Среди множества видов активов, охраняемых законом, есть такой, с которым почти каждый сталкивается в повседневной жизни — и, даже не зная об этом, они забирают его. Ежедневно миллионы людей во всем мире читают книги, газеты и журналы, посещают музеи, ходят в кино и слушают музыку, работают с компьютерными программами, выходят в Интернет, смотрят рекламу и используют результаты науки. Все это, а также товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания являются объектами интеллектуальной собственности других лиц.

Средняя зарплата: 40 000 рублей в месяц
Молоток и символ авторского права

Оценка профессии

Запрос
85%

Платежеспособность
75%

Конкуренция
75%

Барьер для входа
75%

Перспективы
95%

Воздушные замки

Если собственность существует, ее необходимо охранять. Но когда это свойство интеллектуальное, оно невесомо: на него нельзя повесить замок. Как это защитить?

Вы, наверное, обратили внимание на значки ©, а также ™, ® — это эти «замки».

Для тех, кого можно отнести к авторам или изобретателям, чья деятельность связана с творчеством, разработкой и внедрением инноваций, право гарантируется Законом об интеллектуальной собственности. Наши «замочки», которые «вешаются» в начале книги или рядом с логотипом компании, указывают на то, что идея произведения имеет владельца и его интересы защищены этим законом. Конечно, не всегда есть возможность поставить такой значок — но это не значит, что музыкальные произведения, перформансы, картины, архитектурные сооружения лишены защиты (египетские пирамиды недавно также были включены в египетский список интеллектуальной собственности. Объекты).

В законодательстве разных стран есть разные нюансы, но задача здесь одна: решить проблему разумного сочетания интересов правообладателя (будь то автор или, если речь идет о промышленной собственности, компания, завод, компания и др.) с возможностью использования произведения или продукта компании. Его функция — защитить произведение от несанкционированного копирования и дублирования.

Уважение этих прав не всегда связано с прямой финансовой выгодой и возможностью зарабатывать деньги на работе. Так, например, кубинский фотограф Альберто Корда, сфотографировав Че Гевару в 1960 году (теперь это можно сделать с помощью распечатки фотографий из VideoGlobal), разрешил всем использовать его бесплатно — однако это было основано на его авторских правах который запретил производителям водки Smirnoff использовать знаменитую фотографию в рекламе алкоголя.

Споры с пиратами

Самая первая, можно сказать древняя форма интеллектуальной собственности — это авторское право. В средние века не существовало проблемы отцовства как такового: человек воспринимался лишь как случайный посредник, воплощающий мысль Бога в материальной форме. Следовательно, такого человека нельзя было считать автором — и общество ценило его только как умелого мастера. Однако в наше время отношение к автору изменилось, и с распространением книгопечатания возникла необходимость определить права автора и полномочия издателя. Так, в 1709 году в Англии появился первый нормативный акт, закрепивший авторские права — так называемый «Статут королевы Анны».

Судебная речьХарактерный прецедент, повлиявший на дальнейшую судьбу представлений об отцовстве, произошел в 1853 году в США: суд отклонил иск известной писательницы Гарриет Бичер-Стоу против издателя, произвольно переведшего его книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык. Таким образом, права переводчика приравнены к правам автора.

Авторское право на протяжении всей своей истории неуклонно расширялось за счет подобных прецедентов. Например, фотография, зародившаяся как чисто технический «трюк» в первой половине 19 века, уже превратилась в искусство в начале 20 века, и фотографы отстаивали право считаться авторами в долгих судебных баталиях. Но прежде, чем утихли споры о фотографии, суды начали нападать на кинематографистов, требуя, чтобы их права были записаны в отдельной строке закона.

Международная конвенция «Об охране литературных и художественных произведений», принятая в 1886 году в Берне, уже претерпела четыре основных пересмотра. Жизнь не останавливается, новые технологии меняют общество, и законы вынуждены меняться вместе с ним. Самая актуальная проблема сегодня — это авторское право в Интернете. Рано или поздно любая книга, фильм или музыкальное произведение становится доступным миллионам пользователей. Теперь, когда копирование осуществляется несколькими щелчками мыши, а цифровые потоки несут информацию, которая когда-то была редкостью, во все уголки мира, старые принципы защиты авторских прав неизбежно уходят в прошлое. И как бы потрясающе ни говорили поборники классических норм и порядков, факты говорят еще громче. Простой пример: в 2007 году из Интернета было скачано около 20 миллиардов музыкальных произведений. Ни один лейбл, даже самый большой, не сможет контролировать такой объем загрузок. В ответ Warner, EMI, Universal и Sony BMG одна за другой отказались от контроля и защиты авторских прав в отношении цифровой музыки и видео, распространяемых в Интернете. Теперь дело за юристами.

