Дети редко употребляют слово «вопрос». Только в старших классах, услышав, что есть какие-то обязательные профессии, мы улавливаем на память это экстравагантное слово, но не всегда пытаемся понять его правильно. Что это? Кто-то путает это с популярностью, кто-то — с престижем, кто-то считает, что все современные способы честного заработка явно востребованы. А житель маленького городка все еще боится, потому что ему кажется, что там, где он живет, мало профессий нужно, но все эти профессии, по его мнению, безусловно, востребованы в Москве и Санкт-Петербурге.
Согласно современным исследованиям рынка труда, востребованными считаются квалифицированные менеджеры по продажам, логисты, банковские ИТ-специалисты, программисты, ведущие инженеры проектов, конструкторы, проектировщики, авиатехники, инженеры оборонной электроники, руководители производства, линейные рабочие и токари. То есть быстро устраиваются на работу.
Но если какой-то хак каким-то образом научился чему-то из этого списка, можем ли мы назвать это необходимым?
Нет.
Следовательно, стоит остановиться на вопросе квалификации.
Никто никому не нужен?
Отсутствие спроса возможно как реальное, так и вполне мифическое. «Никто никому ничего не должен», «Каждый сам за себя» — с помощью таких идей современные люди набрасываются друг на друга, изолируя себя от прошлого, когда границы личности легко нарушались. А если повторять это слишком часто, покажется, что на рынке труда ни в одной компании не нужны профессионалы. Например, никому никто не нужен! Опасное состояние ума, потому что оно создает веру в наличие препятствий там, где на самом деле их не существует.
Эту «правду» любят люди, которых не заметили при активном поиске работы и достоверно не знают, какие профессии востребованы на рынке труда, а какие нет. У них определенно есть похожий опыт выбора вуза и направления обучения: даже раньше они не видели всех возможных вариантов, в которых они могли бы учиться с удовольствием.
И первое, что ограничивало бедных товарищей на пути призвания, были сложные школьные предметы. Почему-то никак не записывается уравнение реакции, а значит, пропадают способности, для поступления на которые необходимо сдать химию. Железная логика! И я бы бросился искать кого-нибудь, кто объяснит непонятный момент или попытаться во всем разобраться сам — сложилась бы привычка преодолевать препятствия… А упорные люди востребованы на рынке труда, поверьте!
Предпринимательский подход
Человечеству нужны еда и информация, домашний уют и красота вещей, яркие улицы и зеленые леса, быстрые решения проблем и новые поводы для радости. Это огромное поле возможностей, и некоторые из ваших изобретений могут стать ответом на один из этих запросов.
Конечно, в мире много всего уже изобретено и сделано. Причем все, что сделано, уже достаточно разнообразно, уже в изобилии. Однако всегда найдутся суетливые люди, которых это не устроит, кому это не понравится, кто подарит что-то новое, для которых еще никто не сделал то, о чем они мечтали бы. И вот вы со своими идеями! И ваша идея помочь себе и людям каким-то оригинальным способом может превратиться в бизнес-план, потому что то, что вы хотите сделать для себя, наверняка захочет купить кто-то другой.
Так что подумайте: что бы вы хотели сделать для себя и своих друзей, для района или для всего города, или — еще лучше! — для любой группы людей, объединенных общими интересами? Вы узнаете, какой бизнес можно запросить и кто его потребители. Неважно, задумывался ли кто-то о том, чтобы разместить такую вакансию, но задумывался ли он о том, сколько таких постов и насколько востребована соответствующая профессия.
Представьте себе, что не все, что не было сделано, учли и просчитывали исследователи кадрового рынка, и что не все новые продукты или интересные проекты претендуют на то, чтобы сделать всех счастливыми и стать универсальными. Но если внимательно присмотреться к линейке новинок, предлагаемых 21 веком, то вы найдете в ней не только «банальные» айфоны и Instagram, но и социальные сети для безпроблемного изучения иностранного языка, саундтреки к беговым и туристическим программам для людей-сов. Что ж, необычный бизнес самим фактом своего существования пробудит ваше предпринимательское воображение и заставит поверить в то, что востребованность профессии — не такая уж проблема.
А если собрать нужную команду для реализации вашего проекта сложно, то вы сами начнете определять, какие сотрудники потребуются, а какие нет. Многие не прилагают усилий, чтобы работать вместе с друзьями, потому что они могут считать не всех верных и хороших друзей необходимыми профессионалами для своей команды. Они годами ищут того, кто им нужен! И при таком повороте осознания феномена спроса никто не ограничивается названиями предполагаемых востребованных профессий: на этом этапе люди готовы подробно перечислить те конкретные навыки, которые необходимы настоящему специалисту.
