На заключительном Конгрессе молодых ученых прошел круглый стол «Как университеты помогают развитию территорий. «Третья миссия» университета «Руководители вузов, представители федеральных и региональных властей обсудили роль вузов в развитии регионов.
Открыл мероприятие ректор МГУ. М.В. Ломоносов, академик Виктор Садовничий подчеркнул, что университеты исторически создавались с учетом потребностей общества.
«Нельзя сбрасывать со счетов миссию служения обществу: это единство страны. Мы должны понимать, что наши университеты служат той же цели. Третья миссия — одна из наших основных задач, она важна как для науки, так и для образования », — сказал Виктор Садовничий.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков уверен, что развитие территорий в большинстве регионов страны напрямую связано с работой вузов. По словам министра, сейчас во взаимодействии учредителя, министра и ректора происходят тектонические сдвиги. А за последние два года произошла невидимая передача власти и автономии ректорам. Он отметил, что пандемия новой коронавирусной инфекции стала толчком для развития автономии университетов.
«Традиционно университеты пользовались автономией, но пандемия стала еще одним стимулом для ее усиления. Ректоры должны были нести ответственность за университетские команды и студентов, чтобы они могли принимать решения в условиях неопределенности. Программа «Приоритет 2030» также направлена на развитие независимости и подотчетности университетов, в том числе в реализации программ их развития », — подчеркнул глава Минобрнауки России
Как отметил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров, более 4 миллионов студентов получают высшее образование в России, и именно высокая концентрация талантливой молодежи позволяет университетам играть важную роль в развитии науки и технологий.
Но без участия региона невозможно сделать скачок в научно-техническом качестве. Таким образом, научные и образовательные центры мирового уровня, где университеты становятся базой для инвестиций и инноваций, а также промышленные кластеры, становятся все более сильными и востребованными в предметной разработке. Университеты играют важную роль в научно-техническом развитии предметов, определяя точки приложения научного потенциала и вектор, в котором наука будет поддерживаться бизнесом и государством.
Ректор Томского государственного университета, вице-президент Российской академии образования Эдуард Галажинский считает, что третья миссия также предполагает диалог с обществом.
«Третья миссия — это взаимодействие университета с властью, бизнесом и обществом. Университеты должны стать локомотивами экономического развития в рамках «третьей миссии». Единственно возможный путь — это путь диалога и общения », — сказал Эдуард Галажинский.
Его коллега, и.о ректора Томского политехнического института Дмитрий Седнев не отрицает, что Томскому политехнику необходимо совместное развитие и региона, и вуза.
«На регион нужно смотреть шире. Все заинтересованные стороны вносят значительный вклад в развитие региона и университета в нем. Мы четко понимаем свою роль центра трансформации и точки притяжения талантов », — подчеркнул Дмитрий Седнев.
По словам губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, большинство руководителей факультетов мотивированы научным и образовательным развитием потенциала своего региона и осознают ценность университетов.
«Хочу обратить ваше внимание на следующую тенденцию: промышленность настороженно относится к университетским разработкам. Там есть еще один интерес — кадры. Настоящий бизнес сегодня понимает, что нужно поступать в вуз и обучать кадры », — прокомментировал Андрей Травников.
Подводя итоги обсуждения, научный руководитель программы «Приоритет 2030» Андрей Волков отметил, что умение жить не по оценкам и показателям, а по программе развития — редкое искусство.
«Очень сложно увязать проекты с изменениями, которые должны произойти в университете, чтобы обеспечить следующий шаг. Весь проект «Приоритет 2030» — один из симуляторов поведения этого вуза », — подчеркнул Андрей Волков.