Детский сад — это начальное звено в единой системе непрерывного образования в Российской Федерации. По словам опытных воспитателей и учителей, именно в стенах дошкольного учреждения должно начаться обучение базовым знаниям о разнообразии и широком спектре занятий. Ранняя профориентация дошкольников — это первый шаг в развитии самоопределения ребенка и основа для формирования его профессиональных предпочтений.
Значение ранней профориентации в ДОУ
Отношение человека к профессиям формируется в процессе социализации личности, которая активизируется примерно на 2,5-3 года. Именно в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые осваивает разные виды деятельности. Как донести до него эту информацию и что входит в понятие «профориентация дошкольников»? На сегодняшний день это малоизученное направление в дошкольном образовании. Он представлен целостной системой мероприятий, которые помогают выявить черты характера, интересы, склонности детей и создают основу для дальнейших значимых шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте.
Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и позволяет ему приобщиться к работе взрослых, получить опыт общения со специалистами в различных областях. Дети расширяют и углубляют уже имеющуюся информацию по разным видам деятельности, пополняют активный словарный запас. Тематические беседы взрослых и дошкольников развивают мышление, позволяют наладить простые отношения и пробуждают интерес к работе. Проявление доброй воли, неподдельный интерес даже к самым странным вопросам детей, а также поощрение диалога помогает детям справиться с нерешительностью, застенчивостью и изоляцией.
Возраст от 3 до 7 считается наиболее благоприятным для обучения и воспитания. Этот период оптимален для того, чтобы привить любовь к труду и уважение к любому виду юридической работы, ознакомить (в игровой форме) с основными особенностями профессии, сформировать навыки, которые будут развиваться и совершенствоваться в школе.
Профориентация дошкольников в раннем возрасте осуществляется не только воспитателями дошкольных учреждений. Этим также занимаются музыкальные руководители, логопед, психолог, инструкторы по физкультуре и плаванию.
Цели и задачи
Основная цель ранней профориентации дошкольников — развить у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, открыть для него возможности самовыражения в различных видах деятельности. При успешной реализации у детей развиваются адекватные навыки, а также уважение к работе в любой сфере, расширяется кругозор, раскрываются свои умения, увлечения и интересы. Поэтому основной задачей приобщения к профессиям дошкольных образовательных учреждений является подготовка к осознанному самоопределению, дальнейшее самостоятельное планирование, анализ и реализация своего трудового стажа.
Среди других рабочих задач по ранней профориентации в детском саду выделяют:
- Смоделируйте профессионально ориентированную среду, которая помогает дошкольникам сформировать базовое представление о разнообразии профессий и пробудить интерес к работе.
- Разработка системы первичной профориентации для детей разных возрастных групп.
- Формирование у детей основных представлений об отраслях экономики своей Родины, рабочих процессах на производстве, использовании современного оборудования.
- Создание целостного информационного пространства на базе детского сада, посвященного профессиональному самоопределению его воспитанников.
- Разработка системы критериев и оценки эффективности работы по ранней профориентации дошкольников.
- Организация сотрудничества с родственниками учеников в формировании у детей основных представлений о различных видах деятельности, их важности для общества в целом и для каждого человека в частности, положительного отношения к любой профессии юриста.
