Как выпускники российских вузов работают с иностранными компаниями

Специалисты с российским техническим образованием всегда были востребованы как в российских, так и в международных компаниях. Сами выпускники рассказывают о том, как облегчить межкультурную коммуникацию и на что стоит обратить внимание во время учебы, чтобы успешно сотрудничать с иностранными корпорациями.

МАИ давно сотрудничает с зарубежными вузами в реализации программ двойных дипломов: в 2017 году была запущена специальная корпоративная магистерская программа с Shanghai Jiao Tong University (SJUT), не имеющая аналогов в России).

Работу СЖТУ организует выпускник МАИ Александр Хван, работает по программам летней студенческой практики на Авиационном заводе имени Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и разрабатывает проекты для летних и зимних аэрокосмических школ МАИ для студентов иностранных.

«За время моей работы в МАИ-ШУКТ поступило более 300 человек, около 600 человек обучались по программам зимней и летней аэрокосмической школы, — вспоминает курирующий объединенный институт Александр Хван.

По его словам, основной целью программы является двустороннее развитие межкультурной коммуникации между Россией и Китаем.

Как выпускники российских вузов работают с иностранными компаниями

«Поскольку на рынке труда ощущается дефицит высококвалифицированных инженерных кадров с хорошим уровнем владения техническим английским языком, а также пониманием культурных и ментальных особенностей представителей страны-партнера, совместный институт приобретает особую актуальность. MAI-SCHUTZT – это точка роста молодых специалистов. И, благодаря спонсорской поддержке российских госкорпораций, пожалуй, самая доступная программа обучения за рубежом. Проект позволяет студентам получить разносторонние знания и построить успешную карьеру в аэрокосмической отрасли», — поясняет куратор института.

Программа обучения является эксклюзивной и разработана в интересах и при участии российских корпораций ПАО «ОАК» и АО «ОДК», а также китайской авиастроительной корпорации COMAC. Его цель – формирование кадрового резерва для создания российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929, работу на котором студенты начинают с первого дня обучения. Этот проект считается самой высокой технологией в портфеле общих совместных проектов двух государств. Считается, что новый самолет может конкурировать с двумя гигантами, Airbus и Boeing, на рынке Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Я работаю инженером по динамике полета в компании Guangdong Huitian Aerospace Technology Co., Ltd в Китае и специализируюсь на управлении жизненным циклом продукта, — говорит Джун Чжан, магистр наук 2020 года. — Я исследую стратегию управления полетом концепции одноместного летающего автомобиля. Знания, полученные в совместном институте MAI-SCHUTZT, помогают мне в моей проектной работе, а такие дисциплины, как проектирование авиационных систем, управление конфигурацией и сертификация летной годности, стали основой моей профессиональной деятельности. В MAI-SCHUTZT нас не только учили теории, но и стимулировали интерес к изучению нового. Мы объединили усилия Китая и России».

Обучение длится 2,5 года: первый год и последние полгода обучения проходят в Шанхае, второй год – в Московском авиационном институте. По окончании обучения студенты получают два диплома: СТУЦ и МАИ. Кроме того, в 2019 году МАИ и ШУКТ открыли 3 курса бакалавриата в областях авиационной техники, двигателестроения и ракетостроения. Также подписано соглашение об открытии дополнительной международной корпоративной магистерской программы в области авиационной техники».

«Во время обучения в магистратуре я проходил стажировку в Китае и изучал основы работы в отрасли. Большим преимуществом нашей совместной магистерской программы является полное погружение в работу над проектом перспективного совместного российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета на 250-300 пассажиров (CR929) с первых дней обучения», — Эжен Гурьев, Мастер 2019 года делится впечатлениями.

он считает, что знания, полученные в SJTU, помогают ему строить плодотворные коммуникации с китайскими коллегами.

«За полтора года изучения и взаимодействия выстроено понимание моделей поведения и особенностей мышления людей Поднебесной. Это очень помогает во время переговоров и ускоряет процесс согласования и принятия решений. Кроме того, обучение проводилось на английском языке и в англоязычной среде кампуса, что позволило преодолеть языковой барьер и приобрести умение искать необходимую информацию на английском языке. Лекции ведущих компаний, таких как HoneyWell, Hewlett-Packard, знания в области управления продуктами и проектами, международные стандарты и передовой опыт со всего мира – отличная база знаний для дальнейшей самореализации в качестве специалиста по продуктам первого класса», он признает выпускника.

В настоящее время работает в Региональном авиационном филиале ПАО «Корпорация «Иркут» в научно-исследовательском объединении «Управление проектированием», занимается системной инженерией (системная инженерия/системная инженерия), построением бизнес-процессов, управлением требованиями и другими комплексными процессами, а также составлением правил документации.

«Среди задач, которые стоят перед мной и моими коллегами, — задача цифровой трансформации корпорации и, конечно же, выстраивания и увязки всех процессов жизненного цикла, управления данными, создания единой информации, перехода на решение контроллера данных что в конечном итоге приводит к уменьшению количества изменений, снижению транзакционных издержек, улучшению управления ресурсами и повышению качества разработки продукта», — говорит Евгений Гурьев.

Совершенствует систему управления в иностранной компании и выпускник СПбПУ Никита Кондрашов. Он поступил на машиностроительный факультет (так тогда назывался Институт металлургии, машиностроения и транспорта) на кафедру транспортно-технологических систем. Потом были магистратура в Германии, заочное обучение в аспирантуре Политеха и приглашение на работу в глобальную автомобильную компанию. Помимо работы в компании Daimler, Никита Кондрашов преподает в Университете прикладных наук по экономике и менеджменту в Дюссельдорфе (FOM University of Applied Sciences). Он советует студентам начать думать о своей будущей специальности еще в колледже.

Как выпускники российских вузов работают с иностранными компаниями

«Используйте возможности по максимуму: например, студенты Политеха могут выехать за границу по обмену в сотни вузов-партнеров. В свое время именно так я и оказался в Германии, где учился в магистратуре по обмену. Многие компании предоставляют студентам возможность пройти стажировку или стажировку у них; например, я написал магистерскую диссертацию в Центре перспективных исследований BMW в Мюнхене. Это был один из первых шагов на пути к концерну Daimler: сразу после написания диссертации я устроился в конструкторское бюро, которое работало с Audi, а через два года стал штатным сотрудником Mercedes.-Benz» вспоминает выпускник Санкт-Петербургского политехнического университета.

Аспирант Омского государственного университета. ФМ Достоевский Марина Болдырева уезжает учиться в другую страну. Получил стипендию Президента Российской Федерации для обучения за рубежом студентов и аспирантов, добившихся значительных успехов в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Молодой ученый исследует магнитные свойства многослойных структур, состоящих из ультратонких пленок. Кобальтовые пленки используются в головках жестких дисков. Это система регистрации, хранения и чтения данных на магнитных носителях. Одной из проблем с хранением данных является износ самих жестких дисков. Также на некоторые из них влияет температура.

«Я занимаюсь этой проблемой уже шестой год. Физические свойства пленок разные: сначала я исследовал параметры восприимчивости этих материалов к различного рода изменениям. Потом пошли более серьезные исследования, в основном исследования равновесных магнитных свойств, а сейчас я переключился на исследования неравновесных свойств», — говорит аспирант.

Как выпускники российских вузов работают с иностранными компаниями

В этом учебном году Марина Болдырева отправится в Канадзавский университет в Японии, где продолжит свои исследования под руководством профессора Ода Тацуки в Лаборатории теоретической и вычислительной нанофизики. Президентская стипендия покрывает стоимость авиабилетов, проживания, виз, медицинского страхования и местного транспорта.