В 2020-2021 годах в международных молодежных обменах с Россией приняли участие 178 стран. Китай стал лидером по количеству участников студенческих обменов с Россией (10,4 тыс студентов). В первую десятку стран, активно ведущих молодежные обмены с Российской Федерацией, входят Узбекистан (8,9 тыс человек), Казахстан (4,9 тыс человек), а также Египет, Кыргызстан, Республика Беларусь, Туркменистан, Монголия и Иран.
Если говорить об иностранных студентах, обучающихся в России, то многие из них предпочитают получать образование в Российском университете дружбы народов. В этом университете учатся студенты из Индии, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Казахстана. Студенты из Узбекистана учатся в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (Минин университет). Популярностью у граждан Китая пользуются Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I и Российский университет путей сообщения. Большинство студентов из Ирака и Ирана обучаются в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А. Тимирязева.
Иностранные граждане не только учатся в российских вузах, но и участвуют в работе международных летних и зимних школ. Эти сезонные школы являются одной из форм дополнительного образования и позволяют учащимся углубить свои знания по той или иной дисциплине: истории, математике, физике, информатике, биологии и др.
Так, за последние два года в работе летней и зимней школ приняли участие 15,6 тыс иностранцев. Среди них 3,8 тысячи студентов из Китая, 1,1 тысячи из Казахстана, 812 человек из Узбекистана, а также студенты из Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана, Монголии, Индии, Беларуси, Египта, Пакистана и Бразилии.
Одним из участников международных молодежных обменов является МГТУ «СТАНКИН». Университет участвует в программе студенческой мобильности с европейскими партнерами в Польше, Венгрии, Болгарии и Австрии. В сентябре 2021 года студенты университета СТАНКИН будущие специалисты в области медицинской робототехники Евгений Лопухов и Кирилл Девятков провели программу обмена в университете венгерского города Мишкольц.
«Университет подбирал нам предметы на основе нашей программы в Станкине. Большим плюсом было много практики в лабораториях: освоил два разных вида сварки и литье алюминия, настраивал сети, писал научные работы. Нам также был предоставлен широкий доступ к университетским ресурсам. Одним из самых запоминающихся предметов был Art of Doing Science, где нас учили, как писать статьи, на что особенно важно обращать внимание, как соблюдать этические правила в публикации. Все это невероятно полезно для нашей дальнейшей деятельности», — говорит Евгений Лопухов, студент второго курса бакалавриата кафедры медицинской робототехники МГТУ «Станкин.
Отдельно стоит отметить работу исторической летней и зимней школ. В 2021 году партнерами России по организации исторических школ стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Финляндия, Беларусь, Казахстан, ДНР, Китай, Япония, Южная Корея Юг. Такие школы организуются для популяризации исторических знаний, сохранения национальной памяти и грамотной интеграции российского исторического образования в мировое научное пространство. Тематика школ выбиралась с учетом актуальных вопросов современной исторической науки.
В работе исторических школ приняли участие студенты Высшей школы экономики, РАНХиГС, ГАУ, МГУ. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Свято-Тихоновского Православного гуманитарного университета, Российского университета дружбы народов и других вузов. В 2021 году состоялись первая Международная летняя школа по истории молодого русистики и IX Международная научно-практическая школа-конференция молодых историков.
Денис Фомин-Нилов, ректор Государственного академического гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что его сверстники из 50 стран мира учились вместе с российскими студентами на Первой международной летней школе истории, которая прошла в Выборге.
«С лекциями перед студентами выступили ведущие российские историки, философы и политологи. Образовательные треки были посвящены наследию Российской империи, памяти о Великой Отечественной войне, роли России в истории великих достижений науки и техники, а также отечественному искусству и культуре», — сказал Денис Фомин-Нилов.
По словам ректора, в интенсивной программе школы гармонично сочетаются образовательная, проектная, культурно-просветительская деятельность. Теперь победители Школы получают персональную стипендию от Fundación Historia de la Patria и вместе работают над реализацией запланированных проектов. Инициаторами и главными организаторами выступили Российское историческое общество, Министерство образования и науки РФ. Проект поддержали фонд «История Отечества» и Фонд президентских стипендий».
Николай Промыслов, первый проректор ГАУГН, отметил, что в 2022 году университет планирует провести осеннюю школу молодых ученых «Человек на войне в средние века и новое время» (в формате семинара). «Лекции будут читать ведущие российские специалисты в области новейшей истории. Планируется участие зарубежных специалистов», – подчеркнул Николай Промыслов. Мероприятие, которое состоится в октябре 2022 года в Крыму, будет организовано ГАУГН, Институтом всеобщей истории РАН, Советом молодых ученых ГАУН при участии ГАУГН студенческое научное общество.
Кроме того, в 2022 г планируется проведение Зимней международной исторической школы (март 2022 г.), Летней международной исторической школы (сентябрь 2022 г.), X Международной конференции научно-практических школ молодых ученых «История России с древнейших времен» в XXI век: проблемы, дискуссии, новые перспективы» (октябрь 2022 г).