Мы редко обращаем внимание на железнодорожников. И это хорошо: значит, они работают добросовестно. Называя их всеми железнодорожниками, трудно представить, какое разнообразие профессий скрывается за этим именем.

Средняя зарплата: 37500 рублей в месяц
Платформа железнодорожного вокзала

Оценка профессии

Запрос
50%

Платежеспособность
40%

Конкуренция
50%

Барьер для входа
41%

Перспективы
40%

Профессия железнодорожника — это собирательное название ряда профессий рабочих и служащих, существующих на железной дороге, в метро и на предприятиях, где существует внутренняя железнодорожная сеть.

История

Первый постоянный железнодорожный транспорт был организован в начале 19 века в Великобритании и США. Сначала лошадей использовали как буксирную силу, а затем как паровую тягу. В России первая железнодорожная ветка для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году появились даже железнодорожные войска.

В 20 веке, несмотря на развитие автомобильного транспорта, большая часть грузовых перевозок по суше осуществлялась по железной дороге, чему способствовала электрическая тяга. В России таким способом перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и коммунальных предприятий. По общей протяженности маршрутов наша страна занимает второе место в мире после США. Людей, обслуживающих всю систему, называют железнодорожниками.

Описание и характеристика

Железнодорожных профессий очень много. Это включает:

  • рабочие (машинисты, железнодорожники, вагоны, кондукторы);
  • сотрудники (инженеры, грузоотправители, начальники станций, станций, участков).

По роду работы профессии железных дорог России могут быть самыми разнообразными. Одни предполагают тяжелую физическую работу, другие требуют постоянной концентрации внимания и немедленной реакции, есть узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

https://youtube.com/watch?v=CNDEhWITLrU

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, входящих в состав руководства РЖД. Это единое целое, в которое входит ряд университетов, расположенных в разных регионах. Университеты, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и институтами. Такой подход позволяет укомплектовать персоналом все региональные филиалы РЖД.

Специализацию выбирает непосредственно кандидат. Список направлений обучения в вузах обширен, популярны следующие специальности:

  • «железнодорожный подвижной состав» к локомотивам, вагонам или электротранспорту,
  • «эксплуатация железных дорог»,
  • «системы обеспечения движения поездов» для различных специальностей (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
  • «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»,
  • «Транспортно-технологический процесс».

В железнодорожных училищах и техникумах основными специальностями являются:

  • «строительство железных дорог, путей и сооружений»,
  • «Источник питания»,
  • «организация транспорта и управление транспортом»,
  • «техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава»,
  • «Автоматика и телемеханика на транспорте».

Для некоторых рабочих мест может быть достаточно коротких курсов. Таким образом, курсы 1-3 месяца позволяют работать кондуктором в пассажирском поезде.

В системе высших учебных заведений по подготовке кадров для железнодорожного транспорта 9 вузов:

  • Московский государственный университет транспорта (МИИТ),
  • ГУПС Дальнего Востока (Владивосток),
  • Иркутский ГУПС,
  • Омский ГУПС,
  • ГУПС Санкт-Петербурга,
  • Ростовское государственное унитарное предприятие,
  • Самара ГУПС,
  • Сибирский ГУПС (Новосибирск),
  • Уральское государственное унитарное предприятие (г. Екатеринбург).

Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных и малых городах, где расположены узловые станции. Например, Самарский СУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.

Профессиональные обязанности

Сфера обязанностей железнодорожников очень широка. Например, мы сосредоточимся только на тех сотрудниках, с которыми чаще всего встречаемся, путешествуя поездом.

  • Дежурный следит за движением всех проезжающих через станцию ​​пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых локомотивов, ремонтных поездов и железнодорожных вагонов. Открывает и закрывает светофор станции. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейшая оплошность может обернуться гибелью поезда.
  • Путешественники (путевые) — рабочие, которые ежедневно следят за состоянием железной дороги и уведомляют ремонтников при обнаружении дефектов. Эта работа требует силы и выдержки, так как осмотр проводится в любую погоду.
  • Машинист и помощник машиниста составляют экипаж тепловоза. Они обеспечивают движение поезда по расписанию, следят за состоянием всех локомотивных систем, поддерживают связь с экспедиторами по маршруту.
  • Грузовики — это рабочие, которые проверяют состояние тележек, тормозов и колесных пар. Кроме того, они формируют поезда из разных вагонов. Это одна из самых травматичных профессий на железной дороге, так как рабочий вынужден регулярно передвигаться по ступенькам движущегося вагона.
  • Кондуктор сопровождает пассажиров на всем пути следования, оказывает им услуги и поддерживает порядок в транспорте.
  • Также существует ряд профессий, без которых кареты не повернут. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электрики, экспедиторы и т.д. Их обязанности четко описаны в должностных инструкциях.

    Кому подходит

    На железной дороге могут работать люди, достигшие совершеннолетия и имеющие хорошее здоровье. Некоторые профессии (например, машинист поезда) чисто мужские, потому что эта работа слишком трудна для женщин. При этом обслуживающий персонал в основном женщины, так как обладают необходимыми для такой работы качествами: упорством, вниманием, пунктуальностью.

    Учитывая необходимость обеспечения бесперебойного функционирования обширной и разветвленной железнодорожной сети, очень часто от сотрудников всех уровней требуется:

    • физическое здоровье,
    • психологическая устойчивость,
    • ответственность, надежность и трудолюбие,
    • готовность к работе посменно,
    • общительность,
    • умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
    • бдительность и скрупулезность в работе,
    • хорошая координация движений.

    И, конечно же, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.

    Заработная плата

    Уровень заработной платы железнодорожника зависит от состава выполняемых обязанностей, уровня ответственности и квалификации. Конечно, простой путешественник после школы зарабатывает меньше, чем менеджер или инженер с высшим образованием. Однако система распределения доходов на железной дороге в целом ясна и справедлива.

    Кондуктор зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий — 30-40 тысяч рублей, а опытный водитель может получить более 80 тысяч рублей. Также есть ряд бонусов и бонусов. У всех сотрудников РЖД есть достойный соцпакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электропоездах). Работники некоторых профессий могут выйти на пенсию раньше.

    Как построить карьеру

    Вариантов выравнивания железнодорожной системы России много. Для этого сотрудник должен повышать квалификацию, выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свою карьеру в кабине экипажа или в депо.

    Перспективы

    Сегодня железная дорога не имеет конкуренции в перевозках грузов по суше. Это самая стабильная и продвинутая система, способная работать в любых условиях. Чтобы гарантировать эффективность и обслуживание пассажиров, постоянно требуется квалифицированный персонал.