Выбор профессии — это уравнение с минимум тремя неизвестными. Ее нужно решать таким образом, чтобы выбранная профессия соответствовала вашим интересам, склонностям и способностям. Сложнее всего определить свои способности.

Они бывают общие и особенные. Общее (целеустремленность, сосредоточенность, вдумчивость, внимание и т.д.) необходимо представителям всех профессий. Их достаточно легко определить. Наверняка вы уже знаете, есть ли у вас внимание, целеустремленность или, например, трудолюбие. Но как раскрыть в себе особые способности и узнать, правильный ли ваш выбор? Если вы решили стать техником, менеджером или преподавателем, эта статья, подготовленная на основе материалов с сайта trud.com, поможет вам проверить свою пригодность для выбранной профессии.

Педагогические способности

Учитель начальных классов в окружении учеников

Движущая сила учителя — любовь к детям. Сразу оговоримся, любовь активная, а не созерцательная. Многие любят любоваться детьми, играть с ними. Но многие ли готовы целенаправленно заниматься воспитанием, мириться с детскими шутками, глупыми вопросами с точки зрения взрослого, бесконечными ссорами? Нет. На это способны только люди с педагогическим даром и определенными навыками. Остановимся на некоторых из них.

Речь развернулась. Воспитатель воздействует на детей в основном с помощью слов. Поэтому ему нужна ясная, точная, эмоциональная речь. Дети должны уметь говорить на понятном им языке.

Хорошая воля. Дети очень чувствительны к грубым словам. Даже неосторожным советом можно нанести им психическую травму, последствия которой будут сказываться на долгие годы. Плохие люди не должны работать с детьми, потому что рано или поздно их чувства вылезут наружу, а детям это не пойдет на пользу.

Терпение. Учителю постоянно приходится иметь дело с ленью, непониманием, инерцией. Чтобы преодолеть их у своих учеников, ни в коем случае нельзя на них раздражаться, кричать, злиться. Такая реакция только закалит детей, настроит их против вас.

Справедливость. В детском коллективе часты ссоры и конфликты. Педагог должен «смотреть в лицо» им таким образом, чтобы каждый получил то, что заслуживает. Дети должны видеть справедливого судью в лице своего учителя, доверять ему.

Лучший способ проверить, имеете ли вы право на преподавание, — это найти работу консультантом в детском лагере или попробовать поработать с младшими школьниками.

посмотреть вакансии в Москве в сфере образования можно здесь — http://moskva.trud.com/jobs/obrazovanie_nauka/. Только так вы поймете, является ли педагогика вашим призванием или вы просто любите смотреть на детей со стороны. Что ж, чтобы быть вернее, задавайте себе еще вопросы. Можете ли вы выразить свои мысли ясно и понятно, одним словом, побудить людей к действию? Ты контролируешь себя или злишься на ерунду? Как вы относитесь к несправедливости?

Технические способности

Специализированные инженеры просматривают план строительстваНепременный атрибут технического мастерства — интерес к технике, желание работать на станках, с инструментами, оборудованием. Есть люди, которые проведут полчаса с неизвестным механизмом и уже знают, как он работает, с чем связан, что с чем взаимодействует. А другие не то, что не поймут, у них даже не будет желания взять этот механизм в руки. Точно так же и в работе — нет интереса, как правило, нет успехов в профессиональной деятельности. Причем это касается не только технических профессий. Какую специальность вы планируете выбрать, в первую очередь спросите себя: интересно ли вам знать, нравится ли мне моя будущая профессия? Конечно, бывает, что интерес возникает во время работы, но даже лучше, если он есть с самого начала, иначе велика вероятность ошибки. Но вернемся к техническому потенциалу. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. Вас привлекают технологии? Вам интересно с ней работать? Как часто вы берете в руки отвертку? Вы ремонтируете мелкую бытовую технику? Вам это доставляет удовольствие? Если да, то вы, вероятно, на правильном пути. Если отрицательный — это серьезный повод задуматься. Может, тебе лучше попробовать что-нибудь в другом месте? А пока назовем другие составляющие технического мастерства. 

Умение разбираться в рисунках, схемах, графиках. Без их изучения невозможно представить работу технических специалистов. Умение читать рисунки, графику, наглядно представлять стоящие за ними реальные предметы очень важно для технических профессий. Вы можете представить себе простой радиоприемник, старую стиральную машину или хотя бы электрическую схему, изображенную в школьном учебнике согласно схеме?

