Семинар — популярный формат прохождения практики в высших учебных заведениях мира. Впервые ученые Древней Греции начали использовать эту форму обсуждения проблем в области геометрии, математики и философии. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и даже сегодня семинары активно используются как в академическом сообществе, так и в университетах, которые готовят инженеров, гуманистов или научно-педагогических практиков.
Семинар: определение и суть
Объектом рассмотрения на уроке может быть:
- вводное занятие;
- отношения;
- аннотация;
- отчеты об исследованиях.
Тема семинара и список вопросов сообщаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных экспериментах), предоставляются участникам для предварительного ознакомления, поэтому подготовка студентов к предстоящему диспуту является обязательной — преподаватель на уроке становится лишь координатором беседы.
Основные цели каждого семинара — научить студентов работать с разнообразной академической и профессиональной информацией и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научного полемики.
Виды семинаров в вузе
В современной российской системе высшего образования используются три категории семинаров:
- просеминары — обычно проводятся на первом курсе, с целью ознакомления студентов с методологией самостоятельного исследования тематической информации и техникой работы с первоисточниками, для развития навыков написания и обсуждения отчетов и тезисов; на них углубляются центральные темы изучаемой дисциплины;
- семинары — вводятся в учебный процесс со второго-третьего курса; в классе ученики совмещают выслушивание сообщений одноклассников с собственными оценочными выступлениями, участвуют в дискуссии; предметом обсуждения являются вопросы, важные для качественной профессиональной подготовки;
- специальные семинары — старт на старших курсах; это настоящая школа мысли и коллективного творчества молодых исследователей, занимающихся разработкой научной проблемы; они часто обсуждают связанные темы, которые не входят в основную учебную программу, и в качестве докладчиков приглашаются великие профессионалы.
Как проходят
Есть много других форм семинаров:
- полемика, дискуссия (проблемный семинар) — учитываются и отстаиваются разные точки зрения;
- комментированное чтение первоисточников — развивает умение оценивать различные гипотезы, а также видеть в текстах (научных или художественных) фрагменты, требующие пояснений;
- научно-практическая конференция — обычно проводится для подведения итогов изучения всего курса дисциплины;
- круглый стол — студенты встречаются с учеными, общественными деятелями, представителями власти, чтобы получить важную информацию из первых уст, научиться анализировать, обсуждать и убеждать;
- ситуационный анализ — анализ возможных обстоятельств, которые могут сложиться в будущем в профессиональной деятельности;
- мастер-классы — обычно проводятся старшеклассниками для обмена опытом и знаниями, полученными в ходе изучения определенных дисциплин;
- семинар вопросов и ответов — аналог собеседования;
- исследование — это разновидность акробатики: ученики заранее индивидуально готовятся к обсуждению одной или нескольких связанных проблем, а поиск ответа на поставленные учителем вопросы осуществляется с помощью технологий мозгового штурма.
Конкретная форма стажировки зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовки группы.
Стандартный семинар-урок построен по традиционной схеме:
Как готовиться
При этом учителя заранее информируют учеников, в каком формате будет проходить урок, и рассказывают им, как именно они ожидают получить ответы на заданные вопросы: в виде реферата, презентации, обзора, отчета, отчета и т.д.о. Следовательно, направление подготовки должно адаптироваться к заданным рамкам.
Порядок подготовки к семинару:
- ознакомление с темой;
- чтение методических рекомендаций;
- поиск информации (даже если тексты сообщений, которые будут обсуждаться, были предоставлены заранее, промолчать на семинаре не удастся: необходимо аргументированно высказаться за или против предложенных идей, тезисов, теорий);
- напишите краткое резюме или отчет, на который уйдет около 5-7 минут;
- формулировка вопросов, возникающих при изучении материала и требующих обсуждения с преподавателем.
Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы из авторитетных Интернет-источников.
Семинары — это не просто способ отслеживать прогресс; такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вуза и формируют постоянный интерес к исследовательской деятельности. Еще одно большое преимущество: на практике вы осваиваете методологию научной работы, приобретаете навыки ведения аргументированной дискуссии.