Преподавание основ военной службы в школах, спортзалах, гимназиях регулируется общим приказом Министра образования и науки и Министра обороны Российской Федерации. Способом реализации данного направления учебного процесса является военная профориентация (ВПО). Рассмотрим его основные задачи и цели, принципы, методы и разнообразие форм для студентов, а также особенности проведения для военнослужащих.

Цели и задачи

Студенты собирают автомат Калашникова

Прежде чем обозначить круг задач и задач военной профориентации, целесообразно конкретизировать это понятие. ВПО — это системная работа преподавателей, психологов и даже педагогических кадров военных учебных заведений, которая помогает мальчикам и девочкам осознанно выбрать военно-учетную специальность (ВУС) и подготовиться к ее дальнейшему освоению.

Что подразумевается под военно-профессиональной ориентацией молодежи в целом? Это процесс развития у студентов навыков, позволяющих полностью осознать самоопределение на военной службе. Эти навыки основаны на сравнении требований военной должности со способностями человека. Другая цель — предоставить возможности для непрерывного профессионального развития и помочь человеку самореализоваться в оборонной промышленности.

Для достижения своих целей преподаватели курсов ОБЖ и преподаватели основ военной службы должны решать задачи содержательного и организационного характера. Первые выглядят так:

Бизнес-решение
Проанализируйте свой текущий уровень мотивации Определите причины поведения, интересы и способности, а также степень доступности к службе каждого ученика.
Развивать мотивацию и строить ценностные и моральные основы самоопределения студентов в сфере защиты Воспользуйтесь средствами воспитания в военно-профессиональной сфере и патриотического воспитания.
Повышение внутренней доступности для обслуживания Дать знания по основным понятиям, специальностям и должностям (названиям). Занимайтесь военным спортом. Предоставлять возможности для получения опыта работы в соответствующей гражданской военной профессии.
Информировать о взаимосвязи ВУС и профессий со сферами гражданской активности Используйте формы военного образования и консультации.
Помочь студенту определить для себя конкретную цель военно-профессиональной направленности (сформировать готовность к призыву, освоить ВУС, желание поступить в военное учебное заведение или хотя бы на военную кафедру вуза, заниматься в военном спорте) Полностью примените необходимые методы и формы HPE.
Определять способы преодоления трудностей на пути к достижению выбранной цели, искать альтернативные варианты Используйте психодиагностику, средства массовой информации, консультации и пропаганду.
Помогает сделать первые шаги к достижению цели в военно-профессиональной сфере Сотрудничаем с военкоматами, центрами профориентации молодежи Минтруда РФ. Оказывайте поддержку и совет студентам.

Организационные задачи:

  • Взаимодействуйте с представителями воинских частей, военно-учебных заведений.
  • Сотрудничайте с учителями-предметниками для разработки и проведения мероприятий, чтобы познакомить учащихся с разнообразием VUS.
  • Модернизировать материально-техническую базу, обновить методы, средства и формы военно-профессиональной ориентации молодежи. Они должны быть востребованы и соответствовать духу времени.
  • Создайте все условия, чтобы подростки могли увидеть и даже почувствовать особенности военной службы.
  • Регулярно подавать в военкоматы информационный пакет с информацией о проделанной работе по ознакомлению студентов с основными понятиями военной службы, а также список тех, кто должен быть поставлен на учет в первую очередь. Все это необходимо для оптимизации распределения будущих призывников по боевому вооружению ВС РФ и различных воинских формирований.

Этапы ВПО

Правильное планирование и реализация деятельности HPE должны иметь поэтапную структуру. Что это значит? Прежде чем приступить к решению этих задач, необходимо грамотно разделить всю серию работ на четкие последовательные этапы. В целом они представляют собой полноценный непрерывный процесс подготовки студента к осознанному выбору профессии в армии.

Анализ имеющейся сегодня теоретической информации и практического опыта преподавателей позволяет выделить 4 основных этапа ВПО для молодежи. Разделение основано на возрастных характеристиках учеников и соответствующем им круге задач. Рассмотрим каждый этап отдельно.

