Система образования в России работает над привлечением молодежи в инженерные науки

Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России продолжают реализацию мероприятий по развитию инженерного образования в стране. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев провел заседание межведомственной рабочей группы, в ходе которого стороны обсудили результаты проделанной работы по данному направлению. Также они определи план деятельности, который позволит обеспечить качественную подготовку кадров для инженерной отрасли.

«Минобрнауки России совместно с участниками рабочей группы продолжает реализацию утвержденного плана мероприятий по развитию инженерного образования. Несмотря на то, что после разработки и реализации плана прошло не так много времени, — и в организационном, и в содержательном плане сделано уже много», — сообщил Дмитрий Афанасьев.

В апреле 2023 года был утвержден план из 29 мероприятий, направленный на вовлечение в научную деятельность школьников, студентов и преподавателей. Межведомственное взаимодействие позволяет поддержать будущих инженеров и сформировать путь в профессию со школы. Кроме того, план нацелен на повышение уровня компетенций преподавателей общеобразовательных учреждений и вузов, а также на демонстрацию новых практик и подходов образовательного процесса.

Так, в сентябре по всей стране прошли Всероссийские дни физики на базе школ и вузов. В школьных мероприятиях приняли участие порядка 425 тыс. обучающихся и педагогов. Программа включала проведение классных часов и тематических школьных мероприятий, научно-популярных и профориентационных лекций, а также курсы повышения квалификации для учителей инженерных предметов.

Вместе с тем тематические дни провели университеты из 23 регионов России, в том числе из новых регионов. Для 13,5 тыс. студентов и преподавателей организаторы провели интеллектуальные игры, лекции, индивидуальные и командные соревнования.

В рамках проекта также состоялся съезд учителей физики в Образовательном центре «Сириус». Более 1,5 тыс. педагогов из 77 регионов России стали участниками тематических секций, обменялись опытом и лучшими практиками с коллегами.

В настоящее время порядка 20 педагогических и инженерно-технических вузов участвуют в работе по развитию инженерного образования. Так, на базе Московского физико-технического института создан Центр развития физико-математического образования, где эксперты разрабатывают современные инженерные курсы, проводят программы повышения квалификации и организуют методическую и аналитическую поддержку по популяризации профильного образования.

Задача центра — повысить мотивацию обучающихся и преподавателей физики, а также трансформировать образовательный процесс для подготовки инженеров. Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что результаты работы центра направлены на достижение технологического суверенитета, лидерства страны в этой области и развитие современных технологий.

Кроме того, ряд университетов станут ресурсными центрами по совершенствованию инженерного образования, в том числе МГУ имени М. В. Ломоносова, МИФИ, Курчатовский институт. Так, например, Адыгейский государственный университет будет координировать работу со школьниками и учителями новых субъектов и Юга России.

По итогам заседания было принято решение о ежегодном проведении указанных мероприятий, расширении состава межведомственной рабочей группы и продолжении работы по совершенствованию инженерного образования.