Результаты многих социологических исследований показывают, что около 70% учащихся 9-11 классов очень плохо осведомлены о реальных потребностях рынка труда. Такое незнание приводит к случайному выбору профессии и негативному опыту работы, а в будущем — к постоянному ощущению своей неудовлетворенности, снижению самооценки и даже депрессии. Избежать этого поможет профориентация школьников.

Профессиональная ориентация учащихся

Школьники в форме рабочих разных профессий

Профориентация — это целая система мероприятий, разработанная специалистами, которая призвана облегчить школьникам выбор профессии. В процессе их подготовки необходимо учитывать особенности каждого человека и социально-экономическое положение страны.

Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:

  • Образование Учащиеся и выпускники средних школ узнают о текущих профессиях и их характеристиках, текущих кадровых потребностях, требованиях работодателя, возможностях карьерного роста и личном развитии. Благодаря образовательной деятельности у подростков формируются мотивированные профессиональные намерения, основанные на анализе рынка труда, а также их умственных и физиологических способностях (задатках и способностях).
  • Консультации. Помощь ученику в профессиональном самоопределении выражается в рекомендации ему тех векторов трудовой деятельности, которые наиболее соответствуют особенностям его психики и физиологии. Консультации основаны на результатах, полученных в ходе ранее проведенной профориентационной диагностики.
  • Психологическая поддержка. Использование приемов, направленных на снижение психологического напряжения, появление оптимистичного настроения и уверенности в завтрашнем дне.

Профориентация подростков — один из важных факторов, которые повлияют на их выбор карьеры в будущем. Основная цель такой работы — формирование у детей осознанного отношения к любой работе, а также профессионального самоопределения с учетом личных способностей, навыков и потребностей рынка труда.

Актуальность и задачи профориентации школьников

Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Конечно, в начальной, средней и старшей школе все будет по-другому.

Наверное, многие заметили, что примерно в возрасте 10-12 лет у детей часто меняются интересы. Например, сегодня подросток записывается на уроки фотографии. Родители покупают ему фотоаппарат и все необходимое для съемки, а на следующий день он совершенно забывает о своем желании снимать и просит комплект для занятий робототехникой. Поэтому в этом возрасте пока рано всерьез обсуждать профессии (хотя могут быть исключения). Формирование устойчивых интересов происходит примерно в 8-11 классах.

Поэтому полноценную профориентацию школьников можно проводить с 13 лет. Конечно, все ученики разные. Некоторые уже точно знают, чего хотят к 10 годам, и даже составили план по крайней мере на десять лет вперед. И кто-то не может дать однозначного ответа на вопрос об интересах и увлечениях в 17 лет. Нельзя сказать, что во втором случае это инфантилизм: у каждого свой темп развития. Упрекать его в этом не стоит, но помогать с самоопределением в этот период только очень важно и нужно.

Подумайте, как проводить профориентационную работу с детьми младших, средних и старших классов.

1-4 классы

Для школьников практически все занятия проходят в игровой форме. Дети играют, например, учителей, врачей, полицейских, водителей, пробуя взрослые роли. Таким образом они учатся ценить труд и осознавать его важность для общества, а классный руководитель помогает им в этом посредством образовательной, познавательной и исследовательской деятельности. В этом возрасте знания учащихся по современным профессиям небогаты. Они знают только то, что слышали от родителей и близких родственников.

Основная задача первичной профориентации детей — определить сферу интересов ребенка и наполнить ее новой информацией о различных видах деятельности. На этом этапе чрезвычайно важно сформировать полное представление о разнообразии профессий, которые существуют у студента сегодня. Это даст ему возможность избежать ряда ошибок при построении планов на будущее в старшей школе.

5-7 классы

В этом возрасте очевидна явная связь любимой профессии с одним или несколькими академическими предметами. Школьники выражают свои предпочтения и пожелания при выборе свободного времени (кружки, секции, хобби), им интересно, чем занимаются их родители на работе. Многие подростки в наши дни тянутся к модным тенденциям, но это опасность. Ведь тренды, как правило, волатильны и краткосрочны, поэтому не подходят в качестве цели на будущее.

Профориентация учащихся 5-7 классов помогает им сосредоточиться на индивидуальных навыках и способностях, а также более подробно рассматривает действия, которые их интересуют. Основная цель профориентации школьников на этом этапе — найти профессию, в которой в полной мере раскрываются лучшие личностные качества и сильные стороны ребенка.

8-9 классы

В 14-15 лет интерес к профессиям материализуется и становится более осознанным. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно участвуют в работе с репетиторами, записываются на учебные курсы и смотрят университетские программы. Выбор направления, как правило, основывается на задатках ученика и особенностях его характера.

Профессиональное самоопределение учеников 8-9 классов помогает найти ответы на вопросы «Что мне нужно?», «Что это за работа?», «Что делать, если я выберу не тот вуз?». Результат грамотно проведенной профориентации в этом возрасте — подготовка к выбору вида бизнеса в будущем, умение составить план получения желаемой профессии.

10-11 классы

К сожалению, сегодня многие выпускники сдают ЕГЭ, еще не зная, кем они хотят стать. На этом этапе особенно важна профориентационная работа, поскольку она может помочь подростку принять правильное решение. Если пренебречь этим, студент рискует безуспешно выбрать среднее или высшее техническое учебное заведение, получить неактуальную или неподходящую профессию и, как следствие, проблемы с трудоустройством.

Школьников 10-11 классов приучают к самостоятельности в развитии, а также оценивают уровень их готовности к выбранному виду деятельности. Выпускники начинают активно реализовывать свои цели: выбирают учебные курсы, вносят изменения в свои профессиональные планы.

Профориентация старшеклассников позволяет снизить уровень стресса, вызванного предстоящим поступлением, устранить сомнения в выборе предметов для экзамена и направления учебы. К тому же это помогает грамотно спланировать карьерное будущее.

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Программа профориентации в школе по ФГОС, разъясняющая цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, в основном ориентирована на достижение личных достижений:

  • сбалансированный выбор профессии и возможностей для реализации своих планов трудоустройства;
  • сформированное отношение к будущей работе как к возможности решения личных, социальных, государственных и даже мировых проблем.

Эту программу педагог реализует в учебном процессе (в рамках конкретного предмета или во время внеклассных бесед):

  • предоставляет максимально полную информацию, которая может быть полезна студенту при выборе профессии;
  • предлагает возможность практиковать профессиональную деятельность на основе полученных знаний по предмету;
  • создает условия для развития индивидуальных проектов и помогает в реализации уже реализованных.

В 2015 году Инновационный центр «Сколково» и Агентство стратегических инициатив представили веб-продукт «Атлас новых профессий» — отличный инструмент для профессионального самоопределения старшеклассников. Он дает понимание того, как богатство знаний, полученных в процессе изучения предмета, может быть применено в будущем, в каких сферах деятельности останется актуальным, а также позволяет отслеживать появление новых профессий. Возьмем, к примеру, медицину. Уже сейчас или в ближайшие несколько лет стране потребуются компьютерные врачи, архитекторы медицинского оборудования, сетевые врачи, генетические консультанты, клиническая биоинформатика, специалисты по медицинскому маркетингу, специалисты по планированию жизни медицинских учреждений, консультанты по здоровому старению, специалисты по молекулярному питанию, разработчики бионических имплантатов и кибернетические протезы, биоэтика, операторы медицинской робототехники.

Большинство новых профессий требуют знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому учитель, реализующий школьную программу профориентации, должен не только хорошо владеть своим предметом, но и хорошо разбираться в смежных предметах.

Готовность подростка к профессиональному самоопределению

Выбор профессии предполагает серьезную интеллектуальную работу и активные исследования. Специалисты в области профориентации используют понятие готовности к профессиональному самоопределению. Это выражается в заинтересованности и способности человека сделать этот выбор на основе его или ее личных ресурсов и доступной информации.

Для понимания уровней готовности студентов к профессиональному самоопределению важно дать грамотную оценку нескольким параметрам.

