Устный экзамен пользуется неоднозначной репутацией среди студентов. Одни боятся его до дрожи в коленях, несмотря на то, что ориентируются в предмете, как рыба в воде, другие не сдаются, с первых минут у них есть учитель, и даже с небольшими знаниями они получают хорошая оценка. В чем секрет?

Как проходят устные экзамены

Студент отвечает учителю на экзамен

По форме устный экзамен представляет собой опрос ранее известных вопросов. Обычно он проводится группами, реже полным потоком, но в зал приглашают 5-7 человек. Каждый ученик вытаскивает карточку и готовит короткий ответ (на черновике можно делать пометки, они не проверяются) — на это дается 20-30 минут. Среди первых пяти (шести / семи) «пионеров» тот, кто прошел подготовку раньше всех, первым проходит собеседование с экзаменатором. С этого момента начинается самое интересное.

Диалог с педагогом сразу раскрывает истинную глубину знания материала. Учитель редко ждет, пока ученик даст исчерпывающий ответ. Обычно экзаменатор задает вопросы для разъяснения, дает комментарии. По реакции ученика легко понять, скопировал ли он ответ, лепетал текст из заученного учебника без реального понимания предмета или просто что-то пропустил, не считая нужным говорить о каких-то деталях.

Если студент пытается ответить, даже если сначала он немного растерялся, экзаменатор задает наводящие вопросы. Не воспринимайте их как попытку «утонуть». Скорее всего, учитель всячески пытается помочь, видя перед собой толкового собеседника, ведь для него экзамен — рутинная обязанность, что заставляет его нервничать из-за большого количества учеников, которые не хотят учиться что угодно и пришел только за один голос! Намного приятнее иметь дело с человеком, который ориентируется в материале, но что-то не понимает. А если сам ученик (с яркими глазами!) Задаст уточняющие вопросы, возможно, разговор перейдет на новый уровень. Любому учителю польстит внимание к его предмету и он с радостью все объяснит — ведь «разговор профессионалов» намного интереснее, чем «забивать» знания в безрассудную голову.

Но если, пытаясь «достать» правильный ответ, сидящее напротив существо, названное в честь осужденного студента, молчит, скрестив рукопожатие, профессор просто должен отказаться от такого скучного аналога как можно скорее.

Это только самые поверхностные аспекты устного экзамена. Чтобы изменение произошло на ура, необходимо учитывать все составляющие успеха.

Как сдать хорошо

Говорят, что экзамен (и прежде всего устный) — это 40% знаний, 30% удачи и 30% актерского мастерства.

Подготовка

Первое правило, которое следует усвоить, — вам не нужно заучивать синопсис, его стоит выучить. Чаще всего именно зубрежка приводит к плохим оценкам на устных экзаменах. «Судороги» не задумываясь, отмахиваются от сложных и корявых формулировок из учебников. Но как только скучающий учитель прерывает их поспешный монолог содержательным вопросом, они теряются, начинают искать ответ в своих заметках и в конце концов теряются. Кроме того, запихивание «путеводной» информации только в кратковременную память, а то, что было сохранено несколько дней назад во время экзамена, полностью «исчезнет» из головы.

Поэтому, чтобы хорошо сдать устный экзамен, прекратите зубрежку и задействуйте все возможности своего мозга в процессе подготовки. В этом помогут следующие приемы:

  • Начните готовиться пораньше. Память работает по своим законам, и требуется некоторое время, чтобы приобретенные знания закрепились в ней.
  • Не закидывайте всю информацию сразу в голову. Разделите материал по дням, оставшимся до экзамена, и научите его дозировке.
  • Обновите в памяти то, через что вы уже прошли, с помощью метода отзыва. Изучите материал, прочтите синопсис или книгу и попытайтесь понять, о чем идет речь. И так — несколько раз в день.
  • Упростите тему для лучшего понимания. Подумайте, как объяснить пятилетнему ребенку все, что вы прочитали.
  • Произнесите вслух ответы на билеты перед зеркалом. Или исследуйте друг друга — это поможет не только понять информацию, но и выработать тактику поведения перед экзаменатором.
  • Пишите шпаргалки, даже если вы не собираетесь жульничать при подготовке к написанию, это улучшит запоминание материала.

Не стоит зубрить, даже если вы только вчера узнали, что на следующем экзамене вам придется устно отвечать на вопросы учителя. Прочтите весь синопсис и постарайтесь выделить из материала главное. Желательно не ночью: мозг никогда не согласится восстановиться в то время, когда он должен отдыхать. Лучше всего выспаться и утром со свежим умом вспомнить (или придумать), на что отвечать на экзамене.

