Представление о профессии школьника 7-10 лет ограничено плохим жизненным опытом. Впервые о видах деятельности ребенок узнает от родителей и людей, с которыми он чаще всего встречается (воспитатели детского сада, врачи, кассиры и продавцы, водитель маршрутного автобуса). Чтобы он сделал осознанный взрослый выбор, его нужно как можно скорее познакомить со многими профессиями. В этом поможет профориентация в начальной школе.

Значение ранней профориентации

Школьники в форме рабочих разных профессий

Профориентация помогает старшеклассникам выбрать профессию или направление обучения. Он представлен в виде системы мероприятий, проводимых в 9-11 классах. Его не следует путать с профессиональным самоопределением, довольно сложным и длительным процессом развития субъективной готовности учащегося к выбору того вида деятельности, которым он намерен заниматься в будущем. Сегодня чаще всего разговоры о дальнейшем трудоустройстве в школе начинаются только с 8-9 классов, пренебрегая законами психологического развития ребенка. Конечно, от него не стоит ожидать осознанного и осознанного выбора профессии. Другими словами, мы начинаем строить дом с верхних этажей, а потом искренне удивляемся, почему из этого ничего не получается. Но необходимо также заложить основы в дошкольных учреждениях и продолжать укреплять их в младших классах.

Первые шаги к профессиональному самоопределению учащиеся должны сделать еще в начальной школе, поэтому оптимальным вариантом будет проведение профориентации в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому спектр профессиональных предпочтений у них намного шире, чем у старшеклассников. Уже с первого класса необходимо сформировать у ребенка осознание важности каждой профессии, привить ответственность и любовь к работе.

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже было сказано, одной из задач образовательного процесса школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, является подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны быть предоставлены в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: избегать навязчивости и предоставлять информацию в соответствующих формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детских книг и т.д.).

Уже в первом классе классный руководитель должен знакомить детей с профессиями тех, кто работает в школе. Например, тематическая программа «Вокруг света» включает экскурсию, во время которой дети узнают, что делают повар, медсестра, библиотекарь и технический персонал.

Задачи ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • распространить первоначальные идеи рабочего места в жизнь каждого человека;
  • подробно изложить основные понятия различных профессий;
  • предоставьте возможность погрузиться в различные занятия с помощью игр и других методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать следующие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем без исключения профессиям;
  • сформировать понимание важности работы для человека;
  • познакомить с множеством современных предприятий;
  • научат делать свою работу качественно;
  • мотивировать студентов к учебе и работе с помощью методов познавательной и профессиональной ориентации;
  • развивать творческие способности ребенка в процессе приобщения к профессиям.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа проводится непосредственно в классе и после уроков. Среди множества форм внеклассных занятий вам наиболее подходят следующие:

  • время урока;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкуренция;
  • игра.

Эффективность привития интереса к работе повышается, если учитель вводит в учебный процесс информацию о разных профессиях. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, играми по профориентации. Использование этого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

Во внеучебной деятельности школьники знакомятся с новыми профессиями, превращаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются в конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям также рекомендуется активно участвовать в социальном и профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не отказывайтесь от приглашения учителя посетить урок и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, службы спасения, встречи с людьми, которые там работают — все это помогает успешно решать задачи профориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает ученик средней школы и чем шире эти знания, тем меньше он рискует ошибиться при выборе вуза и дальнейшего трудоустройства.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах школьникам можно привить интерес к взрослой работе по любому предмету. Кроме того, практически все темы урока подходят для профориентационной работы. Для наглядности приведу несколько примеров.

Базовый объект профориентации. Форма выполнения
Математика Задания Короткие беседы о профессии, упомянутой в постановке проблемы или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не могут обойтись программист, экономист, финансист, архитектор, инженер и т.д.).
Мир Проект «Наши защитники» Задача детей — подготовить рассказы о профессиях российской армии, медперсонала скорой помощи, спасателей, полицейских, а также людей, обслуживающих газовые коммуникации и лифты многоквартирных домов.
Талант и звездный проект Задача студентов подготовить рассказы о знаменитостях разных профессий (это может быть выдающийся спортсмен, художник, скульптор, писатель, актер, композитор, предприниматель, космонавт, ученый и т.д.).
Тема «Наша земля» Скажите школьникам, что они могут работать в своем селе.
Тема «Человеческое хозяйство» Разговор с детьми о «сельских» профессиях (чем занимаются молодки, доильные аппараты, комбайны, трактористы, скотоводы, владельцы ранчо, агрономы и др).
Откуда хлеб» Ознакомление студентов с особенностями работы людей, причастных к появлению хлеба на нашем столе (мельники, тесто, лепщики, пекари, фасовщики и т.д.).
Тема «Дерево в жизни человека» Расскажите учащимся о разнообразии лесных профессий (дровосек, егерь, инженер, лесоруб, дровосек, грейдер и т.д.).
Тема «Удачного путешествия!» Беседа с детьми о «дорожных» профессиях (водитель транспортного средства, инспектор ГИБДД, водитель асфальтоукладчика, дорожный рабочий) с акцентом на важность соблюдения правил дорожного движения.
Тема «Типы отраслей» Знание школьников разных специальностей (машиностроение, горное дело, энергетика, топливная, нефтехимическая, металлургическая, космическая).
Русский язык Выучите части речи Студенты получают карточки с названиями разных профессий. По каждому из них нужно записать в тетрадь по 5-7 рабочих заданий (например, для врача: шприц, вата, бинт, ярко-зеленый, градусник, таблетки и т.д.).
Учите словарный запас В процессе изучения написания слов, относящихся к словарной категории (корабль, футбол, хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер), вы можете одновременно знакомить детей с разными видами деятельности.
ISO Темы, связанные с искусством декора, дизайном, скульптурой Практические занятия, позволяющие каждому студенту попробовать свои силы в роли графического дизайнера, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, стилиста.
Технология Профессиональные темы Реинкарнация школьников в представителей разных профессий: строитель, водитель, архитектор, рекламный агент (туристический) и другие.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеучебные мероприятия могут быть полностью или частично посвящены профориентации. Очевидно, что первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проходят следующие мероприятия:

  • час урока «На кого работают мои родители»;
  • коллективное обсуждение «Кем быть?»;
  • мини-шоу «Хлеб в нашем доме»;
  • встречи с родителями учеников (взрослые рассказывают о своей работе, дети задают вопросы);
  • конкурсы: рисование («Промыслы папы и мамы»), поделки («Дедушка — разнорабочий», «Бабушка — вышивальщица»), «Ярмарка промыслов» и тому подобное.

Перечисленные мероприятия успешно выполняются в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают им возможность самовыражаться, но и потому, что их родители тоже могут в них участвовать.

На заметку учителю: В качестве темы часового занятия или внеклассной деятельности можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России — день оружейного мастера).

Игры

Игры вызывают у ребенка массу положительных эмоций и оставляют неизгладимые впечатления. Поэтому их активно используют как метод профориентации в начальной школе.

Для профориентации младших школьников лучше всего использовать следующие ролевые игры:

  • «Продавец-консультант» (по математике);
  • «Путеводитель» (о внешнем мире);
  • «Издательство);
  • «Библиотекарь» (в литературном чтении).

Особенно детям 3-4 классов нравится игра «Я учитель», которую очень удобно вести на внеклассном уроке, посвященном Дню учителя. За неделю до этого проводится голосование, по итогам которого ученики выбирают «учителя» из числа своих одноклассников для урока. Учащийся с максимальным количеством оценок с помощью классного руководителя и родителей готовит серию заданий для своего класса и создает систему оценок. Форма урока игровая.

Отдельного внимания заслуживает целый класс игр «Угадай профессию», которые можно организовать как во время внеклассных занятий, так и на уроках:

  • «Выберите из всех карточек рабочие инструменты, связанные с определенной профессией»;
  • «Профессия с буквой…» (кто больше назовет — выиграл);
  • «Кто использует это на работе?» (укажите виды деятельности, при которых используются определенные материалы или инструменты: например, проволока, компьютер, молоток);
  • «Ассоциации» (угадайте профессию, задав ассоциативные вопросы: например, «Какого цвета или запаха?», «Нужно ли мне общаться с другими людьми?»).

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на урок профориентации, должен учитывать возраст аудитории — в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с младшими школьниками.