Индикаторы Индикаторы Важные компоненты
Внутренняя готовность Самосознание Здоровая самооценка своих наклонностей, предпочтений и способностей, академических достижений, черт характера и темперамента.
Ответственность Твердое понимание необходимости самостоятельного выбора вида деятельности и готовность взять на себя полную ответственность за него. Сопротивление давлению со стороны родственников, учителей, близкого окружения.
Эмоциональное настроение Мотивация и позитивное отношение к выбранной профессии, желание учиться, оптимистичный настрой, внутреннее спокойствие и стрессоустойчивость.
Осведомленность Знание актуальных профессий Понятие об особенностях работы представителей интересующих профессий, условиях, в которых им придется работать, и заработной плате. Владение информацией о рынке труда и его тенденциях, видах и сферах деятельности в целом, о текущих профессиях и о тех, которые появятся в ближайшем будущем.
Знание образовательной системы Информированность об образовательных учреждениях своего региона и государства (высших и средних специальных). Понимание перспектив получения образования в других странах. Изучите сроки и правила приема, а также нюансы учебного процесса.
Умение анализировать информацию по профессиям Разберитесь в вариативности вектора профессионального развития и в том, что сегодня невозможно выбрать вид бизнеса один раз на всю жизнь. Осознание того, что специальности, которые автоматически создают богатство или успех в карьере, — это миф.
Принимать решение Образование Ориентируйтесь на личные навыки и склонности при выборе высшего или среднего специального учебного заведения. Определение оптимального варианта ценообразования и времени обучения.
Согласование с близкими Совпадение желания ученика с точкой зрения окружающей среды (родственников, друзей, учителей). Акцент на насущных потребностях и тенденциях рынка труда.
Уверенность в выборе Раскрытые склонности к одному или нескольким занятиям. Эффективность поиска ответа на вопрос «кем быть?».

Методы профориентации школьников

Элементы профессиональной направленности также вводятся в образовательный процесс в детском саду, но особое значение это приобретает в школе, особенно в старших классах. Для его реализации используются как активные, так и пассивные методы.

В 1-4 классах пассивные методы в основном сводятся к таким занятиям, как «Встреча с профессией». На них ребенок имеет возможность познакомиться с разными видами деятельности и рассказать одноклассникам, с кем работают его родители. В 9-11 классах профессиональному самоопределению школьников способствуют встречи с настоящими специалистами, внеклассные занятия и тематические занятия, на которых обсуждаются будущие выборы и нюансы той или иной профессии. Профессиональное образование и профориентация школьников тесно связаны. Например, предмет «Технология» в школе включен в программу 1–9 классов и отлично подходит для введения элементов профориентации.

К активным режимам профориентационной работы относятся:

  • организация детских и юношеских лагерей, клубов юных техников, экологов, естествоиспытателей и др;
  • занятия с детьми по разным кружкам (лепка, бисероплетение, рисование, ментальная арифметика) и спортивные секции;
  • предлагать тематическую литературу по разным видам деятельности;
  • просмотр фильмов о профессиях.

Чтобы дать ученикам дельный совет и помочь им выбрать профессию, необходимо диагностировать карьерную ориентацию старшеклассников. Для этого используются специальные анкеты, онлайн-тесты и виртуальные классы. Рассмотрим подробнее каждый из этих приемов.

Опросники

Среди методов профориентации старшеклассников чаще всего используются анкеты. Обычно они используют авторство Э. Климова, а также В. Петрова, которые направлены на изучение аспектов личности студента. Ответы на вопросы позволяют узнать способности ученика к разным видам деятельности. Наиболее точный результат возможен, если кандидат ответит честно.

Опросник для дифференциальной диагностики (DDO) Климова определяет степень самооценки студента относительно его склонности к определенной профессии. Автор квалифицировал последние по объектам направления деятельности человека и выделил 5 типов отношений:

  • «Мужчина — мужчина»;
  • «Человек есть природа»;
  • «Человек — система знаков»
  • «Человек — это техника»;
  • «Человек — художественный образ».

Результат данного опроса обязательно учитывается в процессе дальнейшей работы с профориентацией подростков.

