Семинар — популярный формат прохождения практики в высших учебных заведениях мира. Впервые ученые Древней Греции начали использовать эту форму обсуждения проблем в области геометрии, математики и философии. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и даже сегодня семинары активно используются как в академическом сообществе, так и в университетах, которые готовят инженеров, гуманистов или научно-педагогических практиков.

Семинар: определение и суть

Семинария

Семинар — это форма интерактивного группового обучения в университетах, в котором студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, которые имеют решающее значение для профессионального обучения, или наиболее сложные для понимания теоретические вопросы.

Объектом рассмотрения на уроке может быть:

  • вводное занятие;
  • отношения;
  • аннотация;
  • отчеты об исследованиях.

Тема семинара и список вопросов сообщаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных экспериментах), предоставляются участникам для предварительного ознакомления, поэтому подготовка студентов к предстоящему диспуту является обязательной — преподаватель на уроке становится лишь координатором беседы.

Основные цели каждого семинара — