Во все времена люди живут в домах, едят мясо, пьют молоко, носят одежду, рожают детей, лечат болезни и путешествуют из города в город. Но рынок труда меняется каждые несколько лет. Вы можете убедиться в этом сами: одни специальности уступают место славе другим.
На протяжении нескольких столетий выбор профессии производился на разных философских основаниях. Теперь вы можете не соглашаться с ними. Но желательно осознать, что они были. За что? Это обогатит вашу личность.
Вы считаете, что…
…получите профессиональные навыки, которые никуда от вас не денутся
Тогда выучите язык Древнего Рима! Для латинского profiteor означает: я объявляю свое дело (Professio). Вы хозяин — и в таком собственническом мышлении правы.
Если вы ничего подобного не говорили, а просто думали, чем заняться в жизни, то вам ближе английское занятие: род занятий, род занятий. Вы сами позаботитесь о чем-то бездействующем?
любопытно, что во французском языке, где впервые появилось слово «оккупация», оно означало не только занятие, но и занятие.
Оказывается, постепенно люди позволили профессиям выбирать их… В языках мира есть много слов, связанных с работой: испанский trabajo, итальянский arte, французский ouvrage, немецкий Arbeit, английский работа, работа и задача, шведский yrke, zawud польский, сербо-хорватское zanimanje, церковнославянская техника из Византии… Хорошо, что пришло: труд и труд в Древней Руси ассоциировались с рабским послушанием и мытарствами, увы.
Но только латинское Professio и образованные от него слова в разных языках обозначают официально указанное занятие. Сейчас вы делаете важный выбор, не зря он официальный. И древняя латынь — хоть и мертвый язык — ярко это подчеркивает.
…вы практик, а в вузе много лишней теории
Практикующий всегда надеется, что его или ее необычный опыт привлечет внимание других и заполнит пробел, образованный неслыханными уроками. Напрасная надежда. Как вы думаете, на пятом или шестом году Французской революции кого-нибудь волновали нюансы здравоохранения — между столкновением пятидесяти гильотин и новой злостной повседневной жизнью? Было. Открыты школы здоровья — для культурной и конкурентной борьбы с целителями. И если где-то изучали только все, все симптомы, а где-то — только фундаментальную классификацию болезней от самых общих до частных, то, поверьте, недостатки и непоследовательность такого образования были отмечены.
Так что не все из них были гильотинированы. Профессиональная комиссия просто не допустила кого-то к специалистам.
…при выборе профессии важен будущий социальный статус
Теперь рассмотрим возможность, выбрав профессию, высоко взлететь на так называемом лифте социальной мобильности, как признак социального прогресса и почти универсальный закон. С неизвестной стартовой площадки: войдите в неопределенный средний или высший класс. Более того, классовое мышление уступило место размышлениям об интернационализме и глобализме, то есть мышлению в широком смысле.
Поднимитесь на социальный лифт просто: быстрее и наверх, механически набирая очки, понимая все новые и новые стороны профессии — думая вовсе не о карьерном росте во всем его разнообразии, а об огромности мирового пространства, разнообразии Планета земля. Тогда подумайте об Индии: это интересно. Есть миллиардер Лакшми Миттал, есть прогресс, есть филиалы западных компаний, но нет лифта!
В мире сейчас в моде понятие корпоративного духа. В Индии это трактовалось по старинке: каста. Если на Западе в бизнес стекаются самые разные люди; Если у европейской или американской компании есть сформулированная миссия — она утверждается, потому что все собрались вместе, чтобы работать, и на этой основе каждый раз воссоздается и подготавливается корпоративный дух .. тогда в Индии корпоративный дух присутствует здесь с древних времен.
Были варны, с появлением новых специализаций они стали делиться на касты, и на смену только четырем древним варнам пришла система из сотен и тысяч каст. А касты и профессии в этой стране были неразрывно связаны. Внутри каст соблюдалась солидарность: взаимопомощь деньгами, регулирование профессиональной деятельности… Каста, как корпорация, поддерживала своих членов, помогала найти работу и получала положенную плату. Я чувствую корпоративный дух.
Древние египтяне не пугали мир варнами и кастами — и в конце концов, они даже не изобретали велосипед и не повторяли профессии своих отцов: один из папирусов перечисляет 25 поколений строителей из одной семьи. Разве это не единая рабочая тетрадь?
Сыновья византийских ремесленников первого тысячелетия взяли на себя обязательство следовать ремеслам своих отцов. Но принадлежность к средневековой европейской мастерской — во втором тысячелетии — не была наследственной. Вообще в средние века обычай наследовать торговлю варьировался от страны к стране, но в уме было ясно написано: торговля подобна вотчине. Порядок есть порядок.
