Практически каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью выбора профессии. Особенно сложно это сделать людям с ограниченными возможностями. Самоопределение для детей с отклонениями в развитии — серьезная проблема, поскольку в большинстве случаев родители, родственники и даже учителя не знают, как им в этом помочь. Чтобы узнать, какой вид деятельности лучше всего подходит для такого ребенка, необходимо грамотное профессиональное руководство инвалидами.
Значение профориентации для детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями — это люди от рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) умственного развития, требующие особых условий для получения среднего образования, а также социализации и работы.
Социальная «дорожная карта» ребенка-инвалида выглядит так:
- Выбирайте специальную школу или инклюзивный класс в обычной.
- Определение индивидуальных программ и методик учебного процесса.
- Личностно-ориентированное обучение.
- Психологическая поддержка и медицинское сопровождение.
- Самоопределение (допрофессиональное и профессиональное), позволяющее интегрироваться в общество и реализовать себя.
Большое значение имеет профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями. При наличии проблем со здоровьем особенно важен правильный выбор вида деятельности, так как неправильное отношение и стереотипы у подростков с ограниченными возможностями могут привести к:
- депривация (снижение способности удовлетворять основные потребности);
- социальная дезадаптация;
- ухудшение самочувствия.
Чтобы инвалидность выпускника не стала непреодолимым препятствием на пути к успеху и конкурентоспособности, необходимо начинать тренировать его профессиональную мотивацию с первого класса. Для этого в учебный процесс следует активно внедрять систему допрофессиональной ориентации, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, ролевых игр, а также привлечение обучающегося к выполнению простейших рабочих действий в качестве помощника взрослый специалист.
Эффективность профориентации для людей с ограниченными возможностями зависит в первую очередь от качества работы педагога и психолога. Они должны не только учитывать особенности конкретной нозологии и возраста ребенка с ограниченными возможностями, но и взаимодействовать с его родителями или опекунами, которые могут навязать ему свое мнение относительно профессиональных предпочтений, независимо от его желаний, навыков и способностей.
Задачи профориентолога
Психологи утверждают, что люди с врожденными или приобретенными в детстве пороками развития часто получают психологические травмы. Осознание собственной неполноценности и сопровождающих ее физических ограничений приводит к неадекватной самооценке, уязвимости, уходу в маргинализацию, отказу от общения. Негативный опыт общения со здоровыми сверстниками или взрослыми, которые продемонстрировали свое превосходство и всячески подчеркивали неполноценность человека с ограниченными возможностями, усиливает и закрепляет негативные социальные установки. В результате человек с инвалидностью попадает в ловушку социальной изоляции.
В процессе проведения профориентационной деятельности для детей с ограниченными возможностями карьерный консультант решает следующие задачи:
- устанавливает характер и степень тяжести заболевания;
- изучает особенности и способности детского интеллекта и психофизиологии;
- определяет доступные виды занятости;
- учитывает индивидуальные навыки и интересы при выборе профессии.
известно, что человек окончательно определяется с видом деятельности только в зрелом возрасте. Многим очень сложно изменить это с годами. Еще труднее исправить неправильный выбор для людей с ограниченными возможностями. Поэтому, как уже было сказано, качественная профориентация детей с ограниченными возможностями должна осуществляться уже в школьном возрасте, начиная с 1 года обучения. В период среднего образования таким учащимся требуется адекватная помощь в самоопределении. Специалист по профориентации должен не навязывать ребенку свою точку зрения, а подталкивать его к тщательному анализу различных профессий и принятию осмысленного решения, основанного на самостоятельно сделанных выводах.
Направления профориентации для детей с инвалидностью
В общеобразовательном учреждении с инклюзией профориентацией детей с ограниченными возможностями должны заниматься сотрудники службы психологической, медико-педагогической поддержки. Желательно, чтобы в их работе было активное взаимодействие с социальными партнерами, например с общественными организациями людей с ограниченными возможностями.
Профориентация людей с ограниченными возможностями должна осуществляться комплексно, охватывая одновременно несколько областей: диагностику, обучение, коррекцию и консультирование. Рассмотрим подробно каждый из них.