Сначала учитель просит родителей учеников принять участие в этом внеклассном мероприятии, так как с ними уже налажен контакт. Однако имейте в виду, что не все мамы и папы имеют опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что сказать. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список справочных вопросов, на основе которых ведущий построит связный рассказ о своем виде бизнеса:

  • Какая работа связана с вашей профессией (в основном физическая или интеллектуальная, творческая или строго протокольная)?
  • Трудности и неожиданные события, возникающие на работе.
  • Какие черты характера и качества личности необходимы для того, чем вы занимаетесь (настойчивость, стрессоустойчивость, образование, смелость, сосредоточенность, активность, настойчивость, любопытство, дисциплина, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и т.д.)?
  • Вам нужна ловкость, хорошая координация, физическая выносливость и высокая скорость реакции для выполнения поставленных задач?
  • Какие требования к вниманию в вашей профессии (распределять, постоянно менять или, наоборот, сосредотачивать)?
  • Какое мышление должно преобладать (образное, наглядно-действенное, аналитическое, абстрактно-логическое)?
  • Какую память вы чаще всего используете в работе (моторную, слуховую, зрительную, обонятельную, тактильную или вкусовую)?
  • Какое влияние на вас оказывает профессия (улучшение характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).
  • Рисунки

    Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети этого возраста еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому техники рисования — лучший вариант для них.

    Чтобы понять, как студенты усвоили то, что им говорили о профессии, вы можете попросить их нарисовать внешность человека, выполняющего эту работу. Попросите каждого ребенка взять чистый лист бумаги формата А4 и разделить его пополам вертикальной линией. В начале урока нужно рассказать детям, о какой профессии пойдет речь, и дать задание — нарисуйте его представителя слева. Для этого будет достаточно 4-5 минут. За 10 минут до окончания урока необходимо повторить то же задание, только новый рисунок должен быть заполнен учеником уже на правой стороне листа. Сравнив оба изображения, вы сможете оценить эффективность урока.

    Профессиографическое исследование

    Методики профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидат педагогических наук Н. Войткевич разработал методику профессионального обучения старшеклассников. И учитель начальных классов средней общеобразовательной школы No. 1 (Шумихи, Курганская область) Лариса Шелковникова переработала его, адаптировав для учеников четвертого класса.

    В рамках подготовки профессионального проекта школьники самостоятельно собирают доступную информацию о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на сайтах, общаются с ее представителями), по возможности выбирают наглядные пособия (инструменты), погружаются в учебу содержания вида деятельности, условий труда и системы образования и обучения. Результаты исследования представлены в виде аннотации, отчета или электронной презентации.

    Профессиональная проба

    Вместе с профессиональной студией Лариса Шелковникова использует метод профессионального тестирования в работе со школьниками. Педагог считает это уникальной возможностью для практического познания профессии. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

    Предлагаем вам ознакомиться с различными формами реализации Методики профессионального тестирования в 4 классе в качестве наглядного примера.

    Форма примера профессии
    Брошюровщик Изучение технологии с последующим изготовлением ноутбука.
    Исторический Составление книги памяти «Живая связь времен».
    Социолог Проведение социологического исследования «Почему школьник прогуливает занятия?».
    Плотник Сделайте кормушку для птиц или скворечник с помощью родителей.
    Дизайнер интерьера Изготовление декоративного панно для оформления классной комнаты.
    Бейкер Исследовательский проект «Что такое колобок» (найти рецепт, приготовить колобка и провести дегустацию на занятиях).

    Прочие формы

    Профориентационная работа с учениками 1-4 классов не ограничивается формами и методами, описанными выше. Среди прочего, часто также используются учителями:

    • Коллективное оформление уголка профессии на уроках. Материалы: тематическая литература, вырезки из газет, фотографии, относящиеся к определенной профессии.
    • Экскурсии по предприятиям. Цель: знакомство школьников с профессиями, востребованными в их городе или селе.
    • Проект «Профессиональное портфолио». Под руководством ученика, который собирает интервью со своими родителями, вырезки из газет или журналов, письменные заметки и рисунки для него. Портфолио периодически проверяется преподавателем на наличие новых материалов.
    • Посмотрите видео о профессиях с их последующим обсуждением. Вы можете включить заранее подготовленный видеоматериал для детей или, если класс обладает техническими навыками, посмотреть его прямо в Интернете.