Подготовительный

Первый этап HPE должен начаться в детском саду и продолжаться в 1–4 классах среднего учебного заведения. В этот период необходимо изучить личность ребенка и обратить внимание на развитие у него потребности в обучении, заниматься общественно-полезным трудом. Кроме того, педагог должен работать над формированием у учеников трудолюбия, дисциплины и ответственности, укреплением их здоровья и коррекцией поведения. Их рекомендуется в понятной форме донести до основных сведений о произведении в целом, рассказать о значении его разновидностей для каждого человека в частности и для всего общества. Среди других профессий обязательно подчеркивать важность военной службы. При подаче информации необходимо учитывать возрастные особенности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, и самых младших школьников.

Формирующий

Второй этап HPE охватывает средние оценки (с 5-го по 9-е). В этот период классный руководитель изучает индивидуально-психологические качества учеников, определяет их темперамент, черты характера, умения и увлечения. Параллельно педагог должен работать над формированием своих основных личностных качеств. Профессиональное образование для учеников 11-15 лет предполагает более детальное знание различных видов деятельности, в частности классификации VUS и иерархии оценок. В этом возрасте они вполне способны усвоить специфику требований, предъявляемых к человеку профессиями различных сфер.

HPE в 5-9 классах — это не просто пассивная передача информации от учителя к ученику. Он предполагает активную деятельность самих учеников. Классный руководитель должен привлекать их к самостоятельному поиску информации о профессиях в области обороны страны, а также к применению полученных знаний на практике. Например, вы можете пригласить подростков принять участие в военно-патриотической игре «Зарница», на уроке истории — попробовать себя в роли полководца, испытать себя во внеклассных мероприятиях, посвященных Дню Победы.

Базовый

Третий этап ВПО поступает в 10-11 классы общеобразовательного учреждения. За это время студенты заканчивают среднее образование и готовятся к принятию окончательного решения о своей будущей профессии, а также к призыву на военную службу. Классный руководитель совместно с военкоматом завершает изучение личности молодых выпускников, уточняет, кто из них хочет построить карьеру в сфере обороны страны, советует с чего ее начать и дает полезные советы (как лучше всего подготовиться к повседневной военной жизни).

На этом этапе рекомендуется проводить индивидуальные профессиональные консультации и воспитательную работу. Основная задача — углубление знаний учащихся о военных профессиях, требованиях, которые необходимо выполнить, формирование у старшеклассников интереса и желания сделать выбор в пользу военной деятельности. Классный руководитель также должен помочь тем, кто желает заранее подготовиться к дальнейшей учебе в военном училище или призывнике.

Закрепляющий

Четвертый этап HPE включает выяснение существующих намерений мальчика или девочки. Проходит в военном вузе сразу после поступления (на экзаменах), а также в процессе адаптации — в течение нескольких месяцев.

Профессиональная ориентация в этот период предполагает окончательную формулировку идей, разработанных для каждого кандидата на обучение по выбранному вузу и профессии, формирование адекватной склонности к учебе и дальнейшей службе. Мероприятия проводят высшее руководство университета, специалисты по профессиональному отбору, преподаватели, командиры частей и представители воинских частей.

ВПО – часть курса ОБЖ

Школьный курс «Основы безопасности жизни» для 10 и 11 классов (сокращенно называется ОБЖ) содержит раздел «Основы военной службы». В процессе последовательного ознакомления с его тематикой студенты изучают:

  • организация и структура Вооруженных Сил РФ;
  • род войск и виды Вооруженных Сил, их назначение и история происхождения;
  • другие воинские формирования, их обязанности и состав;
  • нюансы подготовки к военной службе;
  • чем отличается срочная черновая услуга от договора;
  • обязательные навыки солдата: владение техникой и оружием;
  • профессиональные, личностные и психологические качества гражданина, необходимые для военной деятельности;
  • как получить звание офицера.

В процессе проведения занятий по данному разделу педагог должен акцентировать внимание подростков на многообразии военных профессий, на особенностях работы их представителей. Рекомендуется поработать со студентами, чтобы выявить и отметить сходство между военной и гражданской деятельностью. Кроме того, важно ознакомить старшеклассников с воинскими званиями, иерархией и званиями, а также подчеркнуть, что в вооруженных силах можно сделать карьеру не менее блестящую, чем в гражданской жизни».

