От стереотипов – к трудовым обязанностям?

Маленькие дети знакомы с профессиями только на уровне стереотипов, и это норма. Откуда ребенку детально знать работу взрослых!

Старшеклассники, кажется, знают больше. Они слышат слухи о профессиях, смешанные со строгими описаниями на веб-сайтах, ориентированных на карьеру, и статьями из образовательных журналов. Однако, опять же, все это не выходит за рамки стереотипных представлений — и пора принимать решение, которое определит судьбу!

Решение было принято, и теперь студент день за днем ​​ходит в альма-матер, пишет лекции, ходит на семинары, начинает работать кем-то, может быть, по специальности. Но даже в этом случае вся правда о профессии все равно от него скрыта.

В этом — обычном — сценарии раскрывается, когда человеку удалось окончить университет. Когда проработал больше года. И, может быть, ему удалось устать, потерять энтузиазм, потерять свежесть глаз. Сказать новое слово в профессии. Но вы, наверное, этого хотели! Поэтому понятно, что обучение профессиям требуется качественно иным образом. Быстрее!

Детский мир космонавтов и мороженщиков, мир подростков тестов и экскурсий, мир студентов сессий и практики не позволяют нам быстро приблизиться к сути профессии. Но никто не станет отрицать, что такое устройство этих миров достаточно привычно и потому многим логично.

Мальчик и девочка сидят возле стопки книг

Когда нам не удается что-то понять логически, на помощь приходят эмоции. Они тоже исходят от ребенка и подростка в вопросах профессионального самоопределения — но помочь? И мечтающий дошкольник, и взволнованный старшеклассник поглощены своими чувствами, а не профессией, на которой они, кажется, сосредоточены…

При этом в самих профессиях есть масса нюансов, которые могут вызвать чувства и сразу о многом рассказать. Это как смотреть на картину, слушать песню в течение трех минут, смотреть фильм или спектакль в течение двух часов — и сразу же вы все понимаете (и вы учитесь и извлекаете уроки — и вы забываете). Кажется, природа искусства, когда из пера мастера выходит образ, очерченный несколькими штрихами, который мы, сами «фининдола», воспринимаем страстно и живо.

вам нужно обратить внимание на эти детали. Их рекомендуется собирать. Помимо того, что это просто интересно, это наш реальный шанс довольно скоро приобщиться к той или иной профессии. Может быть, даже до того, как все твои сверстники наконец заберут ее.

Если сразу же с колыбели стереотипов стремиться к освоению профессиональных обязанностей, не обращая внимания на просто интересные нюансы работы, напрямую не связанные с ними, станет скучно. И чего-то будет не хватать!

Яркие детали

Если вы заставите себя учиться на археолога, то естественным образом заснете на работах с описаниями старинных кувшинов, ожерелий и монет. Но даже если вы не станете археологом и просто уверены, что избежите его участи, вам может быть интересно, что беспокоит археологов. Их беспокоит ряд вопросов:

  • Вы нашли золото?
  • Вы нашли что-нибудь еще интересное?
  • Когда ты выкопаешь мой сад?
  • Эта деталь вызывает у нас чувство любопытства. И легче представить, что значит медленно и тщательно убирать другой артефакт — типичный осколок на палящем солнце — при этом в шутку советовал копать еще сильнее, чтобы добраться до австралийских подземелий. Вы уже видите, как вы работаете!

    Давайте еще немного попрактикуемся. Вот факты: необходимость писать заявки на грант может раздражать ученых, а необходимость вести дневник может раздражать учителей. Но вы, наверное, думали, что ученые всегда рады подать заявку на грант, а учителя считают классный журнал своим любимым инструментом! Оказывается, не все так просто .. а что им тогда нравится в своей работе? И как бы я сам работал на их месте? Такие мысли могут возникнуть у вас. И это не будет холодная мысль: она будет полна эмоций!

    Вы сразу почувствуете разные профессии и формы работы, если научитесь:

    • Студенты заполняют анкетыпродавцы, когда подходит даже новый покупатель, видя впервые, примерно угадывают, что он купит;
    • почтальоны любят французский язык как международный почтовый язык;
    • секретари гордятся своей способностью быть воплощением дневника;
    • трудоголик вреден для фрилансера, но ему полезно помимо основного увлечения иметь хобби, перенесенное на профессиональные треки, но вынесенное из офиса;
    • дизайн отнимает большую часть рабочего времени архитектора, а дизайн меньше всего;
    • писатель может работать над новой книгой даже на пляже, то есть даже на пляже он должен работать над новой книгой…

    Где брать колоритные факты

    В знакомых источниках, конечно! (Впрочем, даже в необычном.)

