Молодых ученых поздравили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко и Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.
Как отметил Дмитрий Чернышенко, 2021 год, объявленный Президентом Владимиром Путиным Годом науки и техники, изменил отношение общества к ученым, образ исследователя стал более современным и привлекательным для молодежи.
«Мы видим, что все больше молодых людей связывают свою жизнь с наукой. В настоящее время в российских вузах и научно-исследовательских институтах обучается более 87,7 тыс аспирантов. Это почти на 3,5 тысячи больше, чем годом ранее. Правительство уделяет большое внимание вопросам поддержки. В прошлом году более 1600 аспирантов получили финансирование для своих фундаментальных исследований и получили поддержку 920 проектов. Мы также работаем над увеличением количества доступных мест. В этом году ожидается прием в аспирантуру 17,5 тысяч человек. Это на тысячу больше, чем в 2021 году. Сейчас мы работаем над обновлением мер поддержки. По поручению Президента Владимира Путина будут созданы единые механизмы поощрения аспирантов, которые серьезно занимаются наукой и показывают результаты,работать в интересах регионов.
Вице-премьер отметил, что наиболее востребованными среди аспирантов специальностями являются экономика и управление, информатика и вычислительная техника, клиническая медицина, юриспруденция, педагогические и педагогические науки и биологические науки».
«Поздравляю всех, кто сейчас находится в начале исследовательского пути. Я хочу, чтобы ты больше не оставлял его. Правительство сделает все возможное, чтобы наука стала более привлекательной для молодых и энергичных кадров», — добавил вице-премьер
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, поздравляя молодых ученых с праздником, отметил, что аспирантура дает возможность не только сделать первые шаги в научной деятельности, но и работать над собственными проектами, стать частью научного коллектива и получить первый опыт преподавания и наставничества.
«Сегодня нам нужны молодые, талантливые и амбициозные ребята, которые будут смело идти в новое и раздвигать границы изученного. Каждый год мы увеличиваем количество бюджетных мест в аспирантуре, чтобы больше студентов имели доступ к большему количеству научно-исследовательской деятельности. Хочу пожелать всем аспирантам научных достижений и настойчивости в достижении поставленных целей», — сказал Валерий Фальков.
Российские университеты и исследовательские организации отмечают рост привлекательности аспирантуры в последние годы. Например, Уральский федеральный университет (УрФУ) в 2021 году принял 322 аспиранта, что на 10% больше, чем в 2019 году. При этом, по словам ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, выпускники многих других российских вузов также выбирают аспирантуру своего вуза. : в прошлом году доля таких аспирантов составила 35%.
«В нашем университете реализуется программа последипломного образования, ориентированная на сотрудников. Заключаем договор между университетом, аспирантом и научным руководителем. Участники программы защищают диссертацию и продолжают работать в университете на преподавательской или научной должности, а УрФУ выплачивает надбавку к зарплате, предлагает научные командировки и премии за защиту диссертации. Кроме того, УрФУ успешно реализует инициативу по выделению стипендий для обучения в аспирантуре талантливым выпускникам вузов России и мира, поступающим по контракту», — говорит Виктор Кокшаров.
Ректор Российского технологического университета МИРЭА Станислав Кудж отмечает, что из года в год увеличивается как количество абитуриентов, поступивших на первый курс (в последние годы по отдельным направлениям подготовки конкурс вырос с 1,5 до 4 человека на квадрат).
«В первую очередь это связано с увеличением количества выделяемых бюджетных мест: если 5 лет назад места выделялись только по техническим наукам и химии, то теперь места выделяются еще и по педагогике и искусствоведению. Увеличивается набор аспирантов, обучающихся на платной основе, не прошедших бюджетный конкурс», — говорит он.
По словам ректора Нижегородского государственного национального исследовательского университета имени Н.И. Лобачевского (ННУ) Елены Загайновой, в последние годы в ННУ увеличивается количество аспирантов по специальности «естественные науки.
«Это связано, во-первых, с усилением внимания государства к подготовке высококвалифицированных кадров в области точных, естественных и технических наук и, следовательно, с увеличением числа бюджетных должностей в этих областях, во-вторых, с тот факт, что Университет Лобачевского создает благоприятные условия для молодежи. Главный фактор — участие аспирантов в финансируемых научных проектах», — говорит Елена Загайнова.
В Казанском государственном электротехническом университете (КГЭУ) количество бюджетных мест за последние пять лет увеличилось в 11 раз: если в 2017-2020 годах этот показатель был с 5 до 6, то в 2021 году он увеличился до 43, а Цели зачисления на следующий год уже достигли 65.
Говоря о повышении привлекательности аспирантуры, ректор КГЭУ Эдуард Абдуллазянов упомянул вступившие в силу в сентябре 2021 года изменения в закон об аспирантуре.
«На мой взгляд, изменения позволят организовать аспирантуру в каждой отдельной образовательной или научной организации в соответствии с их потребностями и требованиями. В конечном итоге это будет удобно как аспирантам, так и их научным руководителям, которые смогут больше времени уделять науке. Для нашего университета это хорошая возможность организовать как научную, так и научно-педагогическую аспирантуру», — подчеркивает ректор КГЭУ.
По словам директора Института молекулярной биологии РАН Софьи Георгиевой, Год науки и техники оказал большое влияние на стремление молодежи продолжить свою научную карьеру.
«Мы уверены, что количество поступающих в аспирантуру будет только увеличиваться. В 2020 году мы приняли девять аспирантов, в 2021 году – десять. Реальное количество детей, готовящих дипломные работы в нашем институте, намного выше. Некоторые абитуриенты, особенно из ведущих университетов, в процессе поступления в аспирантуру конкурентно переориентируются на то, чтобы больше работать в лаборатории и тратить меньше сил на образовательные программы. Но с возвращением научной аспирантуры эта практика, скорее всего, уйдет в прошлое», — говорит Софья Георгиева.
Директор Томского национального исследовательского медицинского центра РАН Вадим Степанов отмечает, что все больше молодых людей осознанно выбирают свой научный путь еще в школьные годы, выбирают направление по интересам и уже ищут возможности для продолжения карьеры заранее.
«На этапе обучения в вузе многие приходят к нам на практику, для ознакомления с научными направлениями, с работой наших лабораторий, а затем поступают к нам в аспирантуру, где под руководством ведущих ученых центр, они присоединяются к серьезным научным исследованиям», — сказал он.
Молодые ученые также видят перспективы обучения в аспирантуре. Юрий Денисенко, студент Тюменского государственного университета (ТюмГУ), победитель Всероссийского открытого конкурса на получение стипендии Президента Российской Федерации для обучения за рубежом, стипендиат Президента и Правительства России, и Юрий Денисенко, научный сотрудник Российского фонда фундаментальных исследований, говорит, что аспирантура стала для него мощным трамплином.
«Без аспирантуры через четыре года у меня не было бы ни текста диссертации и нескольких статей, ни научного обмена. Без поддержки государства, университета и различных фондов все это практически невозможно. В рамках обучения в аспирантуре я всегда получал хорошую стипендию, две стажировки в одном из самых крутых химических институтов Германии, получал гранты. Все это позволило мне заниматься своими разноплановыми и интересными исследованиями, в которых заинтересованы не только я, но и мировая научная общественность», — поделился аспирант четвертого курса.
Напомним, что в декабре на Конгрессе молодых ученых была представлена дорожная карта по совершенствованию мер поддержки молодых ученых. В документе учтены задачи национального проекта «Наука и вузы», государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», проекта плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.