Современное стремление России сломать традицию династии рабочего класса, вероятно, связано с тем, что в советские времена, поколение за поколением, семьи занимались своим делом, но не своим: они работали на одном государственном предприятии. Так что необходимость создания собственного и нового бизнеса понятна. А в Чувашии, наоборот, в моде рабочие династии. В республике даже есть их собрание. С точки зрения социального лифта, это вообще не лифт. Это компания, компания профессионалов-единомышленников. И лифт имеет ограниченную вместимость.
…нужно стать инженером. Вы не любите гуманитариев
Поэтому хорошо, что вы живете не в 15 веке. В то время вам было бы недостаточно «инженерных мозгов». Все, кто тогда строил автомобили — а количество оборудования росло — были также промышленными дизайнерами, как мы бы сказали сегодня. Кроме того, он создавал и создавал здания, мосты, вагоны, мельницы, зная все, от архитектуры до ремесел. Уважаемый за структуру магазина. И . он считался художником.
Только через сто лет подразделение вышло из строя, инженеры и художники разделились.
И это часто случалось. Например, в Древнем Египте географию преподавали в сочетании с геометрией, чтобы ученики могли научиться рисовать план местности.
Будет ли ваша профессия связана с новыми технологиями? Хороший повод полностью забыть историю! Однако помните: машинистки-секретарши в конце 19 века также были связаны с новой технологией в то время. И для них это ничего не значило, кроме гуманитарной революции: эмансипации, последствия которой до сих пор ощутимы.
…надо поступить в институт, чтобы не служить в армии
В средние века рыцарство и ученость ценились одинаково, как борьба за высшую цель жизни. С той разницей, что кавалерия считалась более эстетичной. Может, в армии, как и положено, есть что-то рыцарское, а в высшей школе — что-то познавательное?
Или совсем ничего — и нет силы, к которой можно было бы стремиться со всем миром?
…труд — он и есть труд. И к этому нечего добавить
Там есть. Христиане в средние века определили 7 значений работы!
…ваша будущая профессия — «вспомогательная»
Нравиться? Да, обычно. Важному архитектору, вспомогательная профессия — скромному инженеру-строителю, маркетологу — менеджер по маркетингу, заместителю директора — направляющий секретарь, композитору — аранжировщик, программисту — программист, дизайнеру — дизайнер макета, директору — тусклому, капитану океанского лайнера — пусть и выпускнику, но все же руководителю. Угадайте, кого из «партнеров» чаще всего осыпают похвалами и на кого льются все шишки? Такая исполнительная «тень» часто бывает у творческих и известных людей. «Тень» работает не меньше. Ему нужна отличная квалификация.
Перенесемся в средневековье, когда царил аристократический невидимый взор. Глаза аристократа могли видеть только то, что считалось значимым. Заметили благородного героя, но не того, кто выковал его меч. Меч должен был появиться загадочно.
Создатели и гениальные умы с самого начала переняли у аристократов способность быть режиссерами-композиторами и другими великими артистами и реализовывать свои навыки. Люди «вспомогательных» профессий снимали шапку невидимости со своей личности только при приобретении профессии. Как средневековые граждане.
Это коллеги.
Сейчас, благодаря развитию межнациональных и межклассовых связей, по-прежнему становится привычным видеть и различать самых разных людей. И по сравнению с той далекой эпохой и даже в рамках небольшого сегмента современности мы немного лучше понимаем, что есть не только герои и звезды, что все мы разные и интересные. Согласно этой логике, «вспомогательные» профессии однажды должны будут выйти из несправедливой тени.
…сначала вы освоите одну профессию, а потом совсем другую
Это не то, чему учил Мартин Лютер! Однако, если вы полны решимости стать успешным человеком, профессиональный рост для вас так же важен, как и для Лютера (15-16 вв.).
Этот идеолог протестантизма носил с собой понятие призвания. Он заявил о своем призвании не так робко и сомнительно, как мы (здесь, мол, я выбрал институт .. Мне кажется, нравится .. но мы не знаем, призвание ли это). Это было высокое слово! Выполнить свое мирское призвание трудиться — выше этой задачи не было задачи в нравственной жизни человека.