Моральный настрой

Устный экзамен — это, конечно, стресс. Но если вы хорошо подготовились к этому — вы проверили свой мозг и положили все необходимые факты, числа, формулы и классификации на полки и из соображений безопасности — даже в ваших карманах, пора прогонять y навязчивой тревоге и успокаивает нервы.

Оптимистичное хорошее настроение — залог того, что вы правильно построите диалог с экзаменатором и обязательно найдете с ним общий язык. Поэтому встаньте перед зеркалом, улыбнитесь себе и миру, расправьте плечи и спокойно и уверенно дышите воздухом — я не зря так вас подготовил. Слушайте легкую музыку или мурлычите под свою любимую мелодию.

Обязательно завтракайте — утверждение, что те, кто хочет учиться, знать и жаждать прорыва, в корне неверно. Громкое урчание из глубины живота не способствует интеллектуальному разговору о кайфе. Поэтому завтракайте легким, но калорийным, желательно с продуктами, богатыми белком. Порадуйте свой мозг горсткой орехов и плиткой шоколада. А вот алкоголь перед обследованием категорически противопоказан: под его воздействием отключается область мозга, отвечающая за память. Вместо этого выпейте чашку кофе.

Внешний вид

Удобная одежда поможет снять стресс. Он не обязательно должен быть полностью новым, иначе вместо того, чтобы думать о билете, вы будете где-то надавливать или тереться. Лучше идти на экзамен в обычных делах. Но не забывайте, что профессора, как и все люди, оценивают студентов по первому впечатлению. Так что послушайте несколько проверенных уловок:

  • Если вы хотите выглядеть умнее, оденьтесь как искушенный ботаник для устного экзамена. Уложите волосы соответствующим образом, наденьте классическую рубашку и одолжите очки у кого-нибудь без диоптрий. Поскольку вы кажетесь умнее, другой человек будет воспринимать вас так же. Возможно, он также простит некоторые неточности в ответе или не будет задавать сложные вопросы.
  • Считается, что яркий макияж не привлекает внимания экзаменатора. Если учитель — мужчина, может быть как раз наоборот. Кроме того, в отличие от бледнолицых одноклассников, девочки с яркими красками не плачут, когда они получают дьявола.
  • Броская одежда экзаменаторов и обилие дорогих украшений обычно раздражают. А вот необычные аксессуары из бисера, как правило, вызывают живой интерес вне зависимости от пола учителя. Если вы являетесь обладательницей вышитых бисером бус или брошек, смело используйте их (но только в сочетании с формальной одеждой!). Возможно, дальнейшие вопросы будут о символике ваших украшений или технологии нанизывания бусин.

Так успокойся? Пора переходить к альма-матер. Не забывайте следить за погодой за окном. Солнце светит? На экзамене вас ждут успехи. Идёт дождь и бушует буря? Приготовьтесь к небывалой удаче.

На экзамене

Чтобы успокоить азарт и почувствовать себя немного комфортнее, приходите к публике пораньше. Теперь вам нужно решить, когда лучше всего идти на экзамен. В педагогической среде бытует мнение, что сильные идут впереди. Однако быть первопроходцем не всегда рационально. Это не позволяет «пощупать» настроение экзаменатора, узнать, какие вопросы он задает и как относится к читерам.

Также не стоит долго задерживаться перед дверью. Если слишком много счастливчиков пройдет мимо вас, может сработать знаменитый в студенческой среде парадокс под названием «дай пять». Так что не упускайте момент. Наилучшие шансы сдать устный экзамен имеют те, кто придерживается золотой середины или отвечает последним в пятерке «умнейших».

Если в ваших знаниях много серьезных пробелов, ответьте одним из последних. Уставший учитель не захочет слушать долгие дискуссии, и вы легко получите свой C. А чтобы не томиться от многочасового ожидания у дверей, вы заканчиваете свои билеты, на которые не хватало времени.

Войдя в класс, поприветствуйте учителя, немного застенчиво улыбнитесь ему и смело возьмите первую понравившуюся карточку. Сядьте за стол и подождите, пока возбуждение утихнет. Теперь внимательно прочтите вопросы и начните отвечать на тот, который вам лучше всего известен, в письменной форме — так вы, наконец, успокоитесь и получите время, чтобы вспомнить все остальное. Запишите все свои мысли по вопросам, указанным на карточке, или кратко изложите ключевые понятия, даты, определения или названия, нарисуйте графики, которые понадобятся при устном ответе. Не расстраивайтесь, если вы чего-то не знаете. Возможно, позже он вспомнит что-нибудь из смежных дисциплин. Держите уши открытыми — слушайте, какие вопросы учитель задает другим ученикам и на что они отвечают. Проанализируйте услышанную информацию и сделайте собственные выводы, пусть и не совсем правильные — в дальнейшем экзаменатор будет воспринимать вас как мыслящего ученика.