«Карта интересов» — анкета А. Голомштока в доработке О. Филимоновой. Последний основан на списке занятий, по которым учащимся задаются вопросы. Он был создан в 1968 году и естественно устарел во всех отношениях. Немного улучшила его кандидат психологических наук Ольга Филимонова. В новом списке представлены современные профессии в области информационных технологий, социологии, философии и бизнеса.

Методика Л. Йовайши определяет способности разных сфер профессиональной деятельности (художественные, технические и материальные интересы, работа с людьми, умственный и физический труд).

Онлайн-тесты

Над профессиональным самоопределением подростков в школе можно начинать активно работать с восьмого класса. Рекомендуется ежегодно тестировать их, чтобы увидеть изменение интересов или, наоборот, стабильность.

Тест требует нейтральной и спокойной обстановки. Для получения точного результата студенту необходимо исключить просмотр фильмов, вызывающих волну эмоций, экскурсии и общение с представителями любой профессии за 1-2 дня до экзамена. Специфика практически всех онлайн-тестов заключается в выборе одного варианта из нескольких. Студент должен внимательно прочитать и записать, что им больше всего понравилось или насколько они согласны с предложенным утверждением.

Описание названия онлайн-теста
Foxford Детальный тест с хорошим визуальным оформлением. Состоит из 3-х частей. Сначала вам нужно будет отфильтровать менее интересные занятия, затем выбрать самые любимые из предложенных пар, а затем оценить свои склонности. Результат тестирования: определение типа личности ученика, его сильных и психологических характеристик, а также список подходящих ему будущих профессий.
Тестометрика Достаточно большая анкета с множеством тестов, посвященных профессиональному самоопределению. Желательно выбирать тест на преобладающие интересы и склонности У. Хеннинга. Выявляет предрасположенность к 17 различным видам деятельности.
hh.ru Платный тест с популярного сайта о вакансиях поможет подростку выбрать будущую профессию. На его выполнение уходит около 1 часа. Результат высылается в виде подробного отчета. Помимо характеристик личности и уровня интеллекта к нему прилагаются советы по саморазвитию и список наиболее подходящих профессий.

Виртуальные кабинеты профессий

Виртуальный кабинет профессий — один из современных способов профориентации старшеклассников. Основная цель его визита — познакомить студентов с разными профессиями. Кроме того, как правило, он содержит всю необходимую информацию о поступлении в высшие или средние специальные учебные заведения. Там студент может узнать, как подготовиться к экзаменам, пройти тест по профориентации и так далее.

Эксперты говорят, что полностью полагаться на этот метод не стоит. И уж тем более использовать его исключительно не рекомендуется. Не все подростки смогут извлечь максимальную пользу из такого профориентационного мероприятия.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Поскольку ученику бывает довольно сложно выбрать профессию самостоятельно, родителям следует постараться помочь, указав им верное направление. Как известно, любую сложную задачу намного проще решить, если разделить ее на части. Предлагаем вам ознакомиться с подробной инструкцией по профессиональному самоопределению, которая поможет ребенку узнать, кем он хочет стать в будущем.

Первый этап. Желания

Подумайте о «желаниях» (желаниях и предпочтениях) будущего вида бизнеса в частности и жизни в целом. Ведь профессия оказывает существенное влияние на человека, его жизнь, досуг и даже отношения с близкими.

С чем или с кем ребенок больше всего любит взаимодействовать: с другими людьми, документацией, оборудованием, животными? Может им нравится работать с информацией? Может быть, он увлечен искусством (хореография, живопись, музыка, театральные постановки и так далее)? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из повседневной жизни, школьных занятий, предпочтений и хобби. Здесь важно не упустить: если сын или дочь часами сидят в Интернете, это вовсе не означает, что у них есть склонность к работе с технологиями. Возможно, им нравится что-то совсем другое, например, общение с людьми.

Укажите требования к условиям труда: на улице или в офисе, в движении или сидячем положении, постоянное общение или удаленная работа. Также важны рабочие часы: четко расписанные по часам или гибкие, которыми вы можете управлять сами.

Второй этап. Возможности

Тщательно взвесьте способности и возможности ребенка. Попросите его подумать, какие предметы в школе ему легче (точные или гуманитарные), какие задачи легче решать (творческие или с четкой последовательностью действий).

