Оценка профессии
После распада Советского Союза приток кандидатов на инженерные факультеты, в том числе на радиотехнические, резко упал. И неудивительно: максимум, на что мог рассчитывать радиоинженер, — это работа в ремонтной мастерской среди «Рубинов», «Овощей» и других «чудес» советской радиотехнической мысли.
И хотя сегодня интерес к инженерии возвращается, идея радиофакультетов как места для обучения пайке схем, проектированию приемников и ремонту телевизоров все еще находится в умах большинства молодых и менее сограждан.
Однако за последние 15 лет все изменилось: от перечня специальностей до заработной платы сотрудников.
Специальности
Радиоспециальности отличаются от специальностей машиностроения и приборостроения тем, что они имеют другую систему классификации и делятся на системную инженерию, схемотехнику и дизайн.
В чем разница между ними? Специалистов по системной инженерии учат думать, решать задачу комплексно — проектировать не отдельные устройства (передатчики, приемники), а целые системы. Рассмотрим радиолокационную (РЛС) станцию. На этапе проектирования заказчик выдает техническое задание на всю систему. Радиолокационная станция состоит из четырех основных компонентов: антенной подсистемы, передающей подсистемы, приемной подсистемы и программно-аппаратного комплекса. Системному инженеру не обязательно точно знать, как устроена каждая часть, и часто бывает не в силах хранить такой объем информации в своей голове. Другими словами, подсистемы для него — это кубы, «черные ящики». Он не знает, что в них содержится, но он знает, что у него на входе, а что на выходе. Взяв несколько «кубиков» и соединив их, инженер получает систему с указанными параметрами. Такие специальности требуют развития системного подхода — умения мыслить масштабными категориями, видеть проблему в целом.
У схемотехников есть еще одна головная боль: эти самые «черные ящики». Они создают подсистему с определенными характеристиками: одни сигналы на входе, другие на выходе. Но вопрос использования разработанного устройства никак не волнует инженера схемы. Он решает множество мелких задач, создает отдельные блоки, но их дальнейшая судьба не его заботит. Для таких специальностей требуется усидчивость и умение работать с задачами, не видя полной картины.
Наконец, дизайнеры решают проблемы миниатюризации устройств, рассеивания тепла и охлаждения, проектируют корпуса приборов и оптимизируют принципиальные схемы для размещения на печатных платах.
Сейчас на радиофакультетах, как правило, преподают следующие специальности:
- «Радиотехника». По сути, это схемотехническая специальность. Он обучает проектированию передатчиков, приемников, антенн, основам конструирования радиоэлектронных устройств, основам цифровой обработки информации.
- «Электронные системы». Больше специальностей системного инжиниринга. Помимо общеобразовательных дисциплин изучаются системы и комплексное проектирование, теория телекоммуникаций и радиоуправление.
- «Проектирование радиоэлектронной аппаратуры» (РЭС). Специальность дизайна. Если вы его выбрали, приготовьтесь к детальному изучению конструкции и инженерии по производству радиоэлектронных устройств. Придется изучить работу в PCAD и AutoCAD, а схемы, которые нужно собрать для расположения на печатной плате, будут сниться еще долго.
- «Связь с движимыми объектами». Специализация системного инжиниринга. Подробно изучаются радиостатическая инженерия, теория оптимального приема и теория телекоммуникаций.
- «Полная защита информационных объектов». Специальность чисто системного инжиниринга. Изучаются теория телекоммуникаций, теория защиты информации, программирование на языках высокого уровня, программно-аппаратные методы защиты информации.
- «Радиофизика». Математическая специальность. Расчет, моделирование и имитация процессов, происходящих в антеннах, приемных и передающих устройствах. Подробно изучены электродинамика, теория антенно-фидерных устройств.
- Специальные специальности для вузов связи и телекоммуникаций.
Некоторые специальности изучаются как на дневном, так и на вечернем отделениях радиофакультетов. И если раньше для обучения на вечернем отделении требовалась справка с места работы (желательно по профилю), то сейчас таких препятствий нет.
Что надо знать для учебы на радиофакультете
Для начала вспомним хотя бы год изобретения радио Поповым и Маркони. А если серьезно, вам нужно досконально разбираться в разделах физики, посвященных электромагнетизму и электричеству. Такие темы, как природа электромагнитных волн, законы Ома и Кирхгофа, принцип телеграфа должны буквально слетать с ума. Также необходим расчет цепей: активное и реактивное сопротивления, параллельное и последовательное соединение элементов — все это нужно тщательно изучить и проработать. Об индукции и взаимной индукции нужно знать все, также очень важно хорошо владеть английским языком (в основном техническим): на нем собрано большинство текстов по современной радиоаппаратуре.