Младший возраст
3 года | Первый юниор | Обучение основам работы взрослых (знание работы няни, медсестры, врача, водителя, повара). |
Содействовать разработке игр, отражающих работу взрослых и их более простые действия (например, водитель водит машину, перевозит пассажиров или товары). | ||
Обучение детей в процессе игры навыкам взаимодействия с партнерами. | ||
4 года | Второй младший | Повышение интереса к профессиональной деятельности взрослых, обучение наблюдению за работой людей из окружающей среды, обучение коммуникативным навыкам. |
Дополнительные знания о работе других (врач, парикмахер, повар, продавец и т.д.) с акцентом на конкретные действия этих людей и результат, который они получают. | ||
Научитесь взаимодействовать в ролевых играх с 2-3 участниками (например, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациентом; учитель с няней и маленькими детьми). | ||
Поощряйте уважение к тому, что делают люди. Ребенок должен понимать, почему с ними нужно обращаться осторожно и в чем их ценность. | ||
Развитие интереса к профессиям, связанным с уходом за растениями и животными (флорист, цветовод, ландшафтный дизайнер, заводчик, ветеринар, орнитолог, воспитатель собак и т.д.). Обучайте общению и дружескому взаимодействию с миром природы. |
Средний возраст
5 лет | В среднем | Дополняют и углубляют представления учащихся о работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения. |
Дальнейшее знакомство с детьми разных профессий (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее). | ||
Обогатите ролевые игры видами деятельности, побуждая учеников самостоятельно моделировать ситуации. Развивайте интерес к конструктивным играм. Привлекайте детей к строительству различных сооружений (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и т.д.). | ||
Помощь ребенку в социальных отношениях (выбор любимого образа, профессии), развитие эмпатии. |
Старший возраст
Примерно в 6-7 лет ребенок приобретает способность оценивать чужие дела и начинает противостоять им. Его гораздо активнее интересует мир взрослых и их работа. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые представления хотя бы о нескольких профессиях и могут говорить о них более-менее связно (назовите инструменты, как их представители, какие они это делают и почему их деятельность важна для общества).
6 лет | Старейшина | Расширение существующих представлений на разные профессии. Акцент на результаты труда и значимость для общества. |
Обобщение знаний детей по строительным и сельскохозяйственным профессиям: плотник, маляр, каменщик, комбайн, садовод, животновод и т.д. | ||
Воспитывать уважительное отношение к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желание работать. | ||
Формирование умения творчески сочетать различные события в процессе создания нового игрового сюжета. Развитие умения взаимодействовать с партнером в этом. | ||
Отражение в играх моментов из реальности (клиника, супермаркет, салон красоты, школа, почта) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий. | ||
7 лет | Подготовительный к школе | Расширение представлений студентов о техническом прогрессе, особенно об устройствах и машинах, которые помогают человеку в повседневной жизни и на работе (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральные и посудомоечные машины, медицинское оборудование и т.д.). |
Выборочное знакомство детей с профессиями автомобильной, авиакосмической, агропромышленной, химической и медико-фармацевтической отраслей (с учетом региональных особенностей). | ||
Углубить понимание различных видов деятельности (учитель, спасатель, ученый и т.д.). | ||
Обогатите кругозор учащихся информацией о видах работ на производстве (строительство, шитье, пищевая промышленность, электроника), а также в сфере обслуживания (в торговле, медицине, общественном питании и т.д.). Объясните взаимосвязь между разными профессиями (например, фермер и инженер-механик, фермер и продавец). | ||
Дальнейшее насыщение содержания профориентационных игр. Развитие у детей умения самостоятельно определять тему игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за работой других. | ||
Формирование умения строить новые игровые сюжеты, согласовывая свои идеи с партнерами. | ||
Воспитывать сознательное отношение и уважение к труду родителей и ближайших родственников (бабушек, бабушек и дедушек, дядей и теток). |
Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников
Профориентация в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС должна основываться на следующих принципах:
- Взаимодействие с личностной направленностью (в основе образовательного процесса лежит глубокое уважение к ребенку как сознательному и полноценному участнику с учетом индивидуальных нюансов его развития).
- Доступность и достоверность информации о профессиях.
- Открытость (каждый ребенок имеет право участвовать в профориентационной деятельности, демонстрировать результаты своей работы или отказываться от всего этого, право предоставлять личные результаты по своему усмотрению, а также решать для себя, продолжать ли работу или закончи это).
- Диалог (беседа с детьми о ходе выполнения поставленных задач, о полученных результатах, о перспективах продолжения работы, а также об анализе ситуаций, которые помогли или помешали достижению успеха).
- Расширение практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлечение, беседа, рабочее задание, наблюдение и экскурсия).
- Рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя как субъект собственных действий и взаимоотношений со сверстниками).
- Региональный компонент (при проведении профориентационной работы с дошкольными образовательными учреждениями необходимо учитывать особенности региона проживания, востребованность профессий на его территории и социальную востребованность).
Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников
Тематические ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещение выставок, наблюдение и беседа лучше всего подходят для профориентационной работы с дошкольниками. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей друг с другом.
Независимо от выбранной формы знания о профессии должны быть максимально содержательными и всеобъемлющими. Желательно, чтобы информация о нем состояла из следующих компонентов:
- название вида деятельности;
- рабочие места;
- инструменты и материалы для него;
- рабочая одежда (униформа);
- ответственность сотрудников;
- черты характера и черты личности;
- плоды труда и его польза для людей.
Вам следует не только сосредоточить внимание детей на каждом из этих блоков информации, но и побудить их дать обратную связь. Для этого вам нужно использовать наводящие вопросы, чтобы подтолкнуть их к независимым рассуждениям и выводам (например, «Как вы думаете, почему у доктора белый халат вместо черного?»).
Экскурсия
Для профессионально ориентированной экскурсии дошкольные воспитатели обычно выбирают предприятие или учреждение. Например, вы можете отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавщицы и кассира. Если это невозможно (из-за карантина или других ограничений), можно организовать экскурсию по детскому саду: организованно посетить кухню, лазарет, рабочее место директора и директора с учениками.
Вот несколько примеров. Дошкольники из Мичуринска (Тамбовская область) посещают приборостроительный завод «Прогресс». После небольшого рассказа об истории компании их знакомят с профессиями рабочих (фрезеровщики, слесари, слесари, балансировщики, экономисты, программисты, экспедиторы и контролеры), они говорят, что такое профсоюзные династии. Экскурсия во Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений и Дом-музей И. Мичурина (в этом же городе) позволяет детям познакомиться со знаменитым селекционером-натуралистом, занимающимся улучшением растений и улучшение их природных качеств. Ученикам рассказывают о достижениях ученого, которыми мы сейчас пользуемся, а также о созданных им сортах плодовых культур. Кстати, дело выдающегося селекционера сегодня продолжают садоводы Всероссийского научно-исследовательского института. Они с радостью ответят на вопросы детей, если такой формат был предварительно согласован и согласован.
Если нет возможности организовать настоящую экскурсию, можно сделать виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реального бизнеса или организации через Интернет-трансляции или просмотр видеоклипа. Например, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения группой дошкольников 5-6 лет. В случае отказа учитель может организовать виртуальную экскурсию, чтобы дети могли увидеть, что делают пожарные, или показать ученикам заранее записанный рассказ о работе в отряде.
Во время экскурсий дошкольникам стоит ориентироваться на личность представителя определенной профессии, на то, как он относится к своей работе и своим отношениям с коллегами. После возвращения в детский сад обязательно организовать обсуждение увиденного: дать детям возможность сказать то, что им понравилось и запомнилось больше всего.
Наблюдение
Наблюдение — это вспомогательная форма профориентационной работы. Его всегда используют совместно с основным — экскурсионным, выставочным или игровым. Это организованный педагогом процесс восприятия дошкольниками окружающих их предметов и предметов. Чтобы получить желаемый результат, он должен быть достаточно продолжительным и повторяться регулярно.
Основная цель наблюдения в контексте профориентации — получить практически значимую информацию о профессии и рабочих инструментах, их назначении и использовании. Например, прямо в дошкольном образовательном учреждении дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете, выполняя свои обязанности.
Беседа
Беседа — одна из наиболее часто используемых форм профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Обсуждение с детьми определенной профессии проходит организованно и целенаправленно. Учитель действует как модератор и заранее обдумывает список вопросов, чтобы побудить учеников думать и рассуждать самостоятельно.
Дети могут общаться не только со своим учителем, но и с представителями разных профессий. Для этого обычно проводится акция «Знакомьтесь с интересными людьми». Личные знания дошкольников и общение с ними помогают пролить свет на специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится он им или нет. Сначала педагог обращается за помощью к родителям (опекунам) учеников, которые могут посетить дошкольное образовательное учреждение и в доступной форме рассказать об особенностях своей профессии.
Показать
Тематическая выставка — отличное подспорье в профориентационной работе педагога, а также способ публично продемонстрировать достижения детей и воспитателей детских садов. Участие в таком мероприятии позволяет получить опыт самостоятельного ведения бизнеса, научиться преподносить результаты своей работы.
Малышам можно предложить нарисовать или вылепить сельхозпродукты (овощи, фрукты) или сделать из строителя животноводческую ферму. Все работы должны быть представлены на выставке с краткой информативной поддержкой со стороны педагога и затем использованы во время игры. Выставки на тему «Vernissage delle professionali» или «Кем я хочу стать» следует организовывать регулярно (не реже одного раза в год), чтобы отслеживать склонности учеников и их уровень осведомленности о видах деятельности.
Игра
Игра — основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную долю своего времени. Это значит, что он идеально подходит для обучения детей разным профессиям. Среди множества типов игр стоит отдать предпочтение сюжетной RPG, поскольку именно она позволяет полностью воспроизвести реалии взрослого мира. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения могут самостоятельно или с помощью педагога моделировать ситуации «на рабочем месте», превращаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых.
Ролевые игры различаются в зависимости от уровня сложности и возраста детей в разных группах. Пространство для них должно быть правильно организовано и содержать:
- игровое оборудование для имитации элементарных рабочих действий (атрибуты профессий: экраны, имитирующие экстерьер различных предприятий, рабочая форма и игрушечные инструменты);
- игрушки и инструменты для творчества и творчества (конструкторы разного типа, автомобильные гусеницы, лепная масса, магнитные доски и т д);
- современные технические средства для моделирования игровых ситуаций с помощью учителя (проектор, интерактивная доска и др).
Средства наглядности
Любая форма профориентационной работы с детьми требует использования наглядных пособий. Сюда входит техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические изображения, фотографии и иллюстрации, книги.
Если наглядность правильно выбрана и вовремя продемонстрирована детям, это позволяет им расширить свой кругозор, конкретизировать возникающие знания и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, это стимулирует интерес к различным занятиям взрослых.
Техническое оборудование
Среди технических средств профориентации в дошкольных образовательных учреждениях часто используются:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- телевидение.
очень удобно демонстрировать анимированные видеоролики и фрагменты на интерактивной доске, создавать иллюстрированные слайды. Этот прибор вносит разнообразие в занятия, делает их яркими и привлекательными, помогает четче донести важный материал до каждого ученика. К такому столу может подойти вся группа одновременно. Следовательно, взаимодействие с новой информацией активно и полно. Кроме того, объекты могут легко меняться и перемещаться по нему, что позволяет быстро создавать логические связи.
Проектор обычно используется для показа предварительно записанных или загруженных мультимедийных и видео презентаций детям дошкольного возраста. Например, во время экскурсии на ферму, где выращивают кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс разведения этих животных: кормление, уход, лечение.
Телевизор в основном используется для просмотра отрывков из образовательных телепрограмм и профориентационных мультфильмов с учениками. Увидев, обязательно обсудить с детьми увиденное, чтобы закрепить полученные знания. На заметку учителю: мультсериал «Калейдоскоп профессий», созданный в рамках проекта «Навигатум», получил хорошие отзывы».
Игровые комплексы
Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется использовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями (мастерская, фабрика, пожарная часть, полицейский участок, лаборатория, больница, ресторан, магазин и т.д.). Если вы не можете их купить, вы можете сделать их из имеющихся инструментов.
Использование этого средства наглядности помогает углубить знания о профессии и перевоплотиться в ее представителя. В ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов сначала участвует воспитатель, затем его менеджеры переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.
Познавательная литература и пособия
К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодические издания (газеты, журналы). В качестве наглядных пособий педагоги обычно используют картинки, иллюстрации, фотографии, альбомы для вырезок и демонстрационные плакаты. Все это используется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях.
Что именно оттуда можно получить? Стихи (также для гимнастики — артикуляционная и пальчиковая); рассказы и сказки; головоломки о человеческих занятиях и рабочих инструментах; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личных качествах; рифмы и скороговорки. Все это можно успешно применить, например, во время физических упражнений, во время которых дети одновременно получат новую информацию о профессиях и закрепят имеющиеся знания.
Проект «Навигатум»
Одним из самых популярных и интересных интерактивных образовательных проектов по профориентации дошкольников является Navigatum. Это набор практических инструментов для систематической работы педагогов и психологов в этом направлении. Их использование обеспечивает их полноту и последовательность, а также учитывает потребности и особенности развития дошкольных образовательных учреждений. Например, для самых маленьких создатели предлагают обучающие мультфильмы и сказки, игры и программы о профессиях в разных сферах и о работе в целом.