    При чтении статей в образовательной прессе о конкретных профессиях приготовьте маркер. Ищите в тексте детали, которые легко вызывают чувства, образы и потоки мыслей. Выделите их, перечитайте отдельно. Слушайте, представляйте, думайте. Привыкните к имиджу профессионала.

    При чтении художественной литературы возьмите карандаш и отметьте поля. Если автор или персонаж упоминает профессию, сразу подумайте, что именно о ней говорится. А эмоции, которые уже пробудило в вас само произведение, помогут вам что-то почувствовать по отношению к творчеству изображенных на нем людей.

    В глянцевых журналах и на сайтах с советами по жизни мы читаем, что есть причина не стать звукорежиссером, 5 причин не стать дизайнером, 10 причин не работать эпидемиологом, 10 причин не увлекаться музыкой, 10 причин вообще не работать и 10 причин не изучать китайский язык, но жизнь у нас всего одна — а почему бы не попробовать выбрать профессию? Здесь можно только испытать радость и подбодрить, но это гарантировано. И это хорошо! (Хотя особые чувства по отношению к каждой конкретной профессии нужно будет лечить отдельно и независимо.)

    Любознательные дети могут попробовать найти серьезные отраслевые журналы. Публикуйте отчеты об исследованиях и конференциях, обсуждайте проблемы отрасли. В профессии действительно много правды, хотя ее сложно понять, так как стиль таких публикаций может не отличаться эмоциональностью. Сделай сам! Снова возьмите маркер и выделите самое интересное.

    Мальчик с книгамиВы также должны общаться. Говорите с другими как обычно. Но как только они вам что-то расскажут о профессиях, есть смысл сразу задать вопрос (самому себе или, если уместно, вслух), сами ли они пришли к такому выводу или это действие стереотипов. А также предскажите, станет ли настроение, которое они говорят, вашим настроением. И снова ощутите трепет любопытства!

    Ищите профессионалов среди родственников и друзей, попробуйте поговорить с ними и вообще проникнуть в профессиональную среду. И в совокупности ваших знаний о профессиях появятся не только химики, но и коллеги химиков, не только физики, но и семьи физиков, не только директора, но и друзья директоров. Вы поймете, как профессионал общается с людьми, умеет ли он без проблем передавать свои идеи в окружающую среду, понимают ли его изо дня в день, близки ли другие люди к тому, что он переживает, или нет, я хочу это слышать, что чувства, которые это вызывает.

    Настроение окружающей среды лучше всего улавливается и усваивается как можно быстрее. Кстати, на первых порах не стоит стремиться в нем выделяться. Причина этого не в конформности, как вы могли подумать, нет: в этом случае общий фон не искажается — и, тщательно скрываясь, вы сможете более адекватно понять профессиональную реальность, которую вы не отвлекаете, который у вас становится вашим. Не переживаешь за «себя в искусстве» (как говаривал режиссер Станиславский), а видишь реальность. Будет много интересного. Ваше безразличие здесь просто гарантировано.

    А некоторым ребятам вообще везет! В эмоциональном плане профессию быстрее осваивают дети, добровольно решившие продолжить семейные династии: учителя, врачи и т.д. Уверенность, необходимая для успеха, приходит к ним очень быстро. Отнюдь не из-за того, что им помогают родители: нет, многие взрослые принципиально отказываются страховать ребенка, решившего продолжить карьеру. Ведь главное, что они уже сделали: вернулись домой и просто делились впечатлениями от следующего рабочего дня, создавая у детей впечатление настоящих рабочих будней — а семейная атмосфера помогла все эмоционально ассимилировать. Это — и обеспечить что они сами, как родители, имеют опыт работы. Часто эта категория людей вскоре начинает интересоваться профессиональными глубинами. Ведь эмоциональный портрет профессионала они «сфотографировали» в детстве.

    И еще одна аналогия

    Женщина и мальчик, сидя за ноутбукомИзучение иностранного языка — это длительный процесс. Но вы можете услышать иностранный язык практически мгновенно — отложите в сторону недоученные правила грамматики и услышите акцент, интонацию и эмоции живой речи. Как это будет интересно! Кстати, недавно ученые из Йенского университета им. Фридриха Шиллера (Германия) обнаружили, что в нашем восприятии акцент может затемнять сам язык.

    Это исследование провели психологи. А лингвисты знают, что броский акцент — это лишь один из признаков полноценного варианта языка, варианта со всеми его особенностями. Этот вариант называется диалектом и может иметь свои лексические и грамматические характеристики. В нем могут быть новые слова, другие акценты, необычная скорость речи, необычные суффиксы, другое соотношение местоимений, незнакомые частицы… Но сначала все это незаметно, потому что затеняется звуком интонированной речи, речи с акцентная особенная, эмоциональная речь. Даже незаметно, что диалект может распространяться по территориям, размер которых варьируется от небольшого региона до значительной части материка. Вот сколько эмоций это приносит!