Диагностическое
При разработке рекомендаций по выбору профессии следует исходить из степени интеллектуальной и физической работоспособности, состояния сенсомоторной и эмоционально-волевой сфер личности, уровня речевого развития и коммуникативных навыков. Чтобы определить, какие виды деятельности доступны ребенку с ограниченными возможностями, необходимо выяснить его навыки и интересы. Для этого используются анкеты и аналогичные методы диагностики. С их помощью можно выявить:
- степень готовности к самоопределению;
- причина выбора профессии;
- профессиональные увлечения студента.
Кроме того, необходимо внимательно изучить взаимосвязь между физическими ограничениями и видами работ. Например, детям с проблемами слуха не следует выбирать профессии, связанные с обязательным речевым общением, использованием слухового восприятия и вестибулярного аппарата. В процессе профориентации обязательно учитывать показания и противопоказания врача к условиям работы.
Просветительское
Умение удачно выбрать профессию само по себе не проявится у детей с ограниченными возможностями. Для его обучения необходимо ввести в программу обучения учащихся 5-12 классов блок правовой информации. Они должны четко знать и понимать, что имеют неотъемлемое право на медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь, а также на помощь в адаптации в обществе. Кроме того, подросткам с ограниченными возможностями потребуются актуальные данные о состоянии рынка труда, требованиях работодателя и должностных обязанностях.
При выборе профессии необходимо сориентировать кафедры, прежде всего, на факты, имеющие научное обоснование. Ключевую роль должны играть способности к виду деятельности при наличии определенных физических и / или интеллектуальных (умственных) ограничений. Рассмотрим этот момент на примере детей с нарушениями зрения. Они легко справятся с техническими, сельскохозяйственными и сервисными работами (разумеется, с отдельными ее элементами). Кроме того, слепые и слабовидящие успешно осваивают основы электроники, могут работать с различными материалами, проводить электромеханические сборочные работы, ремонтировать мелкую и крупную бытовую технику. Из них получаются хорошие повара и кондитеры.
Если нарушение зрения у студента не сопровождается проблемами психики и мышления, следует рекомендовать профессии, раскрывающие интеллектуальный потенциал и творческие способности. Некоторые люди с плохим или отсутствующим зрением, но с хорошим слухом получают музыкальное образование, после чего устраиваются настройщиками инструментов, концертмейстерами и певцами. Если есть задатки, можно попробовать свои силы в резьбе по дереву и резьбе по дереву. Если проблем с общением нет, рекомендуется обратить внимание на профессию учителя. Жители поселков и деревень могут посвятить себя землеустройству, пчеловодству, овощеводству, садоводству и агрономии.
К сожалению, ученики школ для слепых и слабовидящих сегодня ограничены очень небольшим набором профессиональной деятельности. В дальнейшем им предлагают освоить массаж, заняться переплетом, картоном, сборкой электрооборудования и станков; вырезание по бумажным выкройкам, шитье, ткачество и вязание; ручная обработка металла и пластика (резка, литье, штамповка и т д.); упаковка, штабелирование и расфасовка различных полуфабрикатов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также маркировка.
Коррекционное
В контексте профориентации с детьми с ограниченными возможностями должна проводиться коррекционная работа. Его основная задача — предоставить им максимальную независимость и независимость в выборе профессии, способствовать разумному и осознанному самоопределению. Ребенку-инвалиду нужно помочь освоить доступные ему виды работы с учетом его природных предпочтений и наклонностей.
Коррекция в целом направлена на развитие сенсомоторной основы высших функций психики (коррекция недостатков внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, моторики пальцев рук, зрительно-активного мышления), приобретение и совершенствование навыков по активным предметам. Все это необходимо для чувственного познания действительности и адекватной социализации. Кроме того, грамотная коррекция помогает детям с физическими и умственными недостатками понять, что выбор профессии должен производиться с учетом собственных возможностей и реальных потребностей общества.
Консультативное
Обязанность педагога, работающего с детьми-инвалидами, — консультировать их при выборе факультативных классов, спортивных секций и секций, учебных курсов и характера работы в исследовательской деятельности. Для реализации этого направления также можно использовать различные внеклассные формы, а также опираться на учебный план школьных предметов, не забывая о междисциплинарных связях.
Одним из наиболее продуктивных каналов профориентации для подростков с ограниченными возможностями является тема «Технологии». В основе его учебной программы лежит разработка процессов применения и преобразования различных материалов, а также информации, энергии, объектов природы и общества. Уроки технологий помогают школьникам в профессиональном самоопределении и ориентации на рынок труда. Рекомендуется дополнять свой контент корпоративными играми (например, Городской совет, Совет директоров, Титулы и т.д.). Упражнения по принятию решений очень полезны. Например, вы можете дать студентам задание проанализировать местные СМИ (офлайн и онлайн) на предмет трудоустройства, найти подходящие предложения и обосновать свой выбор.
Формы профориентации для детей с ОВЗ
Универсальных форм, приемов и методов профориентационной работы со студентами-инвалидами не существует. Их разрабатывают и выбирают с учетом таких факторов: характера патологии, степени тяжести заболевания, личностных и возрастных особенностей. Вы можете узнать о них в авторских сборниках учебных материалов и профориентационных программ для детей с ограниченными возможностями.
Совместите свои задачи:
- создание оптимальных условий для профессионального самоопределения студентов-инвалидов;
- улучшить личное участие детей с ограниченными возможностями в предвидении своего будущего;
- побудить школьников познакомиться с разными профессиями.
Смотрите тематические видеоролики, слушайте аудиофайлы | Познакомьте учащихся с ограниченными возможностями с различными видами деятельности. Определите подходящие условия работы. Привить интерес к получению профессии. Подготовьте благоприятные условия для размышлений о будущей работе. | 10-15 минут |
Интервью с представителями профессий | Предоставлять возможность получать информацию о видах бизнеса из первых рук. Покажите положительные и отрицательные стороны профессии на конкретных примерах специалистов и мастеров. | 30-45 минут |
Экскурсия в компанию | Формируйте идеи и впечатления студентов о видах работ в реальной среде, например, на производстве. | 1-1,5 часа |
День открытых дверей | Ознакомить школьников с особенностями работы в компании или организации, предоставляющей услуги. Дайте представление о месте компании на рынке труда и конкуренции. Привить интерес к творческой и социально значимой работе. | 1-1,5 часа |
Профессиональная подготовка к самоопределению | Определите область работы, которая лучше всего соответствует склонностям, предпочтениям и чертам характера каждого ученика. Пробудить интерес к самопознанию как необходимому процессу выбора профессии. | 30-45 минут |
Мастер класс | Продемонстрировать практические нюансы профессии (с подробным комментарием и привлечением школьников). Покажите работу над проблемной творческой задачей и вовлеките учащихся в процесс ее решения. | 30-45 минут |
Игра-квест («Ключи к профессиям» или «Лабиринт профессий») | Обучить подростков с ограниченными возможностями здоровья умению выбирать вид деятельности с учетом их физических и интеллектуальных возможностей, талантов, предпочтений, черт характера, а также ситуации на рынке труда. Прививать желание работать и создавать, чтобы быть полезным, необходимость размышлять о своей профессиональной самореализации. | 1-1,5 часа |
В результате студенты получают:
- возможность самостоятельно выбирать и анализировать информацию;
- базовое и углубленное (по возрасту) представление о сферах деятельности и профессиях — основа самоопределения;
- способность самостоятельно решать, кем стать;
- инструменты самопознания и умение с их помощью определять наличие навыков и талантов, необходимых для той или иной профессии;
- умение выполнять практические элементы некоторых видов деятельности;
- умение тренировать умение работать индивидуально и в команде.
Подходы к профориентации для разных нозологических групп
Программа профориентационной работы с детьми с ОВЗ должна учитывать особенности ее организации и различие подходов в зависимости от нозологии. Формы уроков для ребенка с проблемами зрения будут существенно отличаться от тех, что используются для глухого школьника. Кроме того, важно учитывать наличие других особых физических и интеллектуальных потребностей каждого ученика, опираться на уровень его общего развития.
У большинства детей с ограниченными возможностями есть психологические барьеры и комплексы, которые серьезно препятствуют их самоопределению. Чтобы профориентация принесла максимальный результат, необходимо их сгладить или устранить. Предлагаем вам ознакомиться с методами коррекции психологических характеристик, которые чаще всего наблюдаются у школьников, страдающих слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом и различными соматическими заболеваниями.