Что изучается
В советское время абитуриенты, напуганные пресловутой тематикой дизайнерских факультетов, подавали документы на радиофакультеты, как и те, кто ехал туда по призванию. Действительно, радиоинженеры были избавлены от знаний сопромата, теоретической механики, теории машин и механизмов (ТММ для многих студентов расшифровывалось как «вот моя могила»), строительных материалов и технологий их разработки. И розыгрыш длился семестр вместо двух курсов.
Но не все кошки проходят карнавал: на втором курсе наступает вскрытие, причем вне зависимости от выбранной специальности. OTC (основы теории схем), плавно переходящие в RTCiS (схемы и радиосигналы), пройдут два курса, заставляя вас просыпаться посреди ночи в холодном поту. Кроме того, по всем специальностям проходят антенное питание, радиопередающие и радиоприемные устройства. Многократные курсовые работы и проекты, т.е проектирование и расчет того или иного устройства.
Также изучаются электронные устройства (диоды, транзисторы, магнетроны, клистроны, лампы, лампы бегущей волны), основной элемент (фундаментальный для проектировщиков схем и современного дизайна). В общем, все эти элементы существовали еще во времена Советского Союза, так что ничего нового. Транзисторы изучаются и используются только в отечественных микросхемах, тем более. Исчезли только сварочные цеха. Так что, если вы не мечтаете колдовать с паяльником в руке печатные платы и чистить канифоль из-под ногтей, то это не проблема.
Также появились новые темы: методы защиты информации, теория телекоммуникаций, построение и организация телекоммуникационных и радиотелефонных сетей, сетей и систем передачи данных. В какой-то мере на высших курсах радиофакультетов обучают не радистов, а специалистов по телекоммуникациям и системам передачи информации. Направление, как известно, более чем перспективное, и потерпеть от этого 3 года вполне можно.
Кем и где работать
Учеба позади, диплом в руке. Куда пойти работать и желательно за достойную зарплату?
В Москве и других крупных городах есть ряд госпредприятий с негосударственной заработной платой. Как правило, эти предприятия заключают договора с факультетами на целевую подготовку специалистов. То есть между предприятием, вузом (факультетом) и студентом подписывается трехсторонний договор, согласно которому вуз обучает студента по специальной программе, отличной от программы выбранной специальности. Компания оплачивает это обучение, и по окончании обучения студент обязуется проработать несколько лет в этой компании. Есть другой вариант: студент (обычно аспирант или студент последнего курса) начинает работать на этом предприятии, обучаясь по обычному графику. Рекомендовать студенту работать в данном случае на факультете или кафедре, поэтому помимо желания работать важно иметь хорошую репутацию, то есть иметь высокий средний балл и активно заниматься подготовкой к получению диплома. (как вариант — участие в научно-исследовательских работах, студенческих исследовательских проектах). Преимущество этого метода в том, что студент изначально никому не должен, так как с ним заключается только стандартный трудовой договор, как и с любой работой.
Среди других дисциплин студенты радиофакультета изучают технологии систем беспроводной передачи данных — практику и теорию. Это технологии Bluetooth, Wi-Fi и WiMAX. Им, как и стандартам, на которых они основаны, посвящены довольно серьезные учебники для вузов, а также бесчисленные статьи и ресурсы в Интернете. То есть выпускник радиофакультета может быть не только системным администратором, но и специалистом по беспроводным сетям, и спрос на таких специалистов более чем высок, а зарплата очень солидная.
Ну а тем, кто пошел учиться, «чтобы не в армию» остались наименее оплачиваемые варианты: ремонт техники в телестудии, работа в научно-исследовательском институте. Платят, конечно, очень мало, но без работы вы не останетесь. Как правило, все радиофакультеты занимаются исследованиями и готовят аспирантов, поэтому есть шанс найти руководителя и выбрать тему. Стоит посмотреть правде в глаза: с точки зрения карьерных перспектив обучение в аспирантуре радиофакультетов — далеко не лучший выбор, потому что работа в научно-исследовательских институтах, а тем более преподавательская, оплачивается очень плохо. Единственное преимущество — повысить свой уровень образования, изучив, а затем написав диссертацию. А специалиста с докторской степенью с радостью возьмут на высокооплачиваемую работу, не связанную с наукой.