Минобрнауки России представило проект перечня специальностей и направлений подготовки для получения высшего образования. Ожидается, что проекты списков будут утверждены до конца 2021 года. Подготовка специалистов по ним начнется в 2024 году.

Работа по уточнению и актуализации списков проводится в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации с участием федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, а также с учетом внесенных предложений ведущих вузов страны, федерального, профессионального сообщества и правоохранительных органов работодателей.

Обновленные перечни позволят обеспечить комплексную подготовку кадров по новым и перспективным направлениям профессиональной деятельности, в том числе в рамках реализации национальных и федеральных проектов, приоритетных программ Российской Федерации.

Списки учитывают направления профессиональной деятельности, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и предусмотренные международной стандартной классификацией образования ISCED-O-2013, и связаны с номенклатурой научных специальностей, по которым академические присуждаются степени.

В проекте названия специальностей и направлений подготовки приведены в соответствие с передовыми технологиями и потребностями работодателей. При этом сохранены характеристики подготовки кадров в отдельных отраслях экономики (специальности в области обороны, здравоохранения, культуры и искусства).

Проект знакомит с новыми направлениями образования, такими как искусственный интеллект, авиация, синтетическая биология. Он должен создать условия для подготовки кадров на междисциплинарной основе, что позволит студентам менять направление обучения в ходе учебного процесса и формировать индивидуальную образовательную траекторию.

Разработку проектов списков предоставило Минобрнауки России.

Проект обсуждался на всероссийском совещании в Минобрнауки России с участием представителей МВД, Минтруда и Минстроя России, более 250 вузов и научных организаций, а также потенциальные работодатели будущих специалистов.

Мнения участников встречи

Виктор Бердышев, доктор технических наук, профессор, президент ФУМО (Федеральное учебно-методическое объединение) по высшему образованию в УГСН (расширенная группа специальностей и направлений) 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», руководитель Центра учебно-методической поддержки подготовки кадров агропромышленного комплекса Российского государственного аграрного университета — Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева:

«Проделана большая работа с профессиональным и университетским сообществом, каждая позиция проверена и отражает потребности работодателей, вузов, особенности агропромышленного сектора. При этом сохраняется преемственность как с существующим списком, так и с традиционной системой обучения персонала. Считаю, что новый список нужно принять и рекомендовать к утверждению».

Елена Казакова, директор Института педагогики, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, президент ФУМО в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»:

«Мы одними из первых согласовали проект списков. Мы довольны предложенной моделью. Не все сразу прошло гладко, но мы достигли высшей точки компромисса. Мы полностью поддерживаем проект, пора двигаться дальше и делать следующие шаги. Это была интересная работа, которая принесет пользу нашей отрасли».

Вадим Петров, проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», президент ФУМО по высшему образованию по УГСН 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефть и газ и геодезия»:

«Академические школы сыграли ведущую роль в согласовании списков направлений и специальностей обучения. Федеральные учебно-методические объединения обсудили ключевые вопросы с ведущими университетами, искали компромиссные решения и пришли к общему согласию по каждой позиции. Окончательные результаты стали общими и коллегиальными. Проект новых списков более совершенен и понятен работодателям. При этом положительной оценки заслуживает не только список, но и механизм его утверждения».

Людмила Боде, заместитель начальника Управления государственной службы и кадров, генерал-майор Внутренней службы МВД России:

«Преимущество новых рейтингов — сокращение количества направлений и специальностей, поскольку они избыточны и детализированы. В результате количество образовательных программ с каждым годом увеличивается. Предварительные списки позволили сократить и расширить области обучения и оптимизировать специализацию профилей. Также от имени Министерства внутренних дел выражаю благодарность Министерству образования и науки России за внесение в список новой актуальной специальности «Обеспечение правопорядка». Я считаю, что список актуален и может быть поддержан».

Алексей Тихомиров, директор Департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя России:

«Новый перечень учитывает специфику подготовки специалистов в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия, а также в области проектирования архитектурной среды и расширяет возможности студентов для получения качественного образования в области архитектуры и архитектуры восстановление культурного наследия. Думаю, документ готов к принятию».

Также от Минстроя России Алексей Тихомиров выразил благодарность Минобрнауки за плодотворную совместную работу.