Нарушения слуха
Желание быть похожим на других, боязнь открыто выражать свои мысли. | Развитие независимости и уверенности во взаимодействии со сверстниками и другими людьми. Работайте над осознанием и раскрытием своей индивидуальности, над способностью ее выражать. |
Общение исключительно с представителями своей нозологии. | Внедрение элементов тимбилдинга в профориентационную работу. Проведение учебных курсов социально-психологической направленности, расширение контактов между студентами и направленных на коллективную деятельность, объединяющую и стимулирующую общение всех одноклассников. |
Беспокойство и страх неудачи. Отказ от деятельности из опасения неудовлетворительных результатов. | Развитие уверенности в себе. Дайте возможность получить успешный опыт работы (например, поставив сложную, но выполнимую задачу). Поощрение и похвала за достижение поставленной цели. |
Стереотипные мысли и поведение (метод решения одной проблемы используется для любой другой, даже когда он абсолютно неуместен). | Специальные упражнения для развития творческих способностей и принятия нестандартных решений. |
Избегайте споров и противостояний. | Развитие уверенности в себе и настойчивости, чтобы нежелание вступать в конфликт стало не слабостью, а положительной чертой характера. Научиться вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, преодолевать желание слепо подчиняться и пассивность в поведении. |
Низкий уровень абстрактного мышления. | Профориентационная работа должна строиться на образном материале, реальных примерах, «живых» рекомендациях. Параллельно следует прилагать усилия для развития навыков абстрактного и концептуального мышления. Также — подробно проанализировать моральные ценности и нравственные идеалы. |
Профориентация детей-инвалидов, страдающих проблемами слуха, предполагает одновременное решение следующих задач:
- уменьшить или устранить беспокойство и справиться со стрессом;
- развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе;
- выработать позитивное отношение к себе и оптимизм в отношении перспектив трудоустройства;
- развитие тех личностных качеств и черт характера, которые будут необходимы для достижения успеха в выбранном виде бизнеса;
- способствовать адаптации в обществе, самоорганизации и самоопределению;
- тренировка логического и критического мышления.
Нарушения зрения
Ограниченное общение со здоровыми сверстниками из-за трудностей в общении и построении отношений с ними. Отсутствие социализации. | Профориентация должна содержать элементы тимбилдинга. Еще лучше, если подготовкой к этому станет работа по сплочению коллектива и организации коллективной деятельности. Зрячие студенты должны участвовать в профориентации, чтобы они могли помочь своим слепым или слабовидящим одноклассникам. |
Сложность восприятия и обмена информацией. | Компенсация за затруднения при приеме и передаче информации с использованием электронных технологий (смартфоны, планшеты, ноутбуки). Проведение в рамках профориентации учебных курсов социально-психологической направленности для улучшения коммуникативных навыков, формирования коммуникативных навыков и развития эмоционального интеллекта. |
При профориентации детей с ослабленным зрением необходимо развивать их коммуникативные навыки и способствовать позитивному восприятию себя. Цель: добиться, позиционируя себя как полноценного человека, который хочет и может учиться и работать (это намерение подходит для любой нозологической группы). Также педагог должен активно способствовать сплочению коллектива учеников, в котором есть слабовидящие дети, формированию дружеских отношений и дружбы, а также помогать детям с ограниченными возможностями адаптироваться среди сверстников. Кроме того, необходимо обратить внимание школьников на понимание инвалидности, привить толерантность к физическим и интеллектуальным ограничениям не только одноклассникам, но и другим людям.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Эмоциональная нестабильность, отсутствие стрессоустойчивости. | Развитие самоконтроля, работа с эмоциями, самообучение. |
Сбои в общении и отказ от отношений со сверстниками из-за отсутствия коммуникативных навыков. | Улучшение коммуникативных навыков. Укрепление уверенности в себе. Развитие умения успешно разрешать возникающие конфликты, выстраивать дружеские отношения с одноклассниками и другими людьми. |
Проблемы с самооценкой (соотносящиеся не с настоящим «я», а с идеалом). | Тренировка для размышлений. Поиск адекватных способов самореализации. Развитие независимости, активности внутри компании, ответственности. Это способно приблизить истинное «я» к идеалу. Работа над чувством эстетики и моральными категориями, альтруизмом, стремлением к знаниям. Развитие морально-волевых качеств. Обучение для обеспечения качественной «обратной связи» после курсов и курсов профориентации. |
Проблемы с эмоциональной сферой и общением, некоторые особенности интеллектуального развития очень часто не мешают детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата иметь высокий уровень эрудиции и достаточно хорошо учиться. Опираясь на сохраненные функции психики, таланты, наклонности и предпочтения, за счет совершенствования коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, активности в обществе и творческой самостоятельности можно восполнить дефицит в личностном обучении и добиться успеха в профориентации подростков, относящихся к к данной нозологической категории. В результате им будет легче сделать выбор оптимального вида бизнеса и найти работу, последовательно пройдя все этапы этого процесса: анализ информации, планирование дальнейших шагов (например, обучение), освоение подходящая профессия, поиск вакансий, прохождение собеседования, групповая адаптация.
