Оценка профессии
Машиностроение — это комплекс отраслей тяжелой промышленности, в который входят станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, космическое машиностроение, судостроение, а также разработка и производство горнодобывающего оборудования, обрабатывающих, подъемных и транспортных машин и механизмов.
Наряду с металлургической, горнодобывающей и обрабатывающей промышленностью машиностроение является основой мощи и обороноспособности любого государства. С распадом СССР многие отечественные заводы, конструкторские бюро и научно-исследовательские институты временно прекратили работу или вообще закрылись: перестали поступать новые заказы, практически прекратилось финансирование, резко упал спрос на специалистов. Большинство молодых людей тогда выбрали профессию экономиста или юриста, а те немногие, кто учился в инженерных вузах, все равно не хотели работать за мизерную зарплату. В начале 2000-х ситуация изменилась к лучшему: заводы, НИИ и конструкторские бюро были реорганизованы в новые структуры — как правило, в составе оборонной промышленности; Появились госзаказы, потекли деньги на зарплаты и новое оборудование.
Чему учиться
Какие предметы должен освоить будущий заводской инженер или конструкторское бюро? В некоторых инженерных вузах уже на подготовительных курсах кандидатов учат рисовать. Если вы не дружите с карандашом и линейкой, если нет интереса к рисованию, о дипломе инженера лучше даже не мечтать: даже первый год вам не по силам: рисование займет все ваше время. Его часто преподают 2 года. Эта тема является головной болью для многих студентов, поступающих на машиностроительные факультеты, не зная особенностей следующего исследования. Сюда не терпят тех, кто пришел ради корки или спасения от военной службы; здесь делать нечего. Для успешного обучения на инженерном факультете необходимо также знать физику и математику — эти предметы также входят в число основных. А если говорить о более узких дисциплинах, то вы будете изучать материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую механику, материалы сопротивления, теорию машин и механизмов, строительную механику, термодинамику и теплотехнику, основы проектирования и инженерии. Курсы для старших курсов будут включать такие темы, как системы автоматизированного проектирования, проектирование и разработка устройств, модульное тестирование, технологии производства и сборки.
Во время обучения необходимо выполнить множество курсовых работ и проектов, по которым количество рисунков в формате А2 или А1 может быть до 10, а количество меньших форматов — до 15-20. Вообще, в процессе обучения большое значение придается практике. Теории не так много: теоретическая механика, высшая математика, физика, сопротивление материалов, строительная механика, САПР — это весь «джентльменский ансамбль». Все остальные аргументы почти полностью утилитарны: они дадут немного теории — и, пожалуйста, прямо здесь практическое применение, реальные задачи, дизайн. Например, теория по предмету «Конструирование самолетов» помещается почти в небольшой университетский учебник. То же касается теплопередачи и термодинамики, структурного анализа, строительной механики и многих других предметов: даже на уроках решаются в основном практические задачи. Такая ориентация на обучение имеет несомненное преимущество: когда молодой специалист впервые устраивается на работу по специальности, ему не нужно все заново учить.
Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: как студенты, так и выпускники активно используют знания в этих дисциплинах. Однако, в отличие от приборостроения или, например, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправлять. Лонжерон крыла самолета должен быть выполнен точно по чертежу, из строго определенного материала, он должен точно укладываться в систему допусков — отклонения от расчетных значений могут оказаться слишком дорогими. И переделать этот «на коленке» лонжерон не получится — детали придется отправлять на переплав, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике все намного проще — допускается отклонение номиналов пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) до 15%. А в собранном устройстве часто можно многое исправить — вынуть из схемы тот или иной элемент и заменить на другой несложно. К тому же все радиодетали давно унифицированы и выпускаются серийно.
Возможные специальности и учебные заведения
Российские инженерные вузы готовят бакалавров по следующим направлениям:
- механическая инженерия;
- технологические машины и оборудование;
- прикладная механика;
- автоматизация технологических и производственных процессов;
- конструкторское и технологическое сопровождение машиностроительных производств;
- мехатроника и робототехника.
Кроме того, существуют программы специализации и магистратуры. При этом следует учитывать, что профессию, связанную с машиностроением, также можно получить в среднем специальном учебном заведении. Они готовят техников для обслуживания машин, но сейчас мы говорим о профессии инженера, которую можно получить только в профильных вузах, количество которых в России достаточно велико: практически в каждом субъекте РФ есть хотя бы один университетская инженерия. Подробно:
- Новосибирский государственный технический университет;
- Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина.
- Московский государственный технологический университет «Станкин»;
- Московский политехнический.
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
- Дальневосточный государственный технический университет рыбного хозяйства.
- Донской государственный технический университет;
- Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева.
Выбрав специальность машиностроение, приготовьтесь к сложной учебе. Совокупность предметов и полученные о них знания дают результат пути к третьему: кардинально меняется восприятие мира в целом и многих отдельных явлений в нем. Причина в том, что машиностроение — сугубо практическая область. Дизайн развивает нелинейное мышление — недаром конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были людьми необычайно незаурядными. На первый взгляд, многие отраслевые ноу-хау довольно просты. Но думать о них не так-то просто. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая задача решалась интуитивно, за пять минут она сразу возникала в сознании создателя — и только потом адаптировалась к теоретическим расчетам! Но прежде чем вы научитесь видеть проблему в целом и решать ее интуитивно, заранее узнавая ответ, вам придется пройти через тернии механики, физики, химии, сопротивления материалов, деталей машин, а также с младшими школьниками и преподавателями. Я такой строгий. Машиностроение — это определенный образ мышления и особый подход к решению проблем, к которому можно привыкнуть только после многих лет интенсивной учебы.
Где работать
Работать надо там, где есть желание приложить силу и ум. С одной стороны, для выпускника открывается прямой путь в научно-исследовательский институт, конструкторское бюро или завод: вчерашний студент, прошедший все стажировки, после учебы — практически готовый специалист, не нуждающийся в дальнейшем образовании. С другой стороны, профессия есть профессия, но спектр приобретаемых навыков и знаний настолько широк, что выпускник может успешно работать в других отраслях и сферах. Вы изучали теплотехнику, монтажную технику, испытание? Добро пожаловать в компанию по управлению, продаже и установке систем отопления и охлаждения. Вы знаете технологию изготовления изделий из металла и ламината? Убедитесь, что вы счастливы, что вас нанял дизайнер или техник в компании по производству изделий из металла. Поэтому машиностроение — очень широкая специальность, открывающая большие профессиональные перспективы.