Цифровая среда: студенты и преподаватели осваивают ИТ-навыки в российских вузах

В прошедший Год науки и технологий в программы подготовки выпускников и специалистов российских вузов были внедрены учебные модули по формированию цифровых навыков у студентов. В целях развития кадров для цифровой экономики российские вузы увеличили количество бюджетных мест по ИТ-специальностям на 25%. Кроме того, в вузах появились должности цифровых ректоров и проректоров.

Руководителями цифровой трансформации в 751 организации образования (496 головных вузов и 255 филиалов) назначены 9 ректоров, 70 первых проректоров и 426 проректоров. В 234 образовательных организациях за развитие цифровизации отвечает сотрудник в должности директора департамента или отдела ИТ и ниже. Кроме того, за прошедший год курсы повышения квалификации по цифровым навыкам прошли 16 189 преподавателей вузов.

Также в 2021 году цифровые компетенции были включены в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования на уровне бакалавриата и специализации. Они внедрены в образовательный процесс во всех вузах России с 1 сентября 2021 г. Кроме того, в 2021/2022 учебном году в образовательные программы вузов интегрированы учебные модули по цифровым навыкам, разработанные Минобразования и науки России совместно с Федеральной учебно-методической ассоциацией.

Обучение цифровым навыкам в высших учебных заведениях направлено на подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Новые образовательные модули дадут учащимся понимание принципов работы современных информационных технологий и позволят развить навыки разработки алгоритмов и компьютерных программ, пригодных для практического использования.

В целях развития кадрового потенциала цифровой экономики в российских вузах увеличено количество бюджетных мест по ИТ-специальностям. В 2021/2022 учебном году их количество составило 80 тысяч, что на 25% больше, чем в предыдущем году. В новом 2022/2023 учебном году планируется выделение почти 92 000 бюджетных мест в разных регионах страны на направления подготовки в сфере информационных технологий. Поэтому переход на цифровые рельсы происходит во всех сферах высшего образования.

Абитуриенты погружаются в цифровую среду еще на этапе подачи документов в вуз. С 2020 года в стране действует суперсервис «Поступи в онлайн-университет», благодаря которому абитуриенты могут подавать документы дистанционно без бумажных заявлений, очередей и личных визитов в приемные комиссии, а также осуществлять мониторинг процесса регистрации. В 2021 году суперсервисом воспользовались около 44,5 тыс абитуриентов, они отправили около 480 тыс заявлений в 442 вуза и 93 филиала.