Соматические заболевания
Медленное и затрудненное восприятие и усвоение новой информации из-за инертного мышления. | Изложение информации в процессе профориентации должно быть постепенным, доступным, взвешенным, иллюстрированным наглядными пособиями. Крайне важно, чтобы вы нашли время, чтобы обсудить и ответить на вопросы. При оказании помощи в выборе профессии необходимо учитывать инертное мышление. Предпочтительные типы бизнеса — без повышенных требований к обработке больших объемов информации. |
Ослабленная нервная система, эмоциональная лабильность, астеническое состояние, неврастения. | Прежде чем приступить к занятиям по профориентации, необходимо создать спокойную атмосферу психологической поддержки. При выборе вида бизнеса желательно избегать профессий, предполагающих слишком активное общение с людьми. Можно порекомендовать те, которые связаны с индивидуально размеренной и выполненной работой. При этом следует отказаться от абсолютной независимости и необходимости реальной самоорганизации (примеры: фриланс, работа над созданием проектов, руководящие должности). При переутомлении нервной системы сотруднику необходим внешний контроль и планирование со стороны руководства. |
Снижение работоспособности и отсутствие волевых качеств из-за повышенной эмоциональной и физической усталости. | Профориентационная работа не должна быть перегружена практическими задачами. Урокам следует уделять относительно мало времени с большими перерывами между ними, а также перерывами на прием пищи и другие предметы первой необходимости. Необходимо внедрить методы восстановления работоспособности (например, самостоятельные тренировки, техники релаксации, гимнастические упражнения). При выборе профессии желательно рекомендовать те виды деятельности, которые позволяют работать в спокойной обстановке, не подвергаясь стрессам и физическим нагрузкам. |
Чрезмерная застенчивость, патологическая застенчивость, заниженная самооценка. | Развивайте уверенность в себе и улучшайте коммуникативные навыки. Работа с командой студентов для создания психологически комфортной и доброжелательной атмосферы для каждого из них. |
Многие патологии не имеют внешних проявлений, но вызывают значительный дискомфорт и боль у тех, кто ими страдает. В связи с этим другие могут не понимать и недооценивать трудности ребенка с ограниченными возможностями, награждая его ярлыками «симулятор» или «ленивый», а также предъявляя к нему такие же высокие требования, как и ко всем его одноклассникам. Вместо адекватной помощи в его речи слышны только замечания и упреки, когда он не выполняет ту или иную задачу. Такая нездоровая атмосфера и отношение способствуют возникновению и углублению чувства собственной неполноценности, появлению обиды и даже гнева по отношению к окружающим сверстникам и взрослым. Поскольку они не замечают трудностей, с которыми приходится сталкиваться подростку-инвалиду, это расценивается ими как равнодушие, несправедливость, излишняя суетливость и даже неприязнь. Поэтому в профориентации детей с ограниченными возможностями необходимо много работать для формирования дружеских и доверительных отношений, атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи, повышения командного духа. Учитель должен практиковать индивидуальный подход, прививать уважение к физическим и психологическим характеристикам и особенностям каждого ученика.
Подводя итоги
Профориентационная подготовка — одно из важнейших средств интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество и адаптации к нему. Наличие у студентов физических и / или интеллектуальных, умственных ограничений затрудняет выполнение этой работы. Поэтому начинать его нужно как можно раньше, как только условия и способности ученика позволяют ему задуматься о том, кем он хочет стать в будущем. Профориентация должна охватывать студентов с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях всех типов и форм собственности. Его основная задача — определить оптимальные направления деятельности для подростков с ограниченными возможностями и донести до них, что лучшая работа — это та, которая соответствует их навыкам и знаниям. Для достижения максимально возможных результатов педагог должен учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реалистично оценивать его склонности и соотносить все это с диагнозом и прогнозами врачей.