Мы редко обращаем внимание на железнодорожников. И это хорошо: значит, они работают добросовестно. Называя их всеми железнодорожниками, трудно представить, какое разнообразие профессий скрывается за этим именем.
Оценка профессии
Профессия железнодорожника — это собирательное название ряда профессий рабочих и служащих, существующих на железной дороге, в метро и на предприятиях, где существует внутренняя железнодорожная сеть.
История
Первый постоянный железнодорожный транспорт был организован в начале 19 века в Великобритании и США. Сначала лошадей использовали как буксирную силу, а затем как паровую тягу. В России первая железнодорожная ветка для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году появились даже железнодорожные войска.
В 20 веке, несмотря на развитие автомобильного транспорта, большая часть грузовых перевозок по суше осуществлялась по железной дороге, чему способствовала электрическая тяга. В России таким способом перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и коммунальных предприятий. По общей протяженности маршрутов наша страна занимает второе место в мире после США. Людей, обслуживающих всю систему, называют железнодорожниками.
Описание и характеристика
Железнодорожных профессий очень много. Это включает:
- рабочие (машинисты, железнодорожники, вагоны, кондукторы);
- сотрудники (инженеры, грузоотправители, начальники станций, станций, участков).
По роду работы профессии железных дорог России могут быть самыми разнообразными. Одни предполагают тяжелую физическую работу, другие требуют постоянной концентрации внимания и немедленной реакции, есть узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
https://youtube.com/watch?v=CNDEhWITLrU
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, входящих в состав руководства РЖД. Это единое целое, в которое входит ряд университетов, расположенных в разных регионах. Университеты, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и институтами. Такой подход позволяет укомплектовать персоналом все региональные филиалы РЖД.
Специализацию выбирает непосредственно кандидат. Список направлений обучения в вузах обширен, популярны следующие специальности:
- «железнодорожный подвижной состав» к локомотивам, вагонам или электротранспорту,
- «эксплуатация железных дорог»,
- «системы обеспечения движения поездов» для различных специальностей (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
- «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»,
- «Транспортно-технологический процесс».
В железнодорожных училищах и техникумах основными специальностями являются:
- «строительство железных дорог, путей и сооружений»,
- «Источник питания»,
- «организация транспорта и управление транспортом»,
- «техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава»,
- «Автоматика и телемеханика на транспорте».
Для некоторых рабочих мест может быть достаточно коротких курсов. Таким образом, курсы 1-3 месяца позволяют работать кондуктором в пассажирском поезде.
В системе высших учебных заведений по подготовке кадров для железнодорожного транспорта 9 вузов:
- Московский государственный университет транспорта (МИИТ),
- ГУПС Дальнего Востока (Владивосток),
- Иркутский ГУПС,
- Омский ГУПС,
- ГУПС Санкт-Петербурга,
- Ростовское государственное унитарное предприятие,
- Самара ГУПС,
- Сибирский ГУПС (Новосибирск),
- Уральское государственное унитарное предприятие (г. Екатеринбург).
Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных и малых городах, где расположены узловые станции. Например, Самарский СУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.
Профессиональные обязанности
Сфера обязанностей железнодорожников очень широка. Например, мы сосредоточимся только на тех сотрудниках, с которыми чаще всего встречаемся, путешествуя поездом.
Также существует ряд профессий, без которых кареты не повернут. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электрики, экспедиторы и т.д. Их обязанности четко описаны в должностных инструкциях.
Кому подходит
На железной дороге могут работать люди, достигшие совершеннолетия и имеющие хорошее здоровье. Некоторые профессии (например, машинист поезда) чисто мужские, потому что эта работа слишком трудна для женщин. При этом обслуживающий персонал в основном женщины, так как обладают необходимыми для такой работы качествами: упорством, вниманием, пунктуальностью.
Учитывая необходимость обеспечения бесперебойного функционирования обширной и разветвленной железнодорожной сети, очень часто от сотрудников всех уровней требуется:
- физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- ответственность, надежность и трудолюбие,
- готовность к работе посменно,
- общительность,
- умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
- бдительность и скрупулезность в работе,
- хорошая координация движений.
И, конечно же, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.
Заработная плата
Уровень заработной платы железнодорожника зависит от состава выполняемых обязанностей, уровня ответственности и квалификации. Конечно, простой путешественник после школы зарабатывает меньше, чем менеджер или инженер с высшим образованием. Однако система распределения доходов на железной дороге в целом ясна и справедлива.
Кондуктор зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий — 30-40 тысяч рублей, а опытный водитель может получить более 80 тысяч рублей. Также есть ряд бонусов и бонусов. У всех сотрудников РЖД есть достойный соцпакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электропоездах). Работники некоторых профессий могут выйти на пенсию раньше.
Как построить карьеру
Вариантов выравнивания железнодорожной системы России много. Для этого сотрудник должен повышать квалификацию, выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свою карьеру в кабине экипажа или в депо.
Перспективы
Сегодня железная дорога не имеет конкуренции в перевозках грузов по суше. Это самая стабильная и продвинутая система, способная работать в любых условиях. Чтобы гарантировать эффективность и обслуживание пассажиров, постоянно требуется квалифицированный персонал.