    Таким образом, у каждой профессии есть свой акцент, интонация, музыка — и эмоции, которые она вызывает, за которыми может скрываться такая же масса профессиональных знаний, таких как диалект или целый язык. Поэтому, если вы настроены серьезно, не стоит отказываться от «ерунды». Постоянно вдохновляясь эмоциональной стороной своей будущей работы, постарайтесь освоить всю «грамматику» профессии! И пример с иностранным языком и его акцентами вам напомнит.

    Эмоциональное выгорание и эмоциональный интеллект

    Может быть, эмоции и профессия несовместимы? Есть люди стиля «мужчины не плачут», которые считают проявление эмоций слабостью! Они гордятся множеством преимуществ: здесь и умение не впадать в истерику в экстремальных обстоятельствах, надежность и гарантия от безрассудных и непредсказуемых действий. Разве они не идеальные рабочие?

    Кроме того, каждый наверняка слышал страшные истории о синдроме эмоционального выгорания от более опытных, но только «чрезмерно» чувствительных профессионалов. Специально для тех, чьи задачи предполагают активное взаимодействие с людьми!

    Девушка средней школы делает домашнее заданиеУсталость от большой работы к такому результату не приводит. Дело в том, что человеку, который работает, нужна эмоциональная дисциплина. Он заключается в поддержании баланса между вниманием к себе и другим. Когда ребенок мечтает о том, как он вырастет и будет продавать всем детям сладкое мороженое вместо супа с плавающим в нем луком, это даже трогательно и простительно, но эгоистично. Это детские мечты о своем образе всемогущего мастера мороженого, не имеющие ничего общего ни с реальностью, ни с другими людьми (ведь не всем нравится мороженое). И когда измученный психолог, педагог или юрист не может заснуть или почти во сне продолжает жить с проблемами людей, которые он решил на работе весь день, значит, такой специалист забыл о себе. Опустошенный человек не может по-настоящему помочь другим. Вам не нужно теряться — ни в череде повседневных дел, ни даже в процессе выбора профессии.

    Развитый эмоциональный интеллект защитит вас от эмоционального выгорания. Действительно, существуют разные типы интеллекта, и один из них как раз эмоциональный, когда, не впадая в рационализацию страха перед жизнью, вы глубоко и честно анализируете свои чувства и знаете, как сознательно ими управлять.

    Человек с развитым эмоциональным интеллектом не только обладает сильной эмпатией (способностью сочувствовать), но и четко, четко осознает свои желания, осведомлен о своем настроении. Они были обладателями этого интеллекта, которые делились ощущениями, чувствами, привязанностями, переживаниями и эмоциями, считали их разными концепциями и фиксировали это различие в определениях.

    Вы можете развить эмоциональный интеллект, записав свои эмоции на листе бумаги.

    Вероятно, вам интересно узнать, сколько разных эмоций вы испытываете каждый день и какие из них преобладают, и если преобладают отрицательные, то что имеет смысл с этим делать. Это не единственное упражнение. Вы также можете спланировать ощущения обучающих ситуаций — настроиться на успешный исход дела. И более.

    Выражение чувств

    Помимо ощущений, которые вызывает выбранная специальность, у вас ведь есть настроение? Удастся ли вам как-нибудь «перемешать» это в работе?

    Однако что это такое — ваше настроение, когда дело касается жизненной работы!

    Профессия может не только вызвать в вас полный спектр чувств. Он способен сам формировать ваше преобладающее настроение. Он умеет превратить застенчивого и неумелого беку в счастливого хозяина, уверенно делясь секретами мастерства и азартных игр на работе.

    Кстати, если кто-то склонен впадать в нездоровую зависимость от других людей со всей присущей ему в этом случае печалью и тоской, если он очень ожесточенно критикует других, партнеры по бизнесу быстро просчитают в человеке как в лучшем случае бездельник и хотя бы бедняк, он все еще не мог найти своего призвания. Именно активный поиск своего призвания помогает такому человеку исправить чувства, которые сопровождают его день за днем.

    Уловив преобладающие в профессиональной среде настроения, вполне можно оглянуться в этих координатах и ​​привнести туда что-то свое. Скажем так, ваш блестящий стиль работы! Фактически: легкость и виртуозность профессиональной работы — это не то же самое, что автоматизм в применении знаний, навыков и умений… Никто не хочет быть автоматом. Каждый хочет быть добродетельным: добродетельные более свободно выражают свои чувства!