Родители Лютера хотели, чтобы их сын стал юристом. Если вы начнете строго изучать профессию, вы потеряете связь с другими профессиональными возможностями. Лучше всего Лютер знал юриспруденцию и монашество. Возможно, поэтому на ранних этапах своего еретического путешествия он не видел причин разъяснять перед Богом, какое профессиональное призвание смертный ведет в своей скоротечной жизни. Потом он стал шире общаться с людьми, узнал людей и их действия. Лютер согласился бы с русской пословицей «Каждый сверчок знает твою шестерку». Он начал выступать против изменений в профессии.
Возникает вопрос: следует ли считать истинными протестантами тех формальных западных приверженцев этой религии, которые, как и многие современные люди, принимают во внимание возможность переквалификации и резких профессиональных поворотов?
И наблюдение: ведь очевидно, что для развития и роста личности мы должны изучать идею призвания так же внимательно, как протестанты!
Но конфуцианцы поддержали идею обучения на протяжении всей жизни… Какой бы точки зрения вы ни придерживались в отношении обучения и выбора профессии, вы обязательно найдете защитника в том или ином историческом уголке.
…быть вам экономистом или юристом, маркетологом или стоматологом
Хм… «Сформируйте мне этого медведя», как сказал Лев Толстой. Что ж, перейдем к нашему главному руководству по изучению позапрошлого века — к школьной программе классической русской литературы. Некоторые его персонажи ближе к экономике (Онегин, Чичиков, Штольц). Кто-то имеет право (Обломов, Раскольников, Порфирий Петрович, Болконский). Кто-то — военное дело (Петруша Гринев, Печорин и сам Болконский), кто-то — естественные науки (Базаров, чеховские врачи). И самое близкое к ним, конечно же, их душа.
Илья Ильич, король ленивых, имеет приятный вид на работу. Он «продолжал готовиться к лагерю, к роли — в первую очередь, конечно, на службе, что и было целью его приезда в Санкт-Петербург. Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из работы и скуки — это были ее синонимы; другой — из мира и мирного веселья. Он был настолько проникнут семейным принципом, что будущая служба казалась ему чем-то вроде семейного дела, как, например, ленивое занесение в дневник доходов и расходов, как это делал его отец. Он считал, что местные чиновники дружелюбны друг к другу, дружная семья, внимательная к взаимному миру и удовольствию, что посещение общественных мест ни в коем случае не является обязательной привычкой, которую нужно соблюдать каждый день, и что слякоть, жара, или просто несогласие всегда будет служить законным и достаточным оправданием для отказа от вступления в должность. Она представляла его вторым отцом, который дышит этим, что касается бизнеса, а не бизнеса, достаточно часто, чтобы вознаграждать своих подчиненных и заботиться не только об их потребностях, но и об их удовольствиях. Илья Ильич подумал, что начальник настолько влезает в положение своего подчиненного, что внимательно его расспросит: каково ему спать по ночам, почему глаза тускнеют, а голова болит?»
Обломов — красивый герой, но знает свою будущую профессию не больше его! — вы не хотите повторять его судьбу. Предлагаем вам изящно встать с воображаемого дивана и отправиться в читательское исследование. Конечно, вы не привыкли уделять много внимания профессии героя, и очень часто невозможно собрать информацию из очерков о литературных персонажах, о том, чем именно они занимались, где работали. Но все это на самом деле есть в книгах. Ищите, читайте. Уловите нюансы. В то же время вы лучше узнаете содержание.
Исторический факт: до тринадцатого века в России было 40 профессий, в шестнадцатом — 237. А сколько в девятнадцатом! Прекратите говорить об экономистах и юристах.
…профессию выбирают наобум
«Любая мелочь может стать главным занятием вашей жизни» — эти слова «Вредного совета» Григория Остера, таким образом, не покажутся вам странными. Но много-много-много персонажей самых разных эпох — казалось бы.
За простыми словами этих поэтических строк скрываются настоящие философские категории: смысл жизни и действия. Из философов только ленивый не задумывался о смысле жизни.
Платон и Аристотель тоже думали о душе.
С душой вы можете понять то, что просто есть — поэтому вы работаете и пытаетесь сделать так, чтобы это было хорошо для вашей души.
Душу можно представить иначе: как протяженный процесс. Рост. Опера. Стали. Разработка. Работа. И — дело жизни. «Душа обязана работать», — просто и точно сказал поэт Борис Пастернак, не столь ироничный, как Остер. Его бы не смутил перевод. — то есть по профессии — русский вопрос «Кто ты?», а не потому, что этот писатель был, среди прочего, переводчиком. Но потому что я думал, что это то же самое.