Принципы

Военная карьерная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений должна основываться на следующих принципах:

  • Сознание. Понять совместимость индивидуальных способностей и черт характера ученика с требованиями конкретной военной профессии. Вы можете проверить это в ходе занятия, которое будет максимально приближено к нему.
  • Свобода выбора. Необходимо стремиться к формированию у студента стойкого выраженного интереса к военным профессиям. При этом недопустимо агрессивное навязывание. Подросток должен сам решать свое будущее.
  • Последовательность. Профориентационная работа должна быть комплексной, последовательной и оптимально сочетать в себе различные подходы, методы, средства и формы.
  • Динамизм. Успешное решение проблем HPE требует четкого шага с обязательным учетом студенческого возраста. Осуществление военно-профессиональной ориентации следует особенно активизировать в те периоды, когда происходит интенсивное развитие важных для службы личностных качеств.
  • Индивидуальный подход. Психолого-педагогическое воздействие должно соответствовать особенностям характера и развитию каждого ученика. Тогда это принесет положительный результат и достигнет поставленной цели.

Направления

Военная профориентация студентов включает 3 основных направления:

  • образование;
  • сообщить;
  • консалтинг.

Обучение осуществляется путем введения студентов в ВУС, а также на воинские должности и звания. Преследуемая цель — сформировать у них представление о видах деятельности в области обороны, пробудить к ним интерес и желание стать военнослужащими.

Обучение состоит из 3 основных компонентов:

  • Информация. Предполагает теоретические знания студентов по ВУС и смежным гражданским профессиям, разновидностям военной работы, специфике подготовки и требованиям к личностным качествам человека. Кроме того, старшеклассники должны получить современные знания о возможностях физического и духовного развития во время службы в армии.
  • Агитация. Необходимо пробудить в студентах желание овладеть необходимыми военными специальностями. Его основная задача — воздействовать на умы юношей и девушек таким образом, чтобы они были заинтересованы в военной службе, выражали желание изучить ее основы, положительно относились к представителям разных воинских званий (от солдата до генерал-полковника), и вы хотите учиться в военном учебном заведении.
  • Пропаганда. Он проводится в виде свидетельства полученных студентами знаний с точки зрения патриотического воспитания, объяснения того, почему защита Отечества — долг каждого взрослого гражданина, в чем честь служить в вооруженных силах. Учитель должен четко донести до старшеклассников жизненную необходимость личного участия в судьбе Отечества, внести весомый вклад в неприкосновенность ее границ и заботу о безопасности близких. Кроме того, с помощью инструментов пропаганды можно эффективно делиться знаниями о методах и содержании HPE с коллегами, учителями из других учебных заведений и родителями, обобщать и внедрять лучший опыт работы со школьниками. Результат успешной пропаганды — сформировавшееся осознанное желание поступить на службу, выбор военной специальности и стремление доминировать над ней.

Информация дает студентам необходимую информацию о военных вузах России, требованиях к личным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в армии. Использование этого адреса может помочь старшекласснику в выборе военного университета для поступления. Его главная задача — сформировать положительное отношение к обучению в военном вузе, он выразил мотивацию к приобретению необходимых знаний и навыков для выбранной военной профессии.

В совете обязательно должны быть учтены личные особенности каждого обучающегося, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки, а также требования, которые предъявляются к человеку разными видами военной деятельности. Его основная цель — определить карьерную ориентацию старшеклассника и осторожно проконсультировать его по одной или нескольким военным специальностям и вузу, в который предпочтительнее поступать.

Формы

В занятиях ВПО для студентов заложены элементы военно-патриотического воспитания. С их помощью формируется чувство лояльности к своей Родине, воля к выполнению своего гражданского долга и прописанным Конституцией обязанностям по защите Родины.

При выборе средств военной профориентации школьников особое внимание целесообразно уделять формам игры, видеоинформации, курсам обучения, соревнованиям, экскурсиям в воинские части и военные вузы, формированию военно-профессиональных кружков. Конечно, вы можете применить любой другой формат бизнеса. Главное, чтобы они были интересны молодежи и учитывали возрастные особенности студентов.

Военно-патриотические и военно-спортивные игры

Среди наиболее популярных форм среди учащихся средних учебных заведений можно выделить военно-спортивные и военно-патриотические игры. «Гренадер года» пользуется большой популярностью у воспитанников Суворовского военного училища. Вполне возможно адаптировать его для учащихся обычных общеобразовательных учреждений. Игра состоит из нескольких этапов и включает в себя целый ряд соревнований на скорость, силу, ловкость, меткость, артистичность, умение излагать мысли на бумаге, владение хореографическим искусством, знание истории и военных терминов. Финал проходит в образе лучших суворовцев, демонстрирующих свое мастерство на сцене. Компетентные члены жюри выбирают победителей в каждой возрастной категории. Мальчики гордятся почетным званием «Гренадер года», которым победители награждаются на протяжении всего года.

