Европейцы начали систематически готовить профессиональных инженеров-строителей только с 18 века, хотя на протяжении своей тысячелетней истории люди возводили всевозможные сооружения, в основном благодаря таланту людей-самоучок. Чем занимаются инженеры-строители в современном мире, сколько они зарабатывают и где учатся, читают материалы о профессии.

Средняя зарплата: 45000 рублей в месяц
Инженер-строитель

Оценка профессии

Запрос
45%

Платежеспособность
48%

Конкуренция
66%

Барьер для входа
65%

Перспективы
42%

Строительное проектирование как отрасль охватывает все стадии строительных проектов, от планирования до управления заводом. И в каждом из них ключевой фигурой становится профессионал, который может спроектировать объект, составить план и рабочую программу, рассчитать количество ресурсов, определить их состав и так далее — все это именно то, чем занимается инженер-строитель.

История профессии

Люди, выполняющие функции современных инженеров-строителей, работали и при строительстве мавзолеев, храмов, дворцов — все известные сегодня 7 чудес света, без сомнения, были построены при участии и под руководством тех, кто обладал значительными знаниями техники и талантом даже по сегодняшним меркам. Но в древности инженеры как таковые считались исключительно создателями военной техники, и только в Голландии в 16 веке это стали называть гражданскими строителями дорог и мостов. Позже термин как название профессии прижился в Российской Империи.

А на Руси V-VI веков инженеров-строителей в современном понимании этого слова называли «розмысла». Именно они выбрали место для будущего города, спроектировали систему оборонительных сооружений: эпоха была воинственной, и жителям приходилось постоянно защищаться от набегов кочевников и враждебных визитов западных и северных соседей. Древнерусское название удивительно точно передает суть профессии строителя — задуматься над поставленными задачами и предложить им наиболее эффективное решение.

Российские архитекторы передавали практические профессиональные навыки от мастера ученикам и подмастерьям. Первым инженерно-техническим учебным заведением в России, дававшим системное образование, в 1701 году было Основанное Петром I мореходное училище, в котором, опять же, преподавали военные инженеры, а не гражданские лица. Но уже в 1712 году при ней открылись специальные классы, в частности, талантливые выпускники, из которых стали представителями низшего и среднего управления строительных работ.

получать высшее образование в области транспорта и гидротехники в нашей стране стало возможным с 1809 года в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения. Вскоре после этого, в 1832 году, было открыто Строительное училище, ныне известное как Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ).

Описание профессии

Чем занимается инженер-строитель? Разработайте план и проект строительства объекта (или его инфраструктурных систем), составьте программу, определите последовательность процессов, количество необходимых ресурсов в виде работ и материалов, а также их качество и состав. Кроме того, инженер-строитель обеспечивает документальное сопровождение процесса на разных этапах проекта: заключение договоров с поставщиками и подрядчиками, оформление исполнительных документов, получение разрешительной документации от госуслуг и так далее

Представители профессии проходят обучение по различным профильным направлениям и становятся инженерами:

  • для строительства автомобильных дорог, мостов, транспортных тоннелей, метро;
  • аэропорты;
  • уникальные постройки (в том числе большие здания и небоскребы, стадионы);
  • гидротехнические сооружения;
  • o на разработку и установку индивидуальных коммуникационных систем: тепло, газ, холод, водоснабжение и водоотведение, вентиляция.

Инженеры, представляющие каждую из этих областей, обладают как общим профессиональным набором знаний, так и навыками и компетенциями, которых их коллеги-строители могут не иметь. Так, например, специалисты, работающие над строительством тоннелей и мостов, должны лучше других понимать:

  • в технологии заводского изготовления тоннельных конструкций и мостовых пролетов;
  • в методах исследования и анализа горных пород и физико-механических характеристик почв;
  • конкретно о геологических и гидрогеологических условиях строительства.

