Вопросы образовательной кооперации обсудили в ходе стратегической сессии «Сотрудничество России и Африки в области высшего образования в меняющемся мире», которая состоялась на базе НИУ ВШЭ. В мероприятии принял участие заместитель главы Минобрнауки России Дмитрий Пышный.
«В соответствии с Планом приема на 2023/24 учебный год количество квот для африканских студентов увеличено в два раза. На 2024/25 планируем сохранить число квот на том же высоком уровне. Всего в текущем учебном году в России обучается более 34 тысяч граждан африканских государств. В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом в 2023 году, укрепление и углубление российско-африканского взаимодействия является для России одним из приоритетов», — отметил Дмитрий Пышный.
Замминистра также добавил, что в настоящее время со странами Африки действует 29 межправительственных соглашений о признании образования, 20 межведомственных меморандумов и 25 межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере науки и высшего образования. Рассматриваются еще 32 проекта документов о сотрудничестве.
За прошедший год количество российских участников Консорциума «Российско-Африканский сетевой университет» (РАФУ) возросло с 54 до 63, а африканских — с 11 до 31. В рамках РАФУ на 2024 год запланирован ряд мероприятий: это проведение Третьего Летнего многопрофильного университета РАФУ, организация круглого стола на Петербургском международном экономическом форуме и «на полях» Саммита БРИКС «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности», а также расширение сотрудничества со странами Северной Африки и проработка открытия информационного центра в одной из них.
Также при активном участии Санкт-Петербургского горного университета был создан Международный консорциум технических университетов «Недра Африки». Его целью является выработка единой позиции по государственному регулированию природопользования и подготовке высококвалифицированных специалистов для минерально-сырьевого комплекса континента.
В сфере научно-технологического сотрудничества реализуются пять совместных проектов, отобранных по результатам специального грантового конкурса. Над ними работают российские организации совместно с партнерами из Египта, Эфиопии, Зимбабве и Гвинеи. Новый отбор планируется провести в мае текущего года.
В ходе выступления министр высшего образования и научных исследований Республики Мали Бурема Кансае поддержал намерение развивать двустороннее сотрудничество и отметил, что для Мали, где молодежь составляет большую долю населения, подготовка квалифицированных кадров и ученых является важнейшим условием развития экономики. Он также предложил рассмотреть возможность признания малийских дипломов в России и организации совместных научных исследований.
Министр высшего образования и науки Республики Нигер Саиду Мамаду отметил, что сотрудничество с Россией уже развивается, а его основными направлениями являются инженерное образование и энергетика. Страна обладает большими запасами урана и нуждается в квалифицированных специалистах инженерного и нефтегазового дела. Остается актуальным и медицинское образование, российский стандарт которого высоко ценится в странах Африки.
Потребность в специалистах для приоритетной добывающей отрасли обозначил и заместитель министра образования Гвинейской Республики Секу Траоре — в их стране ценными ресурсами являются бокситы, железо и золото.
На важность мобильности научных сотрудников также указал министр высшего образования и научных исследований Республики Бурунди Франсуа Хавьяримана. Он пригласил российских специалистов к проведению совместных научных исследований на территории африканской страны.
«Минобрнауки России со своей стороны готово продолжать оказывать содействие нашим африканским коллегам в подготовке кадров в российских университетах и налаживании контактов между нашими образовательными и научными организациями», — резюмировал Дмитрий Пышный.