Отдельно стоит сказать о военно-тактических играх. Они могут проводиться в формате турнира между классными параллелями и учебными заведениями. Студенческие команды приглашаются к соревнованиям друг с другом по страйкболу и лазертагу. Готовясь к игровым сражениям, подростки должны объяснять правила, обучать основам тактики и говорить об оружии. Очень полезно проводить дополнительные уроки военно-медицинской подготовки: показывать, как оказывать первую помощь при травмах, накладывать повязки и шины. Кстати, в России есть Федерация военно-тактических игр. Было бы очень приятно получить поддержку ваших представителей.

Ребят, которые изъявили желание заниматься спортом, но еще не определились с его внешностью, желательно познакомить с биатлоном. Спортивно-патриотический клуб «Архангел Михаил» занимается популяризацией практической стрельбы и обучением стрелков. Здесь есть полноценный универсальный спортивно-стрелковый комплекс (тренажерные залы, тир, музей, развитая инфраструктура и открытые площадки). Здесь проходят региональные соревнования по биатлону. Этот клуб расположен в Екатеринбурге.

Военно-спортивные соревнования «Кадетские игры», проводимые среди воспитанников довузовских военных учебных заведений, могут быть изменены с учетом потребностей учащихся общеобразовательных учреждений. Соревнование состоит из 5 этапов: салют, смотр строевой подготовки и песня «Тренировочная тренировка», соревнования практического мастерства «Кадетский натиск», военно-спортивные игры «Суворовский марш» и интеллектуальное соревнование «Эрудита».  

Исследовательская и поисковая работа

Не менее эффективной формой считается исследовательская работа с военно-исторической точки зрения. В качестве наглядного примера мы снова приводим Суворовити. Несколько лет назад они приняли участие во Всероссийской конференции «Наследники Суворова: от первых кадетов до наших дней». Он был посвящен 285-летию появления в России первого кадетского корпуса. Год назад прошла очередная конференция общероссийского формата «Выпускники кадетского корпуса — георгиевские кавалеры». Он готовился к 250-летию учреждения ордена Святого Георгия. Классный руководитель и учитель истории должны следить за проведением лекций по военной истории в регионе и по всей России и предлагать участие старшеклассникам, мотивируя их оценками по предмету. Можно и даже нужно проводить подобные мероприятия в школе, например, ко Дню Победы или к дате освобождения населенного пункта от немецко-фашистских захватчиков.

Альтернативный вариант исследовательской и исследовательской деятельности студентов — участие в социальных проектах. Одним из самых популярных сегодня считается «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Это собрание материалов о родственниках военных лет (в основном письма и фотографии). В школе можно сделать Книгу памяти и поместить в нее биографии и фотографии родственников учеников, которые приблизились к Победе над фашизмом во время Второй мировой войны.

Методы

Качественная и эффективная реализация мероприятий ВПО предполагает использование преподавателем следующих методик:

  • обучение подростков и старшеклассников базовым концепциям, положительным суждениям, убеждениям и оценкам, связанным с военно-профессиональной сферой (урок и рассказ, дебаты и беседы, демонстрация фильмов и видео, прослушивание аудиозаписей, исследование и изучение независимой информации, наглядные пособия и т д);
  • организовать познавательную и практическую работу студентов (домашние задания и задания, упражнения по обработке, развитие навыков, моделирование ситуаций);
  • стимулировать появление желания поступить на службу (конкурсы и конкурсы, военно-патриотические игры, поощрения);
  • мониторинг эффективности военно-профессионального образования (проверка и оценка знаний, навыков и умений, приобретенных военно-профессиональным направлением).

повышение эффективности этих методов еще возможно при нехватке учебных часов и выделенных материальных ресурсов. Как именно? Укрепление корысти, моральной готовности преодолевать трудности, возникающие во время службы в армии. Самая удачная срабатывающая техника, мощный стимул и мотиватор — это встреча с теми, кто уже проходит военную службу и доволен ею, а также с реальными участниками боевых действий. Взаимодействовать с ними можно сразу по нескольким направлениям: проводить совместные экскурсии и «уроки мужества», классные часы, военно-спортивные соревнования и игры, праздничные концерты.