В дебрях сомнений
Однако отсутствие адекватной инфраструктуры вокруг вполне компетентного профессионала действительно может стать препятствием для его самореализации, даже если на его работу есть спрос в обществе. А потом выясняется, что вроде бы он очень востребован, но не очень.
И наставнические, и лечебные услуги востребованы, но трудно говорить об истинном спросе на эту профессию на диком рынке.
И наоборот: не каждый, кто официально зарегистрирован на рабочем месте, на 100% востребован как квалифицированный рабочий. Например, учитель техникума в маленьком городке — правильный человек, у него есть ученики, они не останутся без работы; или биолог в научно-исследовательском институте — проводит исследования, чтобы помочь человечеству преодолеть серьезную болезнь. Однако зарплаты обоих специалистов могут не отражать важности миссии, которую они выполняют.
Если в провинциальном городе вводятся интересные управленческие решения, достойные национальной славы, то не факт, что информацию об этом будут запрашивать центральные СМИ: расстояния в России большие. И результат исследований, проведенных в столицах, не будет востребован во внутренних районах, если он просто не дойдет до них. При этом работа идет полным ходом и там, и там.
Вопрос в количестве непостоянных: пишущие машинки, на которых многие думали, что они строили свою карьеру три десятилетия назад, больше не встречаются в офисах. А большинство старших актеров, которые когда-то давно блистали в роли юных героев, давно не зачислены в распределение ролей.
Судить о вопросе бывает очень сложно. Возьмем, к примеру, психологию. У населения достаточно психологических проблем, но культура обращения к психологам только начинает формироваться, людям сложно выбрать качественного специалиста, многие ни к кому не обращаются, молча страдая. В то же время есть психологи. Есть еще университеты с психологическими факультетами, учиться не хочу. К тому же те, кто едут туда массово, не всегда уверены, что психология — это их призвание. Так востребованы ли психологи? Вау, как это запутано!
В идеале стопроцентный спрос на профессию означал бы, что работодатель готов платить своему квалифицированному представителю достойную официальную зарплату (или сам сотрудник может без особых проблем проявить себя как предприниматель), что у профессионала есть клиенты, что потенциальные клиенты могут познакомиться с ним и отнестись к этой информации конструктивно и уважительно. Уважение — важная составляющая востребованности.
По-настоящему востребованная работа уважается теми, кто ею занимается, теми, кто ее оплачивает, и теми, кто ее знает.
Если этого уважения все же недостаточно, решите для себя при выборе профессии, готовы ли вы не только выполнять свои прямые обязанности на многие годы вперед, но и постепенно исправлять ситуацию с имиджем профессии как таковой шаг за шагом.
А когда профессия престижная, хорошо оплачиваемая и вообще славная, а работодатели выстраиваются в очередь за такими специалистами, все это не повод выбирать ее, если она вам не нравится. Востребованность профессии сама по себе не является критерием выбора: такое занятие быстро надоест — несмотря ни на что!
Лучше прислушайся к своему сердцу.
Конкуренция
Чрезмерная конкуренция по определению также сводит на нет спрос, близкий к идеалу для профессии. Поскольку вы узнали, что конкуренция за место в университете высока, а дешевых мест довольно много, приготовьтесь стать лучшим в своей области — конкуренты не дремлют! Однако не нужно нервничать — просто развивайте свой профессионализм.
было отмечено, что исследователи рынка труда не очень часто публикуют исследования в областях, в которых наблюдается самая высокая конкуренция между профессионалами (хотя они уже много лет трубят о перепроизводстве юристов и экономистов). Почему это происходит?
Дело в том, что перепроизводство специалистов само по себе не ведет к усилению конкуренции со стороны сверстников за конкретную работу. Однако там, где наблюдается избыток кадров, менеджеры по персоналу получают много резюме на вакансию. Но это воспринимается не как «30 человек на должность», а как «один кандидат идеален, другой почти идеален, остальные 28 неуместны». Причем идеальность определяется не в целом, а применительно к потребностям конкретной компании. В другую компанию, скорее всего, обратится тот, кто занял второе место, или даже кто-то из «толпы», если он, конечно, настоящий профессионал.
гораздо печальнее, когда большинство кандидатов на вакансию просто плохо подготовлены, так как они как-то учились в вузе. Но в этом случае можно говорить об их невостребованности — или правильнее сказать о непрофессионализме?
Но если «почти идеальный» сам скрещивает руки и жалуется на судьбу, он должен считать себя невостребованным. А если он не сдается и не получает желаемое, значит, это необходимо.
Используя ту же модель, по которой ведет себя успешный и востребованный профессионал, вы можете выстроить собственное поведение в контексте исследования. Так что не сдавайся!