В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященной новым принципам подготовки кадров для промышленности, а также развитию инженерного образования в России. В ней приняли участие глава Минобрнауки России Валерий Фальков и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Глава Минобрнауки России, открывая пресс-конференцию, отметил, что подготовка инженерных кадров – сегодня большой приоритет.
«Надо заметить, что сегодня по такому показателю, как доступность высшего образования, в том числе доступность высшего инженерно-технического образования, у нас один из лучших показателей в мире», — отметил Валерий Фальков.
Министр добавил, что более 40% бюджетных мест, выделенных вузам на 2024 год, — это инженерно-технические специальности и направления. Всего в этом году выделено 627 тыс. бюджетных мест. Сейчас на бюджетные места могут претендовать 59,5% выпускников школ.
Особое внимание глава Минобрнауки России уделил качеству высшего инженерного образования. Он напомнил, что сегодня по решению Президента России реализуется пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования в целом. В него входят шесть университетов, три из которых инженерно-технические. Это – Московский авиационный институт, Московский институт стали и сплавов, Горный университет.
Еще одной важной мерой по развитию инженерного образования стало создание передовых инженерных школ на базе вузов. Уже сейчас в России действует 30 передовых инженерных школ в 15 регионах России, в работу которых вовлечено более 190 индустриальных партнеров. С 2024 года их количество будет увеличено до 40.
«Больше 70 вузов и предприятий подали заявки, и уже в первых числах декабря мы отберем 10 передовых инженерных школ в дополнение к тем 30, которые уже действуют. Современное образование должно отличаться хорошей практической подготовкой и вовлеченностью студентов в решение реальных инженерных задач. Важно добиться этого во всех вузах страны без исключения», — сказал Валерий Фальков.
Глава Минобрнауки России добавил, благодаря передовым инженерным школам на базе университетов выстраивается полноценная система развития предпринимательского потенциала студентов и создания новых технологических компаний, идет подготовка высококлассных специалистов.
Еще одной важной темой пресс-конференции стала подготовка кадров в новых регионах России. В этом учебном году вузам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей распределили 37 тыс. бюджетных мест, из них 12 тыс. — по инженерным направлениям
Валерий Фальков напомнил, что с 2022 года ведущие вузы страны стали кураторами университетов новых регионов, помогая им выстраивать учебный процесс и проводить научные исследования. К примеру, куратором Приазовского государственного технического университета выступил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, а Санкт-Петербургский горный университет работает с Донецким национальным техническим университетом.
Благодаря поддержке Президента России Владимира Путина в университетах новых субъектов открыты 43 специальные лаборатории по физике, математике, информатике и биологии. Качественное оборудование позволяет преподавать дисциплины инженерно-технического и естественно-научного профиля на совершенно другом уровне.
Отдельно Министр отметил слаженную работу с Минстроем России, благодаря которой студенты многих вузов могут учиться в обновленных, отремонтированных учебных корпусах.
«Достаточно привести в пример Приазовский государственный технический университет в Мариуполе, который с 1 сентября открыл свои двери для ребят», — сказал Валерий Фальков.
Кроме того, особую роль в развитии инженерно-технического высшего образования играет его популяризация, в том числе и среди школьников. Владимир Гутенев на пресс-конференции рассказал о таком мере развития инженерного образования как Международная инженерная олимпиада «Звезда», которое стартует 1 ноября и отпраздновала 10-летие в этом году. В ней участвуют 63 ведущих региональных университета для развития интереса у обучающихся 6-11 классов к научно-исследовательской деятельности и к будущей профессии. Олимпиада охватывает от 320 до 380 тыс. учащихся.
Олимпиада включена в Перечень Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) (профили «Естественные науки» и «Техника и технологии») и Перечень олимпиад и иных конкурсов Министерства просвещения РФ, направленных на развитие интеллектуальных и иных творческих способностей (остальные предметы олимпиады).
Поэтому победители и призеры олимпиады получают преференции при поступлении в вуз, а также могут принять участие в тематических инженерных сменах в образовательных центрах: ОЦ «Сириус», МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Смена», ВДЦ «Океан».