ВПО для военнослужащих

Военная карьерная ориентация военнослужащих — одно из наиболее перспективных направлений укрепления кадрового резерва Вооруженных Сил Российской Федерации. Необходимо привлекать к службе тех людей, которые разделяют его идеи и идеалы, исповедуют единые ценности, имеют стойкую мотивацию в выборе профессии и направления развития, связывают свое будущее с военной деятельностью, сознательно принимают ее условия и соглашаются удовлетворить все требования.

ВПО — один из обязательных компонентов предпрофессиональной (общеобразовательного профиля) и профессиональной подготовки военнослужащего. На каждом этапе (начиная с выбора военной специальности и заканчивая завершением военной карьеры) предусматривается решение различных задач. В целом его можно охарактеризовать как систему педагогической работы, проводимой российскими вооруженными силами в интересах лица, заключившего с ними контракт. Он состоит из обучения, воспитания и личностного развития, помощи в обоснованном выборе (или отказе — и такое бывает) конкретной военной профессии, поддержки в самоопределении и на первых шагах при исполнении служебных обязанностей.

Цели

Главный ресурс личного потенциала ВС РФ — призывники. Их адаптировали к условиям службы, освоили азы военной специальности, ознакомили с требованиями и ценностями коллектива, его иерархией. У таких людей есть возможность более осознанно и разумно подойти к выбору военной профессии, которой они будут заниматься в будущем.

Основная цель военной службы призывников — создать для них условия, в которых они смогут принять окончательное и четко аргументированное решение о дальнейшей службе, подписав контракт с ВС России, а также обеспечить им максимально комфортный въезд в профессию.

Содержание

Система военной службы по призыву представляет собой комбинацию следующих компонентов:

  • задача;
  • существенный;
  • организационная;
  • процессуальный;
  • субъективный;
  • поставка;
  • эффективный и оценочный.

Целевая составляющая учитывает взаимные интересы ВС РФ и самих военных. Речь идет об удовлетворении потребностей армии в увеличении ее кадрового потенциала за счет привлечения военнослужащих по контракту с сильной мотивацией к профессиональной военной деятельности. С другой стороны, каждый военный должен получить своевременную квалифицированную помощь в самоопределении.

Существенная составляющая — это ценный военно-профессиональный и общественный опыт, который после отбора, структурирования и надлежащего планирования служил призывникам. Он состоит из множества знаний, представлений, идей, ценностей, технологий, навыков, способностей и общения. Их успешное развитие способствует развитию в военно-профессиональной сфере.

Организационная составляющая предполагает набор некоторых форм военно-политической работы с призывниками, которые могут быть использованы для их ВПО. К основным относятся учебные занятия для военнослужащих, отдельные модули профессиональной ориентации в области боевой подготовки, информация и консультации, агитация и пропаганда, общение и индивидуальная воспитательная работа.

Субъективная составляющая напрямую касается тех, кто участвует в военно-профессиональной ориентации военнослужащих. Он содержит список требований к их уровню подготовки, педагогическим навыкам и личным качествам.

Процедурная составляющая состоит из отслеживания и фиксации психологических изменений военнослужащего в профессиональном направлении, а также своевременного реагирования на них. Это достигается через этап и последовательность HPE: вы всегда должны начинать с адаптации, затем переходить непосредственно к ориентации и выбору типа деятельности, чтобы закончить поддержкой.

Составляющая — одна из важнейших, без нее все остальные невозможны. Это набор ресурсов, необходимых для реализации HPE: личных, материальных, информационных, методических и временных.

Компонент служебной аттестации — это определение результата HPE призывника с использованием инструментов для его оценки. Успехом и достижением поставленных целей считается принятие военнослужащим окончательного мотивированного решения о заключении контракта на дальнейшую службу и соответствующий выбор будущей профессии.

Подытожим

ВПО студентов и военнослужащих является частью государственной системы психологической поддержки и профориентации граждан. Это очень важно с военно-экономической точки зрения, так как способствует более эффективному использованию финансовых, материальных и человеческих ресурсов в армии. Это повышает качество кадрового резерва армии и снижает затраты на обучение и дальнейшее улучшение. Результат успешного ВПО — высокая военно-профессиональная мотивация студента и военнослужащего, их умение осознанно выбирать вид военной деятельности, грамотное сопоставление индивидуальных возможностей с требованиями, которые предъявляют к человеку некоторые военные специальности и должности. Cегодня.