГУ) несколько новых образовательных программ, открытых в вузе за последние пять лет, связаны именно с этой сферой. В частности, это касается «Прикладной информатики» и «Информационной безопасности». По словам врио ректора ОГУ Сергея Мирошникова, это продиктовано сегодняшними реалиями: глобальная цифровизация требует большого количества сотрудников, обладающих компетенциями в сфере цифровых технологий.

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) также проведена глубокая модернизация магистерских программ по направлениям инженерии и информатики. Так, программы инженерного профиля синхротронных исследований обновлены в соответствии с программами научно-технического развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019-2027 годы.

По словам ректора НИЯУ МИФИ Владимира Шевченко, все новые направления подготовки, вводимые в вузе в последние годы, связаны с профессиями будущего.

«Новые лазерные, плазменные и радиационные технологии открывают возможности решения стоящих перед человечеством задач в сферах энергетики, промышленности, здравоохранения, информационных технологий и безопасности. Фотоника и оптоинформатика — ключи к созданию квантового компьютера. Биотехнические системы и технологии лежат в основе таких перспективных направлений профессиональной деятельности, как 3D-печать органов, цифровые двойники и телемедицина. По направлениям «Автоматизация технологических процессов и производств» и «Мехатроника и робототехника» готовятся специалисты, обладающие инженерно-конструкторскими навыками в области создания инновационных киберфизических систем, тех самых роботов, которые активно входят в нашу повседневную жизнь обучены, — говорит он.

Забота об окружающей среде

В последние пять лет не остаются без внимания направления подготовки, связанные с экологией, энергосбережением и природопользованием. Например, с 2017 по 2022 год в Оренбургском государственном университете появились такие образовательные направления, как «Экология и природопользование», «Химическая технология», «Водные биоресурсы» и «Аквакультура».

«Правильность наших действий подтверждается и предпочтениями абитуриентов: мы наблюдаем рост интереса абитуриентов к перечисленным направлениям обучения», — говорит и.о. Ректор ОГУ Сергей Мирошников.

В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) открыта программа бакалавриата «Проектирование и строительство инженерных систем электроснабжения и жизнеобеспечения». Ее продолжением стала магистерская программа «Инженерные системы использования альтернативных источников энергии и отходов».

«Студенты изучают процессы преобразования различных видов энергии, изучают конструктивные особенности объектов и комплексов, использующих ветровую, солнечную, биогазовую и низкопотенциальную энергию. Кроме того, они изучают технологии получения энергии из перерабатываемых отходов, осваивают проектирование систем жизнеобеспечения города, обеспечивающих комфортную и экологичную среду обитания. Магистерская программа направлена ​​на исследование и совершенствование энергетических комплексов, работающих на альтернативных источниках энергии, с целью повышения их эффективности, снижения затрат и оптимизации размещения таких объектов в городе», — говорит ректор ДГТУ Бесарион Месхи.

С нового 2022/2023 учебного года ДГТУ также планирует открыть набор на бюджетные места по направлению «Охота, кинология и зоотехника». Выпускники, обучавшиеся по данной программе, смогут заниматься охотничьим хозяйством, собаководством и разведением, а также станут универсальными специалистами, глубоко разбирающимися в физиологических и психических потребностях любого животного, способными обеспечить должный уровень благополучия быть. Впервые в этом году у студентов ДГТУ появится возможность поступить в магистратуру с бюджетом по направлению «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

Уникальные специалисты для регионов

Еще одно важное направление, на которое Минобрнауки России и руководство вузов обращают пристальное внимание при введении новых специальностей, — подготовка кадров для решения прорывных задач в регионах.

В частности, в ДГТУ уже более двух лет реализуется проект по подготовке инженеров с уникальным набором компетенций. Институт передовых технологий «Эскуэла X» стал пилотным образовательным проектом, реализующим проектную модель обучения. Одним из основных его направлений является подготовка специалистов для «интеллектуального» сельского хозяйства.

«Концепция Школы ориентирована на подготовку инженеров мирового уровня, обладающих уникальным набором знаний и навыков, способных творчески решать сложные технологические задачи», — комментирует Бесарион Месхи.

В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) одной из основных задач при введении новых специальностей является привлечение молодежи к перспективным исследованиям и разработкам, что важно для Дальнего Востока и страны в целом. В этом году в университете будет запущено более 40 обновленных образовательных программ для усиления подготовки кадров по тем направлениям, которые соответствуют пяти стратегическим инициативам университета в рамках реализации мероприятий «Приоритета-2030».

Например, один из пяти стратегических проектов вуза связан с «морскими» технологиями и декарбонизацией.

«Весь исследовательский потенциал вуза в этой области сосредоточен в Институте Мирового океана, одном из крупнейших научно-образовательных центров России в области экологии и сохранения океанического разнообразия. Здесь с этого года можно записаться на «Цифровые технологии освоения Мирового океана», «Мониторинг шельфовых морей» и другие актуальные для региона программы», — рассказывает первый проректор ДВФУ Андрей Шушин.

Новые программы появятся в Институте интенсивных наук-технологий и перспективных материалов ДВФУ.

«В будущем их выпускники смогут работать в подразделениях класса Magascience, что особенно важно. К 2026 году на острове Русский появится синхротрон «Российский источник фотонов» (РИФ), и нам потребуются специалисты, которые смогут работать на этой уникальной установке», — заключает Андрей Шушин.