Обеспечьте реалистичную оценку уровня интеллекта, коммуникативных способностей (эффективное общение, убеждение собеседников, разрешение конфликтов, легкость контакта с незнакомцем) и организаторских способностей. Основывайте свои выводы на опыте ребенка. Спросите своих близких (братьев, сестер, друзей), как они это видят. Попросите его описать свои личные качества: ответственный или беспринципный, чистый или неряшливый, эгоистичный или бескорыстный. Очень хорошо, если ученик сможет перечислить 10 основных черт характера, которые ему присущи.

Помогите своему сыну или дочери трезво оценить свои физические возможности и убедитесь, что вы принимаете во внимание любые ограничения по здоровью. Для некоторых профессий (например, связанных со спортом или химической промышленностью) это будет важно.

Третий этап. Изучение профессий

На этом этапе уже примерно очерчен вектор будущей деятельности подростка. Теперь вы можете приступить к изучению соответствующих профессий. Каждый из них требует определенных навыков, умений и личностных качеств. Важно понимать, есть ли они у ребенка.

Даже если вы уверены, что знаете все о предпочитаемом виде бизнеса, попробуйте найти в Интернете профессиограмму — полное описание профессии. В процессе знакомства с ней вы откроете для себя много новых нюансов. Помимо перечня личностных качеств, профессиограмма содержит подробное описание обязанностей специалиста, рекомендации по образованию, требования работодателя, характеристики профессионального роста, перспективы и так далее.

Есть также альтернативный способ узнать о профессиях. Правда, на это уходит больше времени и сил. Вы можете увидеть, что они из себя представляют, если поговорите со специалистами прямо на их рабочем месте.

Четвертый этап. Анализ рынка занятости и образования

Помогите своему ребенку провести хороший анализ образования и рынка труда. Основная цель: получить информацию о наиболее популярных и наименее популярных профессиях в разрезе региона и страны. Что нужно? Объясните своему сыну или дочери, что, когда рынок слишком насыщен специалистами в определенном виде бизнеса, для успешного занятия потребуется гораздо более высокая квалификация, чтобы победить конкурентов. Кроме того, важно учитывать уровень заработной платы в интересующей сфере. Ведь работа должна приносить не только удовольствие, но и достаточно стабильный доход.

Как получается эта информация? Самый простой способ: перейдите на различные веб-ресурсы по трудоустройству и просмотрите базу данных вакансий для вашего населенного пункта или региона. Эти данные будут максимально объективными. Альтернативный вариант: обратитесь в местный центр занятости для получения информации.

Отдельно сосредоточьтесь на возможностях получить необходимое образование в тех областях, которые ваш ребенок считает вашими любимыми. Есть ли в вашем населенном пункте подходящее учебное заведение или ему нужно будет жить в другом городе? Узнайте, насколько дела обстоят с дешевыми (бесплатными) местами. Если таковых нет, спросите, сколько стоит год обучения и полный курс.

Пятый этап. Выбор

Последний шаг — принять окончательное решение. Для многих это будет непросто. Например, мне очень нравится профессия, потому что она соответствует увлечениям и дает возможность реализовать себя. Однако ей не хватает некоторых навыков. Другой, наоборот, легкий (с обязанностями справиться без особого труда), но карьерного роста не предусматривает. Третья подходит по интересам и наклонностям, но абсолютно не востребована в регионе, иначе уровень заработной платы оставляет желать лучшего. Идеального варианта не существует, поэтому маловероятно, что можно будет сделать однозначный выбор.

Попробуйте найти золотую середину. Обсудите с ребенком, не будет ли выгоднее сменить место жительства на учебу и работу. Согласны ли вы пожертвовать своими интересами ради более высоких доходов? Может, выберет любимое, но недорогое занятие? Что, если сын или дочь будут активно заниматься развитием навыков, необходимых для получения этой профессии, которая даст возможность полностью реализовать себя? В любом случае решать только подростку, а задача родителей — сделать все, чтобы это решение было сбалансированным и здоровым.

