Цифровая трансформация экономики требует от специалистов новых междисциплинарных навыков и сильных компетенций в области информационных технологий. Как вузы готовят востребованных на рынке труда студентов и адаптируют свои образовательные программы к новым условиям, читайте в нашем материале.
Цифровые геологи
Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) «МИСиС» выпустил первых в России специалистов по профилю «Горно-геологические информационные системы».
«В условиях цифровой трансформации экономики особое значение приобретает междисциплинарность. Программа «Горно-геологические информационные системы» разработана на стыке горного дела, геологии и информационных технологий для подготовки специалистов, которые будут обладать навыками и прикладными компетенциями в области моделирования, проектирования, управления горно-обогатительными процессами и организации производства, профессионалов которые способны внести существенный вклад в модернизацию горнорудной отрасли страны», – отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова».
Программа обучения специалистов, которые будут решать задачи цифровизации горнодобывающей отрасли, была разработана НИТУ «МИСиС» в 2016 году в ответ на запрос бизнеса в связи с острой нехваткой кадров. Актуальность программы подтверждается востребованностью выпускников, многие из которых уже получили работу в Московском и региональных подразделениях Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Ростех», АО «Росгеология». Среди деловых партнеров – ведущие корпорации горнодобывающей отрасли: «Микромайн Рус», УК «Кузбассразрезуголь», Лебединский ГОК, Кировский филиал «Апатита», которые также готовы принять выпускников в свои компании.
Получив базовое образование по профилю «Горно-геологические информационные системы», можно освоить любую из шести профессий в области добычи и переработки полезных ископаемых, описанных в Атласе новых профессий, разработанном Агентством стратегических инициатив.
«Вузы практически не дают возможности изучать профессии будущего, потому что в основном готовят кадры не для цифровой экономики, а для аналоговой. Сфера образования и обучения является одной из самых консервативных, и программы обучения зачастую остаются неизменными десятилетиями. Но образование все больше становится связанной экосистемой, включающей работодателей, бизнес и науку. И НИТУ «МИСиС», сумевший совместно с предприятиями реализовать задачу повышения квалификации кадров, имеет большой потенциал стать новой образовательной осью, вокруг которой будет строиться система подготовки специалистов по действительно востребованным специальностям», — сказал Дмитрий Судаков, руководитель Атласа новых профессий».
Выпускники смогут проявить себя в качестве инженера горных систем, оператора распределенного проходческого оборудования, инженера роботизированных систем, инженера по интерпретации данных телеметрии, оператора беспилотных летательных аппаратов для разведки месторождений и аналитика-эколога в добывающих отраслях.
Выпускники НИТУ «МИСиС» отмечены в горно-геологических информационных системах
Выпускники владеют методами моделирования месторождений полезных ископаемых и системами управления качеством минерального сырья, могут использовать нейронные сети для расчета параметров современных тектонических движений, построения моделей движения горных работ при подземной добыче полезных ископаемых и т д. Большинство выпускников получили приглашение на работу еще во время учебы. Предприниматели отмечают высокий уровень подготовки молодых специалистов. Средняя стартовая зарплата «цифровых» инженеров — 100 тысяч рублей с перспективой быстрого роста.
«Выпускники программы хорошо разбираются в цифровых технологиях и разбираются в тонкостях горнодобывающей отрасли. Все ребята прошли длительные стажировки на реальном производстве, и в какой-то момент мы с коллегами стали относиться к ним как к хорошо подготовленным специалистам с серьезным опытом работы в горнодобывающей компании. Считаю, что команда преподавателей отлично справилась с задачей подготовки горных инженеров, способных внедрять современные информационные системы в производство, — отметил Борис Курцев, председатель Государственной экзаменационной комиссии, генеральный директор ООО «Микромайн Рус».
ИТ-инфраструктура в компаниях
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) при Институте компьютерных наук и технологий также запускает новую образовательную программу, связанную с информационными технологиями – «ИТ-инфраструктура предприятия».
Образовательную программу планируется реализовать совместно со специалистами ПАО «Газпром нефть», что позволит студентам получить практический опыт и погрузиться в ИТ-инфраструктуру компании реального сектора экономики путем освоения профильных дисциплин, выполнения работ по заказу. ПАО «Газпром нефть», а также написание магистерских диссертаций на основе задач, поставленных индустриальным партнером.
Занятия для студентов Института информатики и технологий СПбПУ
«Создание целостной и эффективной инфраструктуры — чрезвычайно сложный процесс. Он связан со значительными материальными затратами и требует привлечения высококвалифицированных и опытных специалистов. Специалист, который создает и поддерживает ИТ-инфраструктуру, должен обладать серьезными знаниями как в области систем, сетей и информационных технологий, так и в области управления процессами, связанными с функционированием этой инфраструктуры. Благодаря таким специалистам в компании разработчики сервисов могут сосредоточиться на своих бизнес-задачах и не думать о том, где хранить данные и как управлять железом», — говорит Павел Дробинцев, директор Высшей школы программной инженерии СПбПУ.
Цифровая трансформация в ракетно-космической отрасли
В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) убеждены, что ракетно-космическая отрасль сейчас на пути цифровой трансформации. Это должны делать новые кадры, а выпускники должны обладать новыми необходимыми навыками. В этом смысле в университете в 2022 году стартовал опережающий учебно-образовательный проект «Исследование, разработка и создание демонстраторов двигательной установки с центральным корпусом, системы управления и контроля с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса с полностью многоразовым система ракет-носителей и универсальная космическая платформа». Она реализуется в рамках участия вуза в Уральском научно-образовательном центре мирового уровня.
«Основным стержнем образовательной системы стало созданное в предыдущие годы Молодежное конструкторское бюро (МКБ), куда вошли не только студенты, но и молодые ученые, работающие под руководством более опытных коллег, в том числе профессоров, кандидатов технических наук наук. Мы также привлекали в МКБ талантливых выпускников средних школ. Результатом стала повышенная конкуренция в плане организации совместной работы над такими общими проектами», — рассказал Игорь Щуров, доктор технических наук, профессор кафедры автоматизированных инженерных технологий.
Студент ЮУрГУ
Кроме того, Политехнический институт ЮУрГУ разработал научно-образовательный проект «Непрерывная подготовка кадров для цифровой трансформации ракетно-космической отрасли». В первую очередь к участию приглашаются старшеклассники, но к команде могут присоединиться и младшие школьники. В работе по проектной программе обучения групповая деятельность сочетается с индивидуальной, все участники несут ответственность за результат своего сегмента деятельности.
Помимо обучения студентов, проект «Непрерывное обучение для цифровой трансформации ракетно-космической отрасли» также требует подготовки и повышения квалификации собственных научно-педагогических кадров ЮУрГУ. Следовательно, планируется реализовать утилизацию специалистов таких компаний в отрасли.