В День российской науки среди вузов и НИИ был проведен опрос, какие из опубликованных в 2021 году научных статей, авторами или соавторами которых были российские ученые, они считают наиболее значимыми и интересными.

Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) «МИСиС». Статья «Полупроводниковые наноканалы в металлических углеродных нанотрубках путем изменения термомеханической хиральности», журнал Science.

Международной группе ученых из России и Японии впервые удалось продемонстрировать возможность контролируемого изменения хиральности углеродных нанотрубок. Это приближает эти наноструктуры к практическим применениям в высокоточной электронике и сенсорах и позволяет создавать уникальные нанотранзисторы размером менее 3 нанометров.

Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН. Статья «Новая группа видов из комплекса видов Daphnia curvirostris (Cladocera: Anomopoda) из восточной Палеарктики: таксономия, филогения и филогеография», Зоологический журнал Линнеевского общества.

В научной статье говорится о том, что Дальний Восток является местом обитания исчезающих реликтовых ракообразных. Исследование проводилось российскими учеными совместно с коллегами из Государственного университета Нью-Йорка в Буффало. Они изучили филогеографию, скорость эволюции и видовое разнообразие кладоцер комплекса Daphnia curvirostris. Были изучены последовательности четырех генов в этом комплексе и подтверждено существование двенадцати отдельных видов. На Дальнем Востоке обнаружена ранее неизвестная группа из четырех редких видов. Ученые обнаружили, что этим животным грозит исчезновение.

Институт физики полупроводников им. А.В. Ржанов СО РАН. Статья «Настраиваемая нецелочисленная генерация высших гармоник в топологическом изоляторе», Nature.

Исследование международной группы ученых, в состав которой входил заведующий лабораторией Института физики полупроводников. СРЕДНИЙ. Ржанова С.Б доктора физико-математических наук РАН Олега Терещенко, посвященная изучению свойств топологических изоляторов: их взаимодействие с лазерным излучением. Результаты работы открывают новые возможности управления током с помощью световой волны, что в будущем позволит создавать быстродействующие электронные устройства и средства связи. Новые данные также важны для понимания релятивистских эффектов, возникающих, когда скорости частиц приближаются к скорости света.

Институт экологии растений и животных УрО РАН. Статья «Гигантские волки были последними представителями древнего рода псовых Нового Света», Nature.

Группа ученых, в которую вошли российские исследователи сразу из нескольких институтов РАН, установила, что североамериканские хищники ледникового периода из группы псовых — гигантские волки — оказались отдельным видом, не имеющим близкого родства с распространенный серый волк. Чтобы это выяснить, ученым потребовалось изучить ДНК древних волков, а также сравнить всю доступную информацию о морфологии двух видов волков на основе новейших технологий геометрического морфометрического анализа.

Кубанский государственный университет. Статья «Биполярные мембраны: обзор принципов, последних разработок и приложений», Журнал мембранных наук .

Статья представляет собой обзор современных достижений в области физической химии биполярных мембран. Эти мембраны имеют два слоя и содержат анионообменный слой и катионообменный слой, что позволяет генерировать ионы Н+ и ОН-, продукты диссоциации молекул воды, при пропускании электрического тока. Это позволяет получать кислоты и щелочи из растворов солей без применения химических реагентов. Биполярные мембраны все чаще используются в зеленой химии при обработке природных и промышленных сточных вод, а также в процессах накопления энергии.

Сколковский институт науки и технологий. Статья «Аномальная высокотемпературная сверхпроводимость в YH6», журнал Advanced Materials.

Международная группа ученых под руководством профессора Сколтеха Артема Оганова и доктора наук Ивана Трояна из Института кристаллографии РАН теоретически и экспериментально исследовала новый высокотемпературный сверхпроводник — гидрид иттрия (YH6). Гидриды иттрия входят в тройку известных в настоящее время высокотемпературных сверхпроводников. До 2015 года рекорд высокотемпературной сверхпроводимости составлял 138 К (166 К под давлением). Как отмечают ученые, если бы пять лет назад кто-то сказал о комнатной сверхпроводимости, это вызвало бы только улыбку, а теперь это реальность о получении комнатной сверхпроводимости при более низких давлениях

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет педиатрии. «Молекулярные доказательства и таргетная терапия немелкоклеточного рака легкого: текущее состояние и перспективы», Critical Reviews in Oncology/Hematology.

Немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ) является одним из наиболее распространенных видов рака. В статье отражено современное состояние медицинской науки в отношении персонализированного лечения рака легкого, предложены поддерживающие лабораторные подходы для этой группы пациентов, а также обобщены глобальные и трансляционные исследования в области торакальной онкологии.

Уральский государственный экономический университет. Статья «Устойчивое состояние экологических, экономических и социальных компонентов сельскохозяйственного сектора с точки зрения открытых инноваций», Журнал открытых инноваций: технологии, рынок и сложность.

Цель исследования заключалась в разработке эконометрической модели для определения условий, при которых возможно обеспечить сбалансированное развитие эколого-экономической и социальной составляющих агропромышленного комплекса России в восточноевропейском регионе. Авторы используют метод нечетких множеств для построения комплексной модели для оценки уровня устойчивого развития аграрного сектора Восточной Европы на основе показателей экономической, экологической и социальной устойчивости.

Новосибирский государственный национальный исследовательский университет. Статья «Раскопки истории населения неандертальцев с использованием ядерной и митохондриальной ДНК из пещерных отложений», Наука.

Российские и зарубежные ученые впервые извлекли и расшифровали ядерную ДНК неандертальцев со дна пещеры. В качестве источника ядерной ДНК они использовали артефакты из раскопок, способные сохранить биологические следы человека (камни, орудия труда и др.), из Чагырской и Денисовской пещер Алтая в горах Южной Сибири и Испанского грота в одном месте называется Атапуэрка. Исследователи применили совершенно новый подход к обработке ДНК из образцов. Постепенно сравнивая расшифрованные последовательности нуклеиновых кислот с имеющимися в базе данных и концентрируясь на фрагментах, характерных только для человека, они отделяли неандертальское вещество от животного. Результаты этого подхода сопоставимы с результатами, полученными традиционным методом.

Владикавказский научный центр РАН (подразделение — Южный математический институт, филиал ВНЦ РАН). Статья «Компактные полиномы, сохраняющие дизъюнкции в квазибанаховых решетках», Журнал математического анализа и приложений. Ученые разработали новый математический подход, позволяющий исследовать реальную проблему доминирования в ситуации, когда классические методы двойственности неприменимы.