    Детская литература о профессиях

    Отличным подспорьем в разговоре о профессиях с учениками младшего школьного возраста является качественная детская литература: сборники рассказов в прозе и стихах, комиксы, блестяще иллюстрированные тематические энциклопедии. Например, подарим несколько книг и их серии, которые могут понравиться школьникам.

    Описание названия книги издателя
    «Аркаим» «Как получилось? От чего? Как получилось?» (серия книг с «окошками») Подходит для дошкольников и учеников 1-2 классов. Они содержат занимательную информацию о профессиях и сферах деятельности, структурированных по отраслям (книги «Аэропорт», «Железная дорога», «Пожарная команда», «Строители»). Например, из «Пожарной команды» дети узнают, кто помогает пожарным, как выглядят пожарные машины и что делать в случае пожара. «Ферровия» рассказывает, что происходит на вокзале, кто заботится о пассажирах по маршруту и ​​какие поезда.
    «Полиандрия» «Когда вырасту, я буду / буду…» (серия книг) Повествование в книгах этой серии ведется от имени детей, владеющих разными профессиями: в области мореплавания и авиации, в строительстве и лесном хозяйстве, на железной дороге. Например, в книге «Когда вырасту — построю дома» мальчики Ира и Сережа готовятся к переезду в новую квартиру. Дом, в котором они будут жить, строится прямо у них на глазах. Вместе с ними школьники узнают о строительных профессиях, о том, из каких материалов возводят небоскребы и как сделать свое жилище красивым и уютным.
    «Никея», «Настя и Никита», «Фома» «Кем быть?» (серия книг) Увлекательные рассказы с картинками «Портной», «Шофер», «Бейкер» помогают детям понять, откуда в повседневной жизни появляются вещи, которые их окружают. Книги предлагают дошкольникам и ученикам начальной школы возможность исследовать загадочный мир взрослых профессий.
    «Навигация» Сборник рассказов «Приключения Бабахина и его друзей» (авторский коллектив: Антон Смирнов, Вадим Новак, Андрей Кравченко) Эта книга — не только сборник интересных рассказов для детей школьного возраста, но и отличный справочник для взрослых. Поможет дать доступные ответы на непростые вопросы детей: откуда берется свет в лампочке, как строится дом, почему промышленность делится на легкую и тяжелую, почему добывают полезные ископаемые и так далее. Желательно совместить чтение с видением мультфильмов Navigatum, которые можно скачать бесплатно.
    «Карьера Пресс» «Город добрых дел» (автор — американский детский писатель и художник Р. Скарри) Книга подходит для чтения взрослыми и детьми. В нем показана жизнь маленького городка, где одни пекут хлеб, другие строят дороги и дома, третьи лечат болезни и тушат пожары. В этом городе никто не делит занятия на «лучшие» и «худшие», поскольку каждый из них важен для всех остальных. Книга учит уважительному отношению к людям разных профессий.
    «Мир медиа для детей» Тату и Пату идут работать (авторы — финские писатели А. Хавукайнен, С. Тойвонен) В книге рассказывается о приключениях жителей фантастической страны, решивших попробовать свои силы в 12 различных профессиях. Они работают пожарным, учителем, медсестрой, уборщицей, музыкантом, пекарем, парикмахером, механиком, каменщиком, фермером, журналистом, секретарем. Издание оформлено в юмористическом формате и доступно рассказывает, чем занимается каждый специалист, какие инструменты и навыки ему помогают.

    Подводя итоги

    Цель профориентации в 1-4 классах — подготовить учащихся к осмысленному выбору будущей профессии, научив их согласовывать свои личные интересы, потребности и возможности. Для его реализации подходят как ежедневные уроки (различные академические предметы), так и внеклассные занятия. На эффективность влияют систематические, плановые и, прежде всего, развлечения.

    На сегодняшний день разработано множество различных форм и методов для проведения курсов профориентации с учащимися начальной школы. Каждый из них основан на игровой мотивации, которая плавно перетекает в обучение. Педагоги, опробовавшие на практике все формы такой работы, пришли к выводу, что наибольший интерес у школьников вызывают ролевые игры и театральные сцены. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в обществе и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.