А когда в Европе возникли города, горожане-буржуа считали: выбирая профессию, вы выбираете образ себя. Вот типичный производитель тканей, а вот типичный часовщик. Один живет и думает как фабрикант тканей, другой как часовщик. Дворяне не понимали их: поклонники, скорее, своей древней семьи, чести и праздности, чем работы, они не считали профессию такой формирующей и скульптурной для личности. Но потом часы на городской башне начали отмечать границы рабочего дня пекарей, и те, кто привык слышать звук мессы, возможно, что-то поняли.
Более того. Отождествляемые с работой, кого чувствовали ремесленники вне ее? Нет, и они не могли останавливаться на достигнутом.
Узнаваемый? Да, хотя обывательский подход чище, чем современная адаптация живого «я» к рыночным идеалам профессии.
Страшная идея. Идеи о будущем приносят ему противоядие.
…будете работать круглые сутки
Футурист Элвин Тоффлер предсказал в 1980-х, что в наши 2000-е концепция работы станет анахронизмом. Продукт прошлой индустрии революция. По его словам, теперь работа будет считаться как обычным повседневным бизнесом, так и неоплачиваемой деятельностью ради себя, семьи и общества. А вокруг умножения профессий, благодаря специализациям, будут созданы самые разные субкультуры. Ученый догадался?
Фактически, они начали много говорить о так называемом образе жизни и в отношении работы. Но в модных категориях это выглядит так: сделай карьеру, сделай все, чтобы свободное время совместить с глянцевым имиджем. Или — стать дауншифтером, врагом корпораций и посвятившим себя жизни свободного художника (стиль тоже прописан в этом случае).
Что, если вы все-таки попытаетесь верить ученому? Как выглядит неискаженное изображение?
Для карьеристки в ней нет напряжения, а для дауншифтера нет вражды. В центре внимания личность и его профессиональная специализация. Вокруг — единомышленники и коллеги. Работа — это отпуск. Интересно работать. Также для отдыха. Сочетание работы и отдыха хорошо организовано и продумано. Если хорошо подумать и правильно выбрать профессию, все получится. Как сказал мудрый Фалес, а вслед за ним повторил Платон, ты сам знаешь. Вот мудрость. Просто Тоффлер его непонятно переосмыслил.
…положено трудиться на совесть
Есть ли у тебя совесть? Вы добьетесь успеха. Сознательные люди, особенно русские старообрядцы, добились известных и выдающихся профессиональных достижений. В основном в производстве. Фарфор Кузнецова, разноплановый бизнес Рябушинского, издательство Солдатенкова, судостроение Сироткина — эти и другие примеры имели место благодаря добросовестному труду людей. А когда совести не хватило, на помощь пришла старообрядческая среда: семейное воспитание в ней понималось как передача опыта ведения бизнеса. Подростковый бунт был почти невозможен: вы не боитесь своих родителей, вы не стесняетесь вспоминания своих умерших предков — так что идите в церковь и смотрите на своих братьев и сестер с верой в их глазах. В старообрядческих церквях не было случайных людей, полу верующих, «посетителей», а длительная изоляция общины способствовала чистоте рядов верующих.
…у вас тонкая кожа, а хотите работать с людьми
Устойчивость к стрессу важна для коммуникативных профессий. Уязвимость — это противопоказание. Это выглядело бы так.
Однако уязвимые не должны отчаиваться, а должны думать о своих экзотических «коллегах»: шаманах. Раненые шаманы.
Профессия шамана в Туве, Эвенкии и Якутии появилась давно и не исчезла до сих пор. Никто не станет спорить, что это работа не только с мирами и духами, но и с клиентами — людьми. Нервные люди предрасположены к шаманизму. Именно они могут впадать в состояние ритуала (экстаза) и общаться с духами из разных миров. Нужна сила, чтобы прыгать с бубном на морозе — и нервные шаманы, обращаясь к своей профессии, исцеляются…
В этих рамках мы узнаем, если присмотреться, очень распространенную причину решения наших проблем за счет профессии. Следовательно, психологи иногда пытаются понять самих себя. Работаем с сектором недвижимости — чтобы не потерять хорошую квартиру. И т.п. Все это, конечно, хорошо, но зачем продолжать работать, когда проблема уже решена? По привычке? Но это твоя единственная жизнь. По крайней мере, выздоровевший шаман все еще имеет возможность общаться с духами — а вы?
Или ваш выбор правильный, и вам придется прожить свою профессиональную жизнь на очень высокой ноте. Заботьтесь о своем здоровье, постарайтесь стать более уравновешенным, укрепите свою личность с помощью хобби, чтобы не быть потрясенным.