Молодой человек смотрит на свои наручные часыНавыки физики, математики, химии. Технология тесно связана с этими науками. Однако хорошая успеваемость ничего не значит. Дело в том, что в школе вы используете готовый алгоритм для решения задач, описанных в учебнике, и то, что от вас требуется, по сути, только хорошее усвоение математического материала, память, усидчивость, а также умение подставляйте числа в формулы (правда, это тоже часть математических навыков, но не основная). Под таким же математическим и физическим талантом мы подразумеваем способность понимать и рассуждать, анализировать и обобщать. Логическое мышление. Лакмусовой бумажкой здесь может стать умение решать нестандартные задачи, предложенные в специальных сборниках. Чтобы с ними справиться, нужно комплексно продумать проблему, искать собственное решение. Вы решили эти проблемы? Вам обязательно стоит попробовать. Если у вас все получится и, главное, вам это нравится, то, наверное, у вас все «в порядке» с вашими математическими способностями”. 

Развивается пространственное воображение. Очень значимая составляющая технических возможностей. Некоторые профессии без него не обходятся. Например, водитель должен четко представить себе пространство вокруг своей машины, дизайнер, прежде чем воплотить новую разработку в конструкции, «закачивает» ее в свой разум множеством деталей и деталей. Хорошо ли развито ваше пространственное воображение? Сможете ли вы, побывав в неизвестном районе города, снова найти это место? И объясни, где он своим друзьям? Можете ли вы мысленно воспроизвести механическую «начинку» любого устройства? Чем больше положительных ответов, тем сильнее развито ваше пространственное воображение.

Организаторские способности

Какая одежда лучше? Тот, который на работе появляется реже!

Да, правильно, не удивляйтесь. У хорошего лидера такой налаженный бизнес, что его вмешательство просто не требуется. Достижение такой организации работы, при которой руководитель имеет возможность сосредоточиться на решении стратегических задач и не вмешиваться в текущую деятельность, является признаком искусства высшего руководства. И не случайно такие высокие зарплаты у топ-менеджеров.

Какие же задатки нужны будущему руководителю?

Прежде всего коммуникативные навыки (умение общаться с людьми). Лидер должен уметь находить общий язык с самыми разными категориями людей: общительными и замкнутыми, радостными и мрачными, уверенными и застенчивыми. Иначе как он будет строить отношения в команде или вести деловые переговоры?

Лидер — это, в большинстве случаев, неформальный лидер, лидер. Он должен уметь увлекать команду идеей, вести, при необходимости, твердой рукой, наводить порядок и пресекать несправедливость. Лидерство присуще человеку от рождения. Развиваться крайне сложно.

Партнеры пожимают друг другу рукиЧтобы грамотно организовать работу подчиненных, нужно уметь хорошо разбираться в людях. У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Например, один программист лучше умеет писать программное обеспечение, а другой — создавать локальные сети. Квалифицированный менеджер распределит работу таким образом, чтобы каждый выполнял свою работу лучше всего.

Работа лидера динамична. Каждый день он сталкивается с ситуациями, требующими быстрого принятия решений. Поэтому он должен уметь разбираться в ситуации, быстро улавливать суть проблемы и принимать правильные решения. Начальник не должен бояться брать на себя ответственность. В противном случае работа остановится из-за бесчисленного количества согласований, ссылок, корректировок.

Профессия менеджера требует склонности к анализу, к самокритике. Вы должны постоянно совершенствоваться, стараться повышать эффективность своей организации. Одним словом, чтобы обеспечить движение вперед. Ведь в бизнесе нельзя сидеть на месте!

Завести новые знакомства прямо сейчас? Вы «чирлидер» в своей компании или предпочитаете оставаться в стороне? Вы всегда быстро принимаете решения? Вы знаете сильные и слабые стороны своих друзей? Вы работаете над собой? Можете ли вы организовать экскурсию, пойти в кино, общественные работы в школе? Тебе нравится это делать?

Постскриптум

Диагностировать собственные способности — дело тонкое! Не пугайтесь, если вы не нашли в себе всех качеств, необходимых для выбранной профессии. Это хорошо. Люди с полным набором навыков только по одной специальности — редкость. Один из тридцати. Это называется призванием. Другие, как правило, имеют одинаково подходящие наклонности к разным профессиям и должны развивать в себе недостающие навыки путем постоянного обучения или компенсировать что-то другое. Вам нужно быть осторожным, если ваши навыки не соответствуют требованиям профессии, которую вы хотите слишком четко выбрать.

востребованность той или иной профессии на рынке труда удобно увидеть на сайте http://www.trud.com/. Есть вакансии со всех сайтов, удобный интерфейс сайта, фильтры по городу и категории, удобная система поиска и возможность подписки на вакансии в нужном разделе.

Например, они задумали стать менеджером, но, кроме самоанализа, не заметили никаких качеств, необходимых лидеру. Но даже тогда не стоит сразу отказываться от своего выбора. Подумайте, а может быть, недостающие навыки можно развить? Заменить чем-нибудь? Или лучше присмотреться к другим профессиям? Обязательно проконсультируйтесь с профессиональным консультантом, даже если это будет стоить вам денег! Что касается окончательного решения, это все еще зависит от вас. Прислушивайтесь к себе и все обязательно получится. Удачи!