При этом универсальные навыки инженеров-строителей разных специальностей включают:

  • умение использовать современные средства связи, компьютеры, системы автоматизированного проектирования и соответствующее программное обеспечение, цифровые и аналоговые методы для управления проектами и управления жизненным циклом;
  • знание процедуры технического черчения и основы компьютерной графики;
  • умение оценивать и рассчитывать устойчивость, прочность и жесткость конструкций и фундаментов в зависимости от их типа;
  • профессиональное чтение топографических карт и чтение геодезических инструментов;
  • знание свойств строительных материалов, технологий их применения.

Наиболее распространенным местом работы инженеров такого профиля являются строительные компании, но их знания и навыки востребованы в аудиторских организациях, службах госконтроля, ремонтных фирмах, архитектурных бюро и других предприятиях.

На каких специальностях учиться

Выбор направления обучения зависит от личных предпочтений, а специальности инженеров-строителей (по ФГОС) могут быть разными:

  • строительство;
  • строительство уникальных зданий и сооружений;
  • строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей;
  • строительство, управление, восстановление и техническое покрытие автомагистралей, мостов и туннелей.

По специальности «Горное дело» вузы готовят инженеров-строителей для горных и подземных работ. Во всех случаях при поступлении будут необходимы результаты ЕГЭ по профильной математике, физике и русскому языку.

Лучшие вузы для обучения

Старейшим специализированным учебным заведением строительного профиля в Российской Федерации является Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ). Однако самый крупный вуз России, который за годы своего существования подготовил более 90 тысяч инженеров-строителей, называется Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ). Сейчас в его состав входят 7 институтов с 62 кафедрами, 2 научно-исследовательских института, 30 научных лабораторий и 10 экспертных центров. Вуз выпускает инженеров по 21 специальности.

Хотя НИУ МГСУ является крупнейшим профильным учебным заведением, оно не единственное в стране. Каждое направление строительства представлено множеством образовательных программ в различных университетах России.

Так, например, обучают строительству уникальных зданий и сооружений:

  • в Москве: Московский Политех, МАДИ;
  • в Санкт-Петербурге: Горный университет СПбПУ Петра Великого;
  • в регионах: ННГАСУ (Нижний Новгород), ДВФУ (Владивосток), МГТУ им. Носова (Магнитогорск), СибГИУ (Новокузнецк), ЮУрГУ (Челябинск), НГАСУ-Сибстрин (Новосибирск), УрФУ им. Б. Ельцина (Екатеринбург), УГНТУ (Уфа), ДГТУ (Махачкала), БГИТУ (Брянск), ВГТУ (Воронеж), КубГТУ (Краснодар), ДГТУ (Ростов-на-Дону), ТГУАС (Томск), филиал МАДИ в Махачкале , ДВГУ (Хабаровск) и десятки вузов.

Но есть много других университетов, которые готовят инженеров-строителей. Помимо перечисленных университетов, академий и институтов, готовятся специалисты для работы в области промышленного и гражданского строительства:

  • в столице: МИИТ, РУДН, Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства им. А. Костякова, академик РГАУ-Московская сельскохозяйственная академия им. К. Тимирязева;
  • в Санкт-Петербурге: СПбГАСУ, СПбГАУ;
  • а также по всей России: в МГТУ (Мурманск), КалмГУ им. Б. Городовикова (Элиста), ВолгГТУ (Волгоград), СамГУПС, СамГТУ (Самара), БГТУ им. В. Шухов (Белгород), КБГУ им. Х. Бербекова (Нальчик), КубГАУ (Краснодар), Сибирский федеральный университет (Красноярск), ТОГУ (Хабаровск), ТГУ (Тольятти), СКФУ (Ставрополь), КузГТУ (Кемерово), ЯГТУово (Ярославль), КарГТУ (Калининград), ЮГУ (Ханты-Мансийск), УрГУПС (Екатеринбург), КГАСУ (Казань), СГУПС (Новосибирск), ЧИПС УрГУПС (Челябинск), СГТУ (Саратов), ВятГУ (Киров), ЧГУ им. И. Ульянов (Чебоксары), ОГУ им. И. Тургенев и ГАУ (Орел), СБУ (Сочи) и др.

