Российские вузы повышают доступность инклюзивного образования

На базе Проектного бюро Учебно-методического ресурсного центра обучения инвалидов и инвалидов (РУМЦ) Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) Министерства образования и науки Российской Федерации Проведена стратегическая сессия по реализации Межведомственного комплексного плана действий по повышению доступности среднего и высшего образования для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии приняли участие представители Минобрнауки России, проректоры вузов и директора 21 ресурсного учебно-методического центра по обучению студентов с ОВЗ на базе федеральных вузов.

Сеть РМЦ действует в рамках государственной программы «Доступная среда» и включает более 570 вузов и филиалов. Целью ресурсных центров является создание в вузах страны условий, способствующих поступлению лиц с ограниченными возможностями здоровья на программы высшего образования, их успешному обучению и трудоустройству по выбранной специальности.

В России по программам высшего образования обучается 32 000 студентов с инвалидностью. Университетские РМЦ внедряют специальные методы работы с ними. Например, Южный федеральный университет внедрил навигационную систему «Шестое чувство», предназначенную для слабовидящих студентов. Система помогает им ориентироваться в помещениях университета. Многие РМЦ разработали программы повышения квалификации в виде онлайн-курсов для успешной профессиональной и социальной адаптации выпускников с ОВЗ. Например, РМЦ на базе Челябинского государственного университета предлагает своим выпускникам обновленный курс «Продвижение личного бренда в социальных сетях».

Одним из основных элементов экосистемы обучения и поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья является Московский государственный университет пищевых производств. На базе этого вуза открыт технопарк с лабораториями в области пищевых технологий.

«В этом году мы также планируем запустить несколько индивидуальных программ обучения для детей с ограниченными возможностями. Наша задача – сделать так, чтобы не было разрывов между средним общим образованием, высшим и постдокторским образованием, и сопровождать специалиста после трудоустройства. Мы верим, что это будет мотивировать их к учебе и поиску своего места в обществе и на работе, ведь вопрос трудоустройства и участия людей с инвалидностью в социальной среде является важной задачей не только отдельно взятого вуза, но и всего государства в целом.» , — рассказал о деятельности РМЦ на базе МГУПП Михаил Балыхин, ректор вуза.

По словам советника министра науки и высшего образования Российской Федерации Натальи Трухановской, сегодня на площадках проекта работают директора РМЦ 21 федерального университета, проректоры и специалисты по развитию инклюзивного высшего образования 75 российских вузов. Кроме того, Наталья Трухановская сообщила, что уже сформирован общий алгоритм действий до 2030 года, который, в том числе, учитывает возможность бесшовных индивидуальных и многовекторных траекторий.

В 2022 году ресурсные центры приглашают все вузы России к участию в 5-м юбилейном конкурсе сетевых студенческих проектов «Профессиональное завтра» с участием студентов с ограниченными возможностями здоровья. В этом году он пройдет в Тюменском государственном университете.