К тому моменту, когда все мысли изливаются на бумагу, ваша самооценка должна быть стопроцентной. Если вы все еще чувствуете себя немного неуверенно, выберите подходящее время для посещения экзаменатора. Не следите за отличниками — после них удивить учителя довольно сложно. Прыгайте перед бормотанием-троечником — на заднем плане можно засиять во всей красе. Мысленно внушите себе «я все знаю» и отправляйтесь на слушание к профессору.

Общение с преподавателем

Когда вы окажетесь один на один с экзаменатором, не нервничайте и не расстраивайтесь. Доверие должно исходить от вас. Сядьте прямо — не разваливайтесь и не скрещивайте руки и ноги, лучше слегка наклониться вперед в сторону учителя или попытаться «отзеркалить» его позу. Смотрите чуть выше его уровня глаз (прямой взгляд всегда считается проблемой), периодически отворачивайте глаза в сторону.

Не делайте таких заявлений, как «можно мне начать со второго вопроса?», Просто начните с ответа, в котором вы больше всего уверены. Не возитесь с ошейником, не морщите письменный лист для ответов и не играйте с ручкой — все это указывает на неуверенность и может негативно повлиять на оценку.

Даже не будьте слишком уверены в себе. Официально учитель умнее вас, особенно если он доктор наук. Не спорь с ним, а скорее соглашайся: выглядеть вот так, ты именно это и имел в виду. Например, забеспокоились, забыли… Корона на вас не упадет, но вы заработаете дополнительное очко.

Начните выражать свои мысли тихим голосом. Не проглатывайте концовки: плохая дикция сведет на нет все ваши знания, потому что учитель просто не поймет, что вы говорите. Подчеркивайте важные высказывания интонацией. Используйте умеренные жесты: это указывает на ваш интерес к теме разговора. Сделайте перерыв, задайте риторические вопросы и ответьте себе. Держите нить ответа в своей голове. Получив дополнительный вопрос, постарайтесь говорить быстро, много, красиво и желательно по теме. Лучше избегать пауз, чтобы не спровоцировать новые вопросы.

Старшеклассникам часто советуют не выкладывать сразу все знания на карточке: когда вы пишете подготовку, вы записываете все для себя полностью, но когда вы отвечаете устно, вы пропускаете пару важных моментов, заставляя экзаменатора спрашивать уточняющие вопросы.

Учитель сам обнаружит ваше «упущение» и разъяснит вам эти моменты. Создается впечатление, что он задает дополнительные вопросы. Когда вы сразу ответите, экзаменатор будет приятно удивлен вашими знаниями и, возможно, не станет в них вникать. Но если вы говорите неуверенно, лучше не прибегать к таким уловкам, иначе ваши знания покажутся слишком поверхностными и профессор не сочтет нужным что-либо уточнять.

Однако, если вам задали вопрос, на который вы не можете ответить наверняка, или у вас есть несколько вариантов ответа, говорите медленно наугад и наблюдайте за выражением лица и реакцией учителя. Если в его взгляде есть сомнение или он отрицательно качает головой, быстро набросайте еще один заранее подготовленный ответ, скорее всего, он будет правильным. Как вариант, повторите заданный вопрос и сделайте вид, что думаете об этом. Дайте понять, что ответ на языке, но нет возможности выразить его словами. Когда учитель предлагает «правильные» слова, быстро включайте их в свою речь.

Когда вы не можете сформулировать даже примерные варианты ответа, честно признайтесь, что когда вы готовились, вы не понимали, почему это так, иначе это так, и обязательно дайте хотя бы отрывки мыслей, с которыми профессор поймет, что какое-то «кольцо» Вы слышали в этой теме. Он с радостью объяснит ситуацию думающему ученику. И вы пытаетесь добавить свои дополнения к его объяснениям — чтобы не казалось, что учитель ответил за вас. Заставьте его думать, что вы все берете на лету.

Конечно, все вышеперечисленные «уловки» работают только для тех, кто успел зарекомендовать себя как хороший ученик. А для этого общение с преподавателем должно было начаться задолго до занятия. Как показывает многолетний опыт студентов, чтобы успешно сдать устный экзамен, необходимо проявить весь интерес к теме, которую нужно преодолеть — задавать вопросы в классе или в перерывах, представлять свои идеи в лаборатории, на учебных курсах и семинарах, то есть работать и претендовать на то, чтобы «заглядывать в глаза» учителю на весь семестр. Такое усердие обязательно будет вознаграждено на экзамене.