На развитие проектов с использованием технологий интернета вещей и больших данных, разработку и внедрение образовательного модуля «Системы искусственного интеллекта» в вузах выделено 1,5 млрд рублей: подводим итоги работы Минобрнауки России и Науки в области искусственного интеллекта.

Исследование и разработка

В 2021 году Министерство науки и высшего образования Российской Федерации поддержало 24 проекта в области искусственного интеллекта (ИИ) на сумму более 1,5 млрд рублей.

Южный федеральный университет (ЮФУ) получил финансирование на создание нейротехнологической платформы для повышения качества образования. Комплекс, созданный с применением нейротехнологий, позволит более эффективно проводить оценку обучающихся, определять уровень мотивации, компетенции, строить образовательную программу с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и состояния обучающегося (уровня внимания, интереса и т.д.) аудитории.

«Сотрудничество научного потенциала нашего университета с ведущими специалистами в области образования и нейротехнологий приведет к созданию практического инструмента управления человеческим капиталом. Сегодня высокотехнологичные производства предъявляют к персоналу принципиально новые требования. Система высшего и профессионального образования отвечает на этот вызов, организуя обучение в рамках индивидуальных образовательных траекторий. Благодаря новейшей информации и нейротехнологиям удается добиться наилучших результатов на всех этапах развития персонала», — говорит ректор Южного федерального университета Инна Шевченко.

Проект выполнялся Технологическим центром научных исследований нейротехнологий Южного федерального университета под руководством главного научного сотрудника Валерия Кироя в 2019-2021 гг. Индустриальным партнером выступила компания АСТ, в проекте участвовали компании «Современные образовательные концепции» и «Лаборатория знаний» (Москва).

В 2021 году в Центре фотоники и двумерных материалов Московского физико-технического института (МФТИ) была открыта международная лаборатория под руководством профессора Луиса Мартина-Морено из Университета Сарагосы (Испания), одного из основоположники современной нанофотоники. Основной задачей новой лаборатории является проведение передовых исследований фундаментального и поискового характера, а также прикладных исследований и разработок гражданского назначения, в основном направленных на решение междисциплинарных задач в области нанофотоники. В настоящее время ученые работают над проектом Advanced Nanophotonics: Quantum Materials and Artificial Intelligence».

«В ближайшее время для нашей новой лаборатории мы определили несколько приоритетных направлений развития в области низкоразмерной физики квантовых систем. Существует много двумерных материалов и их оптические свойства мало изучены, но многие из них перспективны для применения в нанофотонике: в резонаторах, волноводах и других устройствах. Когда мы переходим из трехмерного пространства в двухмерное, проявляется квантовая сущность материи вокруг нас, открывая новые возможности управления взаимодействием света с материей. Кроме того, мы собираемся развивать и применять методы машинного обучения для создания и исследования новых оптических материалов и оптимизации нанофотонных устройств на их основе», — сказал Валентин Волков,директор Центра фотоники и 2D-материалов МФТИ.

Финансирование выделено в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2021 годы» (2 проекта), Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития сотрудничества российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств» (13 проектов), Постановление Правительства Российской Федерации Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации»(6 проектов), фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства (3 проекта).

Образование в области искусственного интеллекта

В 2021 году разработан и внедрен в вузы России образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта». После обучения студенты смогут применять основные методы искусственного интеллекта в своей будущей профессиональной деятельности, в том числе: овладение методами постановки задач и обработки результатов компьютерного моделирования, создания математических и информационных моделей процессов, изучаемых явлений и объекты, планирование процесса моделирования и вычислительного эксперимента и многое другое.

Модуль может быть использован при реализации образовательных программ по всем направлениям подготовки и специальностям всех уровней высшего образования и дополнительных профессиональных программ. При этом модуль может быть дополнен темами и разделами с учетом уровня и профориентации конкретной программы.

В разработке модуля участвовала рабочая группа, организованная Министерством образования и науки Российской Федерации, в состав которой вошли представители федеральных учебно-методических объединений, ведущих организаций образования и педагогические работники. АНО «Цифровая экономика», ПАО «Сбербанк», Корпорация Mail.ru, Компания «РТСофт», Компания «1С», Ракетно-космическая корпорация «Энергия», НПО Машиностроения «Военно-промышленная корпорация», Альянс «Искусственный интеллект» и другие ключевые работодатели.

Публикации на тему «Искусственный интеллект»

В 2021 году в журналах первого квартиля и индексируемых в системах Web of Science (WoS) и Scopus российские ученые опубликовали 98 научных статей на тему «Искусственный интеллект» — это на 172,2% больше контрольного значения, указанного в одном из паспорта проекта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Общий индекс Хирша российских ученых по теме ИИ в системе WoS достиг 65 единиц, в системе Scopus — 63 единицы. Это превысило показатели на 38,3% и 34%.

По итогам конференций А+ в области искусственного интеллекта было сделано 76 публикаций, что также значительно превысило показатели (в работе контрольное значение составило 36 статей).