61 000 казахстанских студентов обучаются в российских вузах по образовательным программам высшего образования (бакалавриат
В каких вузах учатся казахстанские студенты
В 2021/2022 учебном году в рамках квоты Правительства Российской Федерации для студентов из Казахстана выделено 833 квоты. Наиболее популярными специальностями и направлениями подготовки среди студентов из Казахстана являются менеджмент, экономика, лечебное дело, IT-программы, прикладная математика и физика. Большинство казахстанских студентов обучаются в Российском университете дружбы народов (РУДН), Московском физико-техническом институте (национальном исследовательском университете) (МФТИ), Национальном исследовательском университете ИТМО, Уральском федеральном (УрФУ).
Только в РУДН, отметил ректор вуза Олег Ястребов, учится 448 студентов из Казахстана.
«43% из них укладываются в бюджет. Больше всего в этой стране студентов по направлениям «Управление», «Лечебное дело», «Международные отношения», «Экономика» и «Юриспруденция», — уточнил Олег Ястребов.
По словам ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, в УрФУ обучается 1300 студентов и 12 аспирантов из Казахстана, а работают 36 граждан этой страны, в том числе старшие научные сотрудники, младшие научные сотрудники, инженеры-исследователи и ассистенты.
«Мы поддерживаем талантливых кандидатов из Казахстана и проводим многопрофильную олимпиаду УрФУ «Изумруд» в крупных городах республики, которая входит в перечень Министерства науки и высшего образования и позволяет нам укрепить свои позиции в конкурсе. Наша ассоциация выпускников также работает в Казахстане, ее представители помогают развивать отношения с компаниями и потенциальными работодателями, организовывать дни карьеры. Ассоциация создала специальный фонд целевого капитала, из которого лучшие студенты Уральского федерального университета Казахстана получают дополнительные стипендии», — сказал Виктор Кокшаров.
Как отметил ректор Уральского федерального университета, большой интерес к этому вузу у абитуриентов из Казахстана сложился благодаря многолетнему сотрудничеству вуза с образовательными и научными центрами Казахстана. Университет развивает партнерские отношения с 39 организациями Казахстана; Ученые УрФУ и их коллеги из Республики Казахстан за последние пять лет совместно опубликовали 362 статьи по таким предметным областям, как материаловедение, физика, астрономия, химия, машиностроение и другие.
По словам проректора по учебной работе МФТИ Артема Воронова, Казахстан исторически имеет сильную базу по математике, физике и естественным наукам: национальные команды регулярно демонстрируют высокие результаты на международных олимпиадах по этим дисциплинам.
«Из года в год мы видим, что МФТИ находится в центре внимания сильнейших ученых Казахстана, которые не только входят в наши направления, связанные с фундаментальной физикой, IT и биотехнологиями, но и участвуют в нашей Физтех.Международной олимпиаде, учатся в МФТИ заочно Школа физики и технологий. Сегодня к нам из Казахстана приехал каждый седьмой иностранный студент, что прочно удерживает республику в тройке стран, из которых студенты приезжают в МФТИ», — подчеркнул Артем Воронов.
Достигнута договоренность с казахстанской стороной о продолжении совместной работы по приему граждан этой страны на обучение в российские вузы, уделив особое внимание подготовке преподавателей русского языка для общеобразовательных школ и вузов Республики Казахстан.
Готовится соглашение о создании новых университетских городков
Ныне филиалы МГУ носят имя М. В. Ломоносова, Московский авиационный институт на Байконуре, Челябинский государственный университет в Костанае, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов в Алматы.
Возможно дальнейшее изучение вопроса открытия новых филиалов после заключения соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о создании и функционировании филиалов российских вузов в Казахстане и казахстанских в России.
Подписание такого соглашения обеспечит создание нормативно-правовой базы для функционирования двух филиалов российских вузов, действующих в Казахстане (кроме филиала МГУ), и филиалов российских и казахстанских вузов, действующих в Казахстане обе страны.
Минобрнауки России продолжает консультации с казахстанской стороной по согласованию проекта документа.
Еще одна тема, которая неоднократно обсуждалась на встречах Минобрнауки России с казахстанской стороной, касается открытия Российско-Казахстанского университета в Республике Казахстан.
Указание на открытие совместного университета содержится в Плане совместных действий России и Казахстана на 2019-2021 годы.
В ходе встречи министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова с министром науки и высшего образования Российской Федерации Валерием Фальковым казахстанский министр заявил об отсутствии политических препятствий для продолжения этой работы и выразил готовность рассмотреть концепцию создания совместного университета при поступлении.
В свою очередь Минобрнауки России подготовило предложения о создании Российско-Казахстанского университета и в июне 2021 года направило его на рассмотрение казахстанской стороне.
Над какими проектами работают российские и казахстанские ученые
Российско-казахстанское межвузовское сотрудничество в сфере образования и науки развивается по следующим направлениям: дополнительные профессиональные образовательные программы, в том числе в форме стажировок, и совместные образовательные программы и научные исследования.
Российско-казахстанское сотрудничество успешно развивается в рамках Университета ШОС и Сетевого университета СНГ. В 2021/22 учебном году присуждено 62 и 32 государственных стипендии для приема граждан Казахстана в российские образовательные организации высшего образования, входящие в состав Университета ШОС и Сетевого университета СНГ соответственно.
В рамках образовательного сотрудничества Алтайского государственного университета (АлтГУ) с вузами Казахстана запущено пять магистерских программ совместно с Казахским национальным педагогическим университетом. Абая Восточно-Казахстанский университет носит его имя. С. Аманжолова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахский национальный университет им. Аль Фараби. Кроме того, совместными усилиями российских и казахстанских ученых было разработано десять научно-методических пособий для школьных учителей по истории и культуре тюркского мира. Так, учебники по темам «Эпос тюркских народов», «Этнография Большого Алтая», «Искусство народов Средней Азии.
К 2022 году ученые НОЦ «Большой Алтай» уже запланировали несколько совместных проектов с учеными из Казахстана, в том числе две международные археологические экспедиции и экспедицию по изучению проблем землепользования в степных районах Алтая и Казахстана.
Минобрнауки России проводит работу по продвижению совместных научных и научно-технических проектов, исходя из приоритетов развития научно-технологических комплексов России и Казахстана.
В 2021 году поддержано шесть научных проектов с участием Казахстана, в том числе проекты «Маркетинговая поддержка производственно-технологического сотрудничества предприятий России и Казахстана» (РУДН совместно с КазНУ им аль-Фараби) и «Интенсификация процесса биовыщелачивания» ценных металлов при снижении техногенной нагрузки на территорию», который реализуется Пущинским научным центром биологических исследований РАН совместно с обществом с ограниченной ответственностью «БиоПром Технологии» биовыщелачивания ценных металлов, что позволит сократить использование серной кислоты и, как следствие,снизить техногенную нагрузку на территорию Российской Федерации и Республики Казахстан.
В целях дальнейшего углубления российско-казахстанских научно-образовательных связей Минобрнауки России разработан План мероприятий (дорожная карта) сотрудничества в сфере образования и науки между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Контроль за выполнением плана возложен на двустороннюю Подкомиссию по сотрудничеству в сфере образования и науки, созданную в соответствии с решением, принятым на 21-м заседании Межправительственной комиссии. План мероприятий согласован обеими сторонами, в настоящее время прорабатываются условия и формат подписания.