Если вы чувствуете, что не можете адекватно помочь своему ребенку, лучше всего обратиться за советом к профессиональному консультанту или психологу. Готового решения ему, конечно, не дадут и профессию за него не выберут, но подскажут, как разобраться в себе.

Советы психолога

Когда родители спрашивают психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно отвечает, что род деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и особенностям его мышления. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми советами по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.

Для школьника

Психологи убеждены, что при выборе вида деятельности крайне важно опираться на соответствие своих психологических характеристик характеристикам профессии. Работа должна быть в первую очередь интересной. Если вам нравятся технологии, увлечение ими станет отличной поддержкой для инженера, ИТ-специалиста, физика или строителя.

Каждая профессия требует важных для нее качеств. Поэтому в самоопределении нужно понимать, есть ли у вас навыки, соответствующие этим качествам. В случае сомнений стоит сделать выбор в пользу того вида бизнеса, в котором задатки и таланты будут реализованы в максимальной степени. Так что есть хорошие шансы добиться в этом большого успеха.

И напоследок: вид бизнеса не должен противоречить вашему типу личности. Например, если вы любите встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, вам стоит обратить внимание на те профессии, которые предполагают много контактов и активное общение. При эмоциональной нестабильности будет крайне сложно заниматься рутинными делами и надолго сосредоточиться на чем-то одном.

Для родителей

Мамам и папам подростка, желающим помочь ему в выборе профессии, желательно учитывать следующие моменты:

  • Узнать о планах малыша на будущее можно только во время разговора с ним по душам. Невозможно быстро обсудить такую ​​тему. Также не звоните сыну или дочери, чтобы они разговаривали «на ковре». Попробуйте загрузить его случайно. Будьте терпеливы, как можно мягче и проявляйте неподдельный интерес ко всему, что слышите.
  • Если старшеклассник всячески уклоняется от ответов или говорит, что у него пока нет планов, необходимо попытаться найти причину столь неуверенного отношения к будущему.
  • Предложите ребенку работу на каникулах. Выберите с ним жизнеспособный вид деятельности, который не запрещен законом.
  • Шокировал ли вас подросток выбором профессии? Ни в коем случае не запрещайте это и не оскорбляйте. Постарайтесь спокойно выяснить, что его двигало и почему ему нравится именно этот вид деятельности.
  • В мечтах старшеклассник висит на волоске, но не предпринимает никаких шагов для их воплощения? Помогите ему составить план действий. Подскажите, в каких условиях он сейчас и что нужно делать в этот период.
  • Вместе с ребенком подготовьте альтернативный вариант, если он не справится с основным.

Проблем профессионального самоопределения нет в тех семьях, где дети практически с детского сада твердо знают, что они будут врачами, юристами или космонавтами, и много учатся, готовясь к поступлению в соответствующий вуз. Однако таких случаев очень мало. По большей части выбор будущей профессии сопряжен с постоянными сомнениями и трудностями. Что же тогда делать родителям? Не рассчитывая на школу, начните активную профориентацию самостоятельно. Желательно начать это делать уже с 8-9 класса.

Подытожим

Выбор профессии — одно из самых важных и ответственных решений. Однако это не необратимо. То, что выбирает сегодня старшеклассник, является лишь отражением его текущих потребностей и интересов. Идеально, если выбранное направление будет востребованным и интересным на протяжении десятилетий. Смена предпочтений вовсе не трагична. Теперь это, скорее всего, станет новой нормой. Специалисты утверждают, что выбор профессии для жизни постепенно приобретает черты пережитка прошлого и считается непрактичным. Прогресс настолько серьезно меняет нашу жизнь, что работать на одном месте до пенсионного возраста вряд ли удастся. Быстрые изменения в мире делают невозможным прогнозирование того, как будет выглядеть рынок труда, например, в 1930-40-е годы. Популярные и высокооплачиваемые специальности сегодня, вероятно, потеряют свою актуальность. Однако это не должно смущать или пугать. У каждого будет возможность изменить свой бизнес-профиль или начать все сначала, независимо от возраста и имеющегося багажа знаний, навыков и способностей.