Стандарты WorldSkills включены в программы российских вузов

Проект по внедрению стандартов WorldSkills в подготовку выпускников разработан Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения Минобрнауки России совместно с Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ», Севастопольским, Дальневосточным и Южные федеральные университеты.

С начала текущего учебного года по 11 компетенциям, таким как интернет-маркетинг, облачные технологии, технологическое предпринимательство и др., реализуется проект FutureSkills University, поддержанный Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Агентством развития профессионального мастерства (WorldSkills Russia). Цель проекта – структурная трансформация подготовки кадров в системе высшего образования для обеспечения опережающего роста экономики, развития общества и культуры в Российской Федерации.

По словам ректора Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлии Антохиной, проект будет расширяться по всей стране и все больше вузов начнут интегрировать компетенции WorldSkills в образовательную деятельность.

«Например, в 2021 году в ГУАП прошли обучение 140 преподавателей из 70 вузов страны, в 2022 году ожидается подготовка еще 250 преподавателей», — сообщила Юлия Антохина.

Сейчас ГУАП планирует работать с 50 российскими вузами по включению стандартов и компетенций WorldSkills в общеобразовательную программу.

Севастопольский государственный университет (СевГУ) в прошлом году присоединился к консорциуму вузов по внедрению стандартов WorldSkills.

«Проект FutureSkills University позволил нам протестировать внедрение компетенций из списка FutureSkills в образовательный процесс и вписаться в новую модель бакалавриата (2+2)», — сказал ректор СевГУ Владимир Нечаев.

Компетенции «Управление жизненным циклом», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Разработка решений с использованием технологий блокчейн», «Машинное обучение и большие данные», входящие в список FutureSkills, уже интегрированы в подготовку грейда . По словам Владимира Нечаева, этот список будет расширяться. Ректор считает, что включение FutureSkills позволяет обучать студентов передовым технологиям и делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

«WorldSkills имеет ряд существенных преимуществ и технологий, которые можно использовать в высшем образовании. Прежде всего, это независимая экспертиза, которая входит в обязанности будущего специалиста, понимая, что его работа будет оцениваться со стороны и независимо, поэтому он должен продемонстрировать компетенции, чтобы быть успешным в своем деле. Во-вторых, это практическая и прикладная направленность WorldSkills. Это актуально сегодня, особенно для студентов, стремящихся к карьере в реальном секторе экономики. Кроме того, мы понимаем, что после второго или третьего курса многим студентам трудно работать.

Владимир Нечаев также отметил, что количество студентов, участвующих в WorldSkills и FutureSkills, с каждым годом увеличивается, что говорит об интересе студентов к этим проектам.

Юлия Антохина, ректор ГУАП, также отметила высокую конкурентоспособность выпускников, обученных по стандартам WorldSkills.

«Проект FutureSkills University позволяет студентам быть конкурентоспособными и востребованными на быстро меняющемся мировом рынке труда в ближайшие 10–15 лет, быть лидерами инновационных преобразований в экономике. Молодежь, прошедшая обучение по стандартам WorldSkills, сообщает о получении практических навыков по своей специальности и получении независимой оценки качества своих профессиональных знаний на показательном экзамене с привлечением независимых экспертов, в том числе из отрасли, измеряла свой профессиональный рост и оценивала траекторию профессионального развития , — подчеркнул ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, ставшего национальным центром компетенций FutureSkills.
Инна Шевченко, ректор Южного федерального университета (ЮФУ), где также внедряются стандарты WorldSkills, считает, что новые навыки будут особенно цениться в ИТ-среде.
«ИТ-компании все чаще учитывают наличие Skills Passport и дипломов чемпионата WorldSkills при приеме на работу новых сотрудников, — отмечает Инна Шевченко.

Поэтому в обучении в ЮФУ участвуют отраслевые эксперты и представители ИТ-бизнеса.

«Привлечение профессиональных сообществ и отраслевых партнеров к обучению студентов является одним из приоритетов образовательной политики ЮФУ. В рамках проекта FutureSkills University студенты Института информационных технологий и информационной безопасности в прошлом семестре освоили разработку мобильных приложений и блокчейн-решений, кибербезопасность и другие навыки. Обучение по этим направлениям, наряду с профессорско-преподавательским составом вуза, проводили специалисты отрасли и представители ИТ-компаний. По результатам демонстрационного экзамена была дана независимая оценка приобретенным студентами навыкам.

МИФИ видит большую и важную роль в повышении квалификации инженерных кадров за проектом FutureSkills. Университет, как организация, накопившая наиболее значительный опыт методологических и научных разработок и апробации новых навыков среди всех участников инициативы, участвует в инициативе FutureSkills с момента ее создания. В 2018 году в университете создан Центр компетенций WorldSkills, который координирует подготовку национальных команд со всего университета к участию в чемпионатах по его стандартам. На базе Центра также организована площадка для реализации инициативных проектов студентов, проходят апробацию новые образовательные и подготовительные программы к конкурсам.

«Эти компетенции нас изначально интересовали не только с точки зрения компетенций, но и с точки зрения возможности интеграции этих компетенций в образовательный процесс. Исходя из таких соображений, мы сразу привлекли к развитию компетенций отраслевых партнеров и преподавателей вузов», — рассказал ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.

Он добавил, что подобные образовательные программы позволяют студентам быстро осознать прикладную ценность фундаментальных базовых знаний и научиться применять их на практике, в реальных кейсах.
«Получение «паспорта навыков» является оценкой вашей квалификации на данный момент и дает возможность понять содержание актуальной профессиональной деятельности и осознанно развиваться в профессиональной сфере. Поэтому, несмотря на некоторые сложности с дополнительной учебной нагрузкой и восприятием новых форматов, наши студенты показали хорошие результаты на демо-экзаменах на всех площадках. При систематическом повторении подобных образовательных экспериментов образовательное пространство вуза обязательно улучшится», — сказал Владимир Шевченко.
По словам ректора, результаты чемпионатов WorldSkills для партнеров НИЯУ МИФИ (например, Госкорпорации «Росатом») становятся объективным показателем качества университетского образования и позволяют проверить наши образовательные достижения.

«По этой причине мы поддерживаем инициативу Минобрнауки по более широкому внедрению компетенций FutureSkills в систему высшего образования по нашим «медальным» направлениям, — подчеркнул ректор. — Компетенции FutureSkills — это не только специальные знания, навыки и владение современными технологиями, это еще и надпрофессиональные навыки, которые, безусловно, входят в обязательный профиль компетенций современного инженера. Говорят, что это необходимо в инженерной профессии».