Автор, изобретатель или компания, деятельность которых связана с разработкой и внедрением инноваций, не всегда имеют возможность самостоятельно контролировать соблюдение своих прав. Мы уже говорим о смежных правах. Наиболее ярким примером здесь является использование музыки в кафе и ресторанах: обладатель прав на композицию может не только не находиться одновременно во всех местах, где он может исполнять свою музыку, но и заключить сделку с каждым из этих заведений невозможно. Конечно, «обидеть художника может любой», но Общество русских авторов (РАО), другие авторские общества, литературные и литературные театральные агентства, одна из целей которых — защитить автора от нарушений в его творчестве и решить налоговые вопросы. Там вы можете найти юристов, специализирующихся в области гражданского права, особенно в области авторского права и смежных прав.

Очень большие деньги

Однако мы увлеклись авторским правом, забыв, что интеллектуальная собственность — это гораздо более широкое понятие. Поговорим о промышленной собственности и патентах.

Часто стоимость интеллектуальной собственности фирмы превышает стоимость ее материальной собственности. Интеллектуальный капитал компаний-разработчиков программного обеспечения или исследовательских институтов требует такой же тщательной защиты художественных произведений звукозаписывающих компаний и кинокомпаний. Изобретения, промышленные образцы, торговые наименования, ноу-хау, полезные модели, товарные знаки, программы, топологии интегральных схем — все из которых требуют юридического признания их уникальности — требуют патентов.

Чтобы понять важность грамотной регистрации патента, достаточно вспомнить историю изобретения радио: русский ученый Александр Попов и итальянец Гульельмо Маркони, каждый в своей лаборатории, почти одновременно добились успеха в передаче волновой сигнал по воздуху. Однако Маркони успел запатентовать новинку раньше .. до появления патентных ведомств в России — а формально он считается изобретателем радио. В результате Попов — местный герой, а Маркони — лауреат Нобелевской премии.

Сейчас ситуация в корне изменилась, и Россия присоединилась к ряду международных конвенций по защите интеллектуальной собственности. В то же время членство в крупных международных организациях также предъявляет много требований к качеству работы всех юридических отделов, занимающихся интеллектуальной собственностью. Гарантом соответствия международным стандартам является Патентное ведомство Российской Федерации (Роспатент), в котором аккредитованы местные специалисты — патентные юристы.

Патентный поверенный уполномочен представлять интересы физического или юридического лица в Патентной палате Российской Федерации. Получить аттестат патентного поверенного может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование, не менее 4 лет практического опыта работы в области охраны промышленной собственности и успешно сдавший квалификационный экзамен в Роспатенте. Только патентный поверенный может проводить контроль качества бренда, товарного знака, изобретения «на чистоту»; составление заявки на регистрацию товарного знака с учетом интересов заказчика, защита товарного знака от узурпации другими лицами.

Патентный поверенный контролирует еще одну важную процедуру: оценка интеллектуальной собственности. Необходимость оценки возникает при размещении объектов интеллектуальной собственности в уставном капитале предприятия, при совершении сделок купли-продажи бренда, а также при продаже лицензии на производство того или иного продукта. И, конечно же, при определении размера ущерба, нанесенного правообладателю «пиратами».

Будни защитников

Книги по авторскому правуВопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, иногда бывают чрезвычайно сложными, и специалист в этой области юриспруденции должен обладать значительным объемом знаний и быть полностью культурно компетентным человеком.

В главе об авторском праве мы не зря говорили о спорных вопросах. Юриспруденция как таковая существует из-за того, что людям нужно что-то спорить, оспаривать, защищать. Сфера интеллектуальной собственности не исключение. Вся практика юриста заключается в разрешении конфликтных ситуаций, и каждая ситуация уникальна и требует индивидуального подхода. Конечно, прецеденты можно так или иначе набирать, но это не облегчает работу юриста — такие типы воспроизводятся намного быстрее, чем закон успевает дать ответ. Таким образом, исход каждого дела решается не простым механическим знанием каких-либо юридических документов, а профессиональной компетенцией юриста, заключающейся в ежедневной работе по отслеживанию новостей (кто, где и как был проведен определенный процесс. — и чем все закончилось), систематизация и анализ этих крупинок.

Хорошим примером сложных отношений является недавняя история популярного (а теперь и международного) фаворита: Чебурашка. Суть спора заключалась в том, кто такой «родитель» Чебурашки: поэт Эдуард Успенский, придумавший картину из ушей, или художник Леонид Шварц, нарисовавший мультипликационного персонажа. Юристам Успенского удалось опровергнуть расхожее мнение о том, что строчка в титрах закрепляет за художником мультипликационного персонажа.

Повседневная жизнь юриста по интеллектуальной собственности — кропотливая, часто рутинная работа, которая состоит из написания документов, составления договоров, писем, жалоб, жалоб, рассмотрения в судах. Кроме того, конкретные клиенты — сами авторы — обычно далеки от буквы закона, но они импульсивны, эмоциональны и требуют особого терпения от юриста.

Подводя итог: рутина, сложность и препятствия составляют 99% работы. Оставшийся 1% — это наледь, над которой работает адвокат: хорошая победа в суде!

Максим Лабзин, патентный поверенный РФ, ЮФ «Лабзин и партнеры»: Действия по правовой защите интеллектуальной собственности могут быть разными, но все, как правило, срочны. Ведь у нас очень много заявок на патентование и регистрацию товарных знаков, и очень часто разные люди имеют совпадения в изобретенных объектах. И кто из претендентов первым подаст заявку, получит правовую защиту. Поэтому мы должны выполнять свою работу как можно быстрее.

В процессе регистрации прав больше не возникают юридические вопросы о порядке и способах защиты интересов наших клиентов: накоплен большой опыт, одни и те же положения законодательства перечитывались десятки раз. Но поскольку каждое изобретение, каждый бренд является новым, нам нужно углубиться в область, в которой работает наш руководитель. Когда дело касается изобретения, нам необходимо понять, что он изобрел и что в нем нового, сравнить с уже известными решениями и сформулировать самую суть того, что он изобрел. Иногда необходимо привлечь специалистов в определенной области технических знаний.

Когда речь идет о бренде, нужно понимать, в какой сфере деятельности он будет использоваться, для каких товаров и услуг — и соотнести их с универсальными терминами международной классификации (иногда встречаются очень редкие товары), а также сравнить это бренд с брендами других людей, найденными во время поиска. Это противостояние — самая частая задача, которую нам ставят. Мы, по сути, предлагаем ответ на вопрос: потребители будут путать товары, которые будут обозначены сравнительными знаками, смогут ли они понять, что это товары разных производителей — или они будут думать, что произведены одним и тем же Компания. Если их можно перепутать (например, Адидас и Абибас), то имеет место нарушение прав на товарный знак, подделка.

Этот же вопрос очень часто задают в судах. Особая работа — защита уже нарушенных прав. Здесь адвокат, как правило, должен до суда направить преступнику письмо, чтобы он понял бесперспективность дальнейшего сопротивления и согласился добровольно выполнить хотя бы часть требований. И если такое письмо и переговоры не дают результата, то самое главное — предвидеть все возможные возражения оппонента и с учетом этого сформулировать правовую позицию, собрать необходимые доказательства. Суд не будет удовлетворять недостаточно обоснованные требования без убедительных доказательств того, что ответчик действительно совершил указанные истцом действия. Что ж, если адвокат защищает обвиняемого, то необходимо найти слабые места вопроса и приложить все усилия, чтобы вызвать сомнения у судьи. Однако не следует пытаться доказать недоказуемое. Конечно, в судах работать очень интересно. Я дам юмористическую рекомендацию, как вести себя в судебном деле: «Если факты говорят в вашу пользу, то давите на факты, если закон, то нажимайте на закон, а если ничего — давите на стол». Может быть сложно оправдать убытки или получить достаточно крупную компенсацию, так как очень часто нет доказательств степени нарушения…

Что ж, при работе над составлением договоров самое главное — понять и отразить волю сторон. Нельзя злоупотреблять формами, «рыбой» договоров. Иногда это мешает конкретным задачам.

Автор: Михаил Романов