Основные цели проекта:
- заложить информационную базу для полного знания видов деятельности;
- формирование трудолюбия и его поощрение;
- ориентация на творчество и творчество.
Вот результаты, полученные дошкольниками, которые уже используют «Навигатум»:
- сформированная целостная концепция мира взрослого труда (знание структуры сфер и видов значимой деятельности, понимание взаимосвязи между разными профессиями внутри отрасли);
- хорошее знание функций не менее 200 профессий;
- признание профессии через инструменты, униформу, аксессуары;
- проявление трудолюбия, доброты, сочувствия, желания помогать другим и способности принимать помощь.
Игровая развивающая среда «Взросляндия: В мире профессий»
«Взросляндия» — игровой инструмент, позволяющий сформировать у ребенка сложное представление о мире профессий. Среда разработки систематически показывает отрасли и виды деятельности, демонстрируя взаимосвязи. Этим он отличается от стандартного подхода, когда знания профессий носят мозаичный характер.
Создатели «Взросляндии» предлагают формат сказок в пользу: рассказ о структуре разных отраслей легко вплетается в сюжет игры. Каждая профессия освещается изнутри производственных процессов, с которыми она связана.
В среде разработки широко используется визуализация — карта сфер и видов деятельности, выполненная в виде огромного пазла. Это настоящая площадка, которая превращает профориентацию в увлекательный исследовательский процесс. На основе мира Взрошландии и сказок в фаворе разработаны ролевые игры, которыми может пользоваться педагог.
Моменты воспитательного старания и прочие ценности органично переплетаются в сюжетах пошлости и игрового процесса. К «Взросляндии» прилагаются методические рекомендации, где четко описано, как приобщить дошкольников к работе, не вызывая отрицательной реакции. Такие «рабочие ритуалы», по мнению создателей продукта, являются предупреждением безработицы. В конце концов, человек, любящий работу, никогда не подумает о том, чтобы сидеть на шее у родителей или довольствоваться государственными пособиями.
Использование игровой среды «Навигатум» позволяет заложить основы для развития:
- тяжелая работа;
- терпение;
- сочувствие;
- решительность и ответственность;
- независимость;
- критичность в оценке того, что требует окружающая среда;
- умение отличать добро от зла;
- способность к саморазвитию и личному обучению;
- возможность оказать помощь и получить ее.
Мультсериал «Навигатум: В мире профессий»
Мультсериал «Навигатум: В мире профессий» представлен серией обучающих мультфильмов о разных профессиях и профессиях. На основе своих стихов и песен учителя уже разработали комплексные уроки профориентации. Например, «Почему родители бросают работу» — это урок продолжительностью около 30 минут в форме перформанса. Помогите детям перестать обижаться на матерей и отцов и пробудите интерес к тому, кто и где они работают.
Каждый короткий поэтический комикс посвящен определенной профессии. Создатели позаботились о том, чтобы рабочие инструменты, планировка рабочего места и форма одежды были четко различимы. Обсуждение сериала «В мире профессий» дошкольниками после просмотра — важный элемент не только профориентации, но и познания мира.
Подведем итоги
Приобщение детей к взрослому труду — одна из основных задач воспитательной деятельности воспитателей детских садов. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста («для галочки»), а органично вплетались в сложный процесс развития дошкольников.
Социализация ребенка до 7 лет происходит в основном через игру, поэтому его повествовательный вариант больше подходит для углубления и расширения существующих представлений детей о работе взрослых, их взаимодействии с коллегами, об особенностях разных профессий. Такая игра ценна тем, что отражает реальную жизнь. Он также способствует уважительному отношению к работе, демонстрирует ее преимущества для общества и пробуждает интерес детей к работе. Грамотно спланированная и организованная игра позволяет заложить основу для формирования личностных качеств, которые понадобятся для успешной работы в будущем: ответственность, справедливость, взаимовыручка.
Здесь можно найти и скачать объемный сборник научных и методических разработок автора по ранней профориентации дошкольников, конспекты учебных мероприятий, сценарии мероприятий с родителями.