Ученые Института физики и радиоэлектроники (ИИФиРЭ) Сибирского федерального университета (СФУ) разработали экспериментальную опору — аэродинамическую трубу. Технология позволит проводить аэродинамические испытания самых разных объектов: крыльев самолетов, обшивки автомобилей, макетов зданий и даже городских микрорайонов. На сегодняшний день это самая мощная и функциональная аэродинамическая труба, оснащенная современным измерительным оборудованием в Красноярском крае.

Аэродинамическая труба, созданная сибирскими учеными, поможет грамотно спроектировать городскую застройку

Аэродинамическая труба разработана учеными СФУ

Сотрудники IIFIRE давно работают в области гидроэнергетики и профилей крыла, и наличие в университете аэродинамической трубы значительно облегчило бы большую часть работы, проводимой исследователями. Теперь, благодаря поддержке Красноярского краевого научного фонда «Исследования влияния автомобильных выхлопов и их распространения в городе Красноярске», при софинансировании Сибирского федерального университета, они смогли построить свой собственный.

«Мы давно мечтали построить собственную аэродинамическую трубу. Наконец-то наша мечта сбылась! Трубопровод будет участвовать в фундаментальных исследованиях по изучению турбулентных течений, разработке и проверке математических моделей турбулентных течений. Кроме того, на практике можно будет изучить влияние ветровой нагрузки на здания, сооружения, автомобили и самолеты. Трубопровод будет использоваться в качестве полигона для испытаний ветроустановок и определения эффективности снегозадерживающих сооружений и конструкций, в этом году для Арктики запланировано несколько работ в этом направлении», — рассказал директор IIFIRE Андрей Минаков.

Труба работает с помощью вентилятора, расположенного на ее выходе. Он создает внутри рабочего канала, размер которого 800*800*2000 мм, воздушный поток, движущийся со скоростью до 30 м/с – это скорость сильного штормового ветра. Такое расположение создает наиболее плавный поток в рабочей зоне с плоским профилем, который можно измерить и оценить.

При проведении аэродинамических испытаний ученые используют современные методы оптической диагностики, в том числе мгновенное измерение полей скоростей по изображениям трассерных частиц при засеивании воздушного потока мелкими частицами (например, дымом) с последующим расчетом скорости и направления его движения.

Аэродинамическая труба, созданная сибирскими учеными, поможет грамотно спроектировать городскую застройку

Воздушный поток засеивается мелкими частицами с последующим расчетом скорости и направления их движения

Аэродинамическая труба помогает решить самые разные задачи. Его можно использовать при исследовании интегральных характеристик крыла самолета, таких как подъемная сила и сопротивление. Эти параметры формируют аэродинамическое качество крыла. Обдувая различные аэродинамические поверхности, можно изучить зависимость подъемной силы и сопротивления и подтвердить эти данные испытаниями по схеме течения или по полю распределения скоростей на поверхности крыла.

С помощью установки исследователи оценивают сопротивление аэродинамических объектов и параметры генерируемого потока: уровень турбулентности, отрывные зоны, области рециркуляции и аэродинамический шум. Это позволяет оценить аэродинамику различных транспортных средств или их отдельных элементов уже на этапе проектирования. Например, аэродинамическая труба позволяет определить поведение ветра и распределение газов и пыли в зависимости от типа разработки.

«С помощью современных методов визуализации можно наглядно увидеть, как разные здания влияют на аэродинамику города. По спутниковым снимкам мы воссоздали макет микрорайона, поместили его в аэродинамическую трубу и обдували под разными углами и с разной скоростью. Вот как мы зафиксировали поля скорости потока вокруг этих зданий, чтобы понять, где формируются различные зоны с точки зрения комфорта пешеходов. Например, единичная высотная застройка приводит к формированию локальных зон с повышенными скоростями и пульсациями ветра вблизи высотных зданий. При оформлении будущих площадей, в зависимости от эффекта, которого вы хотите добиться, Можно выбрать низкоскоростные зоны и разместить там детскую площадку, чтобы дети могли играть, а ветер не срывал шапки. Если нужно найти место для парковки, чтобы там не скапливались газы, то наоборот. Хочу добавить, что на сегодняшний день это самая мощная, функциональная и оснащенная современным измерительным оборудованием аэродинамическая труба в Красноярском крае», — говорит Дмитрий Дектерев, доцент кафедры теплофизики Сибирского федерального университета.

Аэродинамическая труба, созданная сибирскими учеными, поможет грамотно спроектировать городскую застройку

Чтобы правильно спроектировать будущие жилые районы, ученые используют современные методы визуализации

Эксперименты, проведенные учеными в аэродинамической трубе, лягут в основу рекомендаций Сибирского федерального университета по реновации жилых массивов и уменьшению снежного покрова в Норильске.