…за вашу профессию вам будут все должны
Хороший. Продолжайте подчеркивать особую важность вашего пути в общество. Вы можете добиться успеха — вы должны выбрать интересную профессию!
Во многих странах и много раз попрошайничество считалось профессией (не путать с бедностью). У них были гильдии (братство хромых и братство слепых), специализация (прием пищи и получение денег). Они научились «бить по жалости»: нищие, которые молятся, нищие, которые рассказывают и декламируют истории, просят и просят. В 15 веке в Аугсбурге, Германия, нищие преувеличивали. Как профессионалы они оказались настолько убедительными, что даже уплатили налоги — ведь их подозревали в зарабатывании денег.
Чему эта история учит тех, кто выполняет полезную работу? Не стоит его перегружать или недооценивать. Вы должны знать себя и свою профессию.
Пойти на госслужбу? Это тенденция. Сейчас они охотнее становятся чиновниками, чем раньше. Бывает — из корыстных побуждений. Между тем амбициозный «эгоистичный» Наполеон мечтал о группе чиновников, которая служила только общественным интересам. …
…ваша интеллигентная профессия вас плохо обеспечит
Вы вспоминаете Раскольникова и Разумихина, которые жили уроками, что нисколько не уменьшает беспокойства.
Однако даже в древнем мире количество интеллектуальной деятельности увеличивалось. Кто там был: врачи, плановики, поэты, трагики и комедианты, философы, историки, ораторы, учителя… Попав в машину времени в древности, Раскольников и Разумихин заметили бы, что среди таких любителей постепенно все больше становится «простых граждан». «. И заметим это даже у профессионалов. Следовательно, уже тогда могла возникнуть проблема стабильного дохода интеллигенции. И теперь на вашей стороне не только обвиняемый Раскольников, но и мощное старинное лобби.
Например, софисты, платные учителя мудрости. Не Сократ, а полученные деньги.
Но как только общество увлечется высокодуховными принципами, материальное благополучие создателя окажется под угрозой.
В средние века, если вы одновременно поэт и не учитель, то вы жалок как дурак. Положение спас Возрождение.
А в советское время были села с писательскими дачами. Но — ценой потери творческой свободы.
Это нормально. Вы умные люди, выходите. В Петербурге по данным на 1900 г в основном преобладали люди свободных профессий, так что это возможно.
Несколько слов не о материальном, а о моральной поддержке. На первый взгляд, среди интеллигентных профессий есть, на первый взгляд, «лишние», непродуктивные, и, кто бы что-то ни говорил, это удручает… Темп работы, по мнению современных исследователей, приравнивает продуктивные профессии к профессиям в где результат не так отчетливо виден. Ритм работы — это ритм, а ритм — это радость. Найдите профессию с идеальным для себя ритмом и будете работать как танцор. Смотрите танец в повседневной жизни! Немного жестокости не повредит интеллектуалу.
…ваша профессия непопулярна, но это вас не пугает
И это правильно. Перспективные новые профессии отделились от старых с появлением новых знакомств, о которых поначалу вообще не афишировали.
А если дело не новое?
Например, кому-то не нравится физическая работа, и если это часть вашей работы, этот человек смотрит на вас искоса. Да, такую работу в древности презирали, однако ценили оздоровительные и спортивные упражнения. И даже тогда техническое творчество было наказано. Высшие силы. Вы слышали, что случилось с Прометеем, который поджег человечество? Его приковали к камню, и орел клюнул ему в печень. Икар пролетел слишком высоко над северо-восточным Критом — он не зря упал за борт.
Есть понятие маргинальности. Это символическая сторона главной дороги, что-то второстепенное, кто-то едет. По разным оценкам, список маргинальных профессий теперь включает философию, политологию, социологию, психологию, культурологию, историю, регионоведение, журналистику, религиоведение, социальную работу, экономику и социологию труда, государственное и муниципальное управление, менеджмент в сфере труда социальная сфера — а также юриспруденция и связи с общественностью!
А в начале 1990-х инженеры-строители попали в этот список.
В средние века из-за табу на кровь профессии мясника, палача, хирурга, цирюльника и солдата считались нечистыми. Из-за табу на грязь участники дискуссии, химчистки и повара не пользовались большим уважением. Религиозное желание отказаться от материала, как бы изгнать торговцев из храма поддерживало табу на деньги и заставляло общество ненавидеть, с одной стороны, купцов, ростовщиков, а с другой — почти всех некоммерческих организаций, то есть наемников. Не важно. Только убедитесь в своем профессионализме.