Обязанности на работе

Профессиональные обязанности инженера-строителя во многом зависят от его специализации, и в универсальный перечень входят:

  • Разработка технико-методических материалов и нормативных документов по проекту, а также технологических программ строительства.
  • Выполнение работ, предусмотренных планом строительства.
  • Найдите способы оптимизировать ресурсы и обосновать принятые решения.
  • Анализ технико-экономических характеристик конструкции и участие в научно-исследовательской работе специалистов по использованию материалов, оборудования, систем и, как следствие, подготовка отчетов и заключений.
  • Обеспечить все строительные отделы технической информацией, материалами, документами, оборудованием и стандартизацией необходимых технических средств.
  • Использование современных автоматизированных и компьютеризированных систем, дающих больший экономический эффект как при инженерных расчетах, так и при организации жизненного цикла строительного объекта.
  • Составление вопросов, приказов, пояснительных инструкций, схем, карт, установленных отчетов и других материалов с соблюдением требований к форме и сроку подачи.
  • Оказывать методическую и практическую помощь коллегам, поощряя инновационные инициативы.
  • Обзор процессов и документации, контроль работ.

В общем, обязанности инженера-строителя варьируются от исследовательской деятельности до бюджетной документации.

Кому подходит

Профессия инженера-строителя подходит организованным и ответственным людям, способным спланировать и осуществить свои действия в полном объеме, не связывая неудачи с внешними обстоятельствами и чужой ленью. Скрупулезность и любопытство — естественный интерес к окружающему миру, объектам «второй натуры» и их расположению (например, к истории архитектуры и «как это было сделано») поможет будущему инженеру-строителю овладеть знаниями, необходимыми для работа»).

Коллективный характер работы требует, чтобы инженер-строитель обладал развитыми коммуникативными навыками: умением и желанием находить общий язык с разными людьми. Вам нужно будет взаимодействовать с работниками, коллегами в магазине и представителями регулирующих органов, поэтому вам потребуются хорошие навыки, чтобы четко передавать информацию и отстаивать свою точку зрения.

Сколько получают

Около 40-45% вакансий содержат предложения с зарплатой 30-60 тысяч рублей. В 10-15% объявлений указана ставка 60-90 тысяч. Еще 35-40% работодателей предлагают зарплату до 30 тысяч. В остальных вакансиях суммы превышают 90 и даже 120 тысяч рублей. В среднем зарплата инженера-строителя по стране 45-55 тысяч.

Как построить карьеру

Продвижение инженера-строителя по карьерной лестнице соответствует постепенному повышению квалификации, и на каждом уровне предъявляются определенные требования.

  • 3-я категория. В таком состоянии, чтобы «войти в профессию» без опыта, необходимо окончить профильный вуз. Однако для начала работы достаточно среднего технического образования, если оно подкреплено 3-х летним опытом работы на должности высококлассного техника (на других профильных должностях — не менее 5 лет).
  • категория 2. Для перехода на этот этап, помимо высшего образования, вам потребуется 3 года опыта работы на инженерно-технических должностях.
  • 1-я категория. Для получения этого статуса необходимо проработать еще 3 года инженером 2-й категории.

Кроме того, специалист может рассчитывать на должность главного инженера с правом подписи при составлении актов приема-передачи и при принятии личной ответственности. Но при этом не реже одного раза в 5 лет необходимо будет проходить повышение квалификации.

Перспективы профессии

Перспективы профессии гражданского инженера связаны с появлением новых технологий, которые потребуют от специалиста особых навыков. Так, например, при создании зданий и сооружений на 3D-принтере конструкция уже не собирается из универсальных элементов, как раньше, а «выращивается» по индивидуальным настройкам.

Смена поколений материалов в классическом строительстве происходит не менее быстро, и это ставит новые задачи перед инженерами, потребности которых постоянно растут с каждым последовательным циклом эволюции отрасли. Все это потенциально может привести к разделению профессии на более конкретные области с более узким набором функций.

Автор: Алексей Кузнецов