Профессия археолога состоит из экспедиций, раскопок древних поселений и изучения добытых артефактов. Благодаря его представителям сегодня мы можем представить жизнь людей в разное время.

Средняя зарплата: 60 000 рублей в месяц
Археологи

Археолог — это специальность, окутанная аурой таинственности, романтики и мистики. Путешествия, раскопки, предметы, которым сотни и даже тысячи лет… Все это очень интересно. Но всякий, кто хочет связать свою жизнь с наукой о прошлом человечества, должен помнить, что он не терпит случайных людей.

Кратко об истории

Археолог Манолис Андроникос

Философ и поэт древности Тит Лукреций Кар считается первым археологом. В первом веке до нашей эры он предложил схему разделения всей дописьменной истории на каменный, бронзовый и железный века с четкой последовательностью перехода от одного периода к другому. Впервые слово «археология» использовал древнегреческий философ Платон. Под этим он имел в виду «историю прошлых времен». Впоследствии эпоха Возрождения характеризовалась повышенным интересом к раскопкам. Основной целью исследований ученых было получение образцов древних скульптур.

В России ученые начали «копать землю» в поисках памятников древности в конце 18 века. А в середине 19 века археология получила статус официальной науки. Это было время создания научных обществ, открытия музеев и их выставочного наполнения.

Так появились первые попытки познать историю, скрытую под толщей земли. Сегодня для квалифицированного специалиста нет границ. С экспедицией он может отправиться в любой уголок планеты. В лабораторных исследованиях артефактов был сделан огромный шаг вперед благодаря появлению новых методов, устройств и компьютеризации.

Прежде чем понять, кто такой археолог и чем он занимается, стоит узнать, что это за артефакты: с ними придется поработать специалисту по «ископаемым древностям». Это название предмета, созданного человеком или разработанного им. Второе название — материальные источники. Речь идет о различных сооружениях, инструментах, предметах домашнего обихода, украшениях, оружии, углях древних костров, костях со следами воздействия человека и других свидетельствах его жизни. При наличии надписей на артефактах делается ссылка на категорию письменных источников. В чем разница между материальными источниками и письменными источниками? Первые молчат. Они не содержат информации о событиях. К тому же многие из них появились задолго до появления письменности.

Итак, мы подошли к вопросу о том, кто такие археологи. Это специалисты, занимающиеся исследованием исторических свидетельств и изучением находок в лабораторных условиях — в частности, классификацией, реставрацией и т.д. Их основная задача — воссоздать образ прошлого на основе найденных предметов и уже имеющихся знаний и теоретических открытий. По отдельности осколок кувшина или часть ручки ножа практически ничего вам не скажет. Их нельзя анализировать без привязки к местности, окружающей среде, глубине залегания, найденным поблизости объектам и другим условиям. Чтобы определить время изготовления или использования того или иного артефакта, необходимо учитывать слой почвы, в котором он находился. В своей работе ученые используют сравнительно-типологический, дендрохронологический, стратиграфический, радиоуглеродный и другие методы датирования находок.

Следует отметить, что археологи — специалисты разного профиля. В своей деятельности они используют методы и данные, взятые из других дисциплин. Они обращаются к наукам как гуманистического цикла (лингвистика, антропология и этнография), так и естественного цикла (ботаника, почвоведение, химия, физика, география.

Представители этой профессии, как правило, выбирают для работы определенный регион и исторический период. Например, ученый может стать настоящим знатоком палеолита на территории Средней Азии, если в течение многих лет будет изучать находящиеся там стоянки первобытных популяций.

Обязанности

Итак, что делает археолог. Прежде всего, участвуйте в экспедициях. На первом этапе специалист должен конкретизировать участки раскопок и получить разрешение на их проведение. Затем он приступает к изучению истории этой области, чтобы узнать о ней все.

Второй этап — практический. Как археологи работают в полевых условиях? Они буквально добывают артефакты из земли. Каждый артефакт извлекается с особой осторожностью и помещается в специальный мешок, коробку или коробку. Его необходимо пронумеровать, описать и занести в каталог, после чего отправить в лабораторию для исследования.

Артефакты фотографируются и обрабатываются специальным защитным раствором. В противном случае существует риск разрушения из-за воздействия на открытом воздухе. В арсенале археолога есть не только тяжелая лопата, кувалда, кирка, но и мини-инструменты, предназначенные для максимально точной работы. Например, острый 6-дюймовый гвоздь успешно используется для очистки хрупкой кости.

Сегодня археологи работают с современными компьютерными технологиями, которые помогают создать трехмерную реконструкцию участка с использованием древних карт или воссоздать трехмерную модель любого объекта. Даже появилось целое направление — виртуальная археология. Он основан на новейших методах моделирования, 3D-графики и реконструкции.

Продолжительность исследования от 2-3 часов до 10 лет. Состояние некоторых артефактов может быть настолько неудовлетворительным, что они разрушаются даже при легком прикосновении. Это сильно усложняет и затягивает работу археолога.

Знания, умения и личностные качества

Археологи за работой

Прежде всего, археологу необходимо очень хорошее знание истории. Особенно важно хорошо понимать изучаемую эпоху. Ему также необходимо знать палеогеографию, науку о палеопочвах и теорию научного восстановления. Часто возникает необходимость изучения дополнительных дисциплин, косвенно относящихся к основной специальности: этнографии, антропологии, текстологии, нумизматики, геральдики, статистики, химии и физики.

Что касается практической части работы, потребуются навыки геодезиста и геодезиста. Если исследуемый район находится в гористой местности или под водой, необходимы навыки скалолазания или дайвинга. Чтобы освоить их, нужно пройти специальные курсы.

Профессия археолога подходит только истинным энтузиастам, для которых экспедиции, раскопки и древности — это призвание, а не случайная подработка. Хороший специалист бывает разным:

• любовь к истории;
  • аскетизм;
  • терпение;
  • равновесие;
  • умение работать в команде;
  • аналитическое мышление и дедукция;
  • отличное здоровье и физическая выносливость.

Перечисленные качества помогут новичку успешно работать и построить карьеру.

Где учиться

Как стать археологом? Для этой профессии обязательно высшее образование. Учиться, а потом работать по специальности будет сложно. Основной упор в каждой учебной программе делается на подробное изучение истории. Кроме того, студента научат методам раскопок и манипулированию полученными артефактами.

Где учат быть археологом? В Российской Федерации всего два специализированных археологических университета: Институт археологии РАН и Московский археологический институт. Последний сейчас входит в состав МГУ. Помимо них, вы можете выбрать любой вуз, в котором есть исторический факультет с кафедрой археологии.

Вот несколько примеров университетов, в которых можно освоить эту профессию:

• Волгоградский государственный университет. Институт истории, международных отношений и социальных технологий. Кафедра русской и всемирной истории, археологии.
  • Московский Государственный Педагогический Университет. Институт истории и политики. Исторический факультет.
  • Иркутский государственный университет. Исторический факультет. Отдел археологии, этнологии и истории древнего мира.
  • Южный федеральный университет. Институт истории и международных отношений. Отдел археологии и истории древнего мира.
  • Государственный академический гуманитарный университет. Исторический факультет.

Для поступления на исторический факультет требуется ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Некоторые университеты также могут запросить результаты экзаменов по иностранному языку и математике.

Заработная плата

Как уже было сказано, археолог обычно выбирает для работы конкретный регион и конкретный исторический период. Особо ценятся высококвалифицированные специалисты эпохи палеолита. Средняя зарплата по России 60 тысяч рублей. Минимум, судя по данным с рабочих площадок, в Волгоградской области — 15 тысяч рублей.

В некоторых регионах ситуация выглядит так:

• Курганская и Вологодская области — 50 тыс. Руб.
  • Москва и область, Республика Саха — 82 тыс. Руб.
  • Рязанская область — 115 тыс. Руб.

На уровень оплаты труда археолога влияет несколько факторов. Прежде всего, это наличие профессиональных навыков и опыта, а также рабочее место.

Трудоустройство и карьера

Высшее образование в сочетании с профессионализмом и лидерскими качествами поможет археологу сделать хорошую карьеру. Со временем специалист может проконтролировать раскопки и провести археологический надзор, заключающийся в мониторинге сохранности объектов, имеющих статус исторического наследия.

Археолог может найти работу в исследовательском институте или вузе. Молодой специалист будет принят, например, в Институт археологии РАН или Институт этнологии и антропологии РАН. Начав свою карьеру лаборантом или младшим научным сотрудником, амбициозный археолог имеет все шансы стать заведующим отделом или даже заведовать учреждением. Параллельно он может писать научные статьи для популярных журналов, например, «Археология» или «Наука и жизнь».

Перспективы профессии

Археология — очень гибкая наука. Он открыт для интеграции с другими дисциплинами. Молекулярная археология сегодня стремительно развивается. Это направление появилось на пересечении с молекулярной генетикой. Он позволяет расшифровать генетический материал различных органических артефактов, от человеческих останков до костей животных, фрагментов пищи и пыльцы растений.

Виртуальная археология не менее перспективна. Это симбиоз информационных технологий и классической геофизики, геодезии, картографии, научной реконструкции. Высокоточное трехмерное моделирование памятников успешно выполняется с помощью лазерного сканирования. Теперь ученый может беспрепятственно производить необходимые расчеты и измерения прямо в офисе. Раньше для этого нужно было находиться на объекте.

Археолог Иван Рогов, исследователь памятников Таманского полуострова, считает, что наступит время, когда эта профессия перестанет существовать. Учиться будет просто нечему. Однако это никуда не делось. С точки зрения ученого, скорее всего, он трансформируется в какую-то современную науку или сольется с историей искусства или реставрацией. Правда, в ближайшее время этого не произойдет. Поэтому поступающим в университеты не стоит опасаться безработицы после окончания учебы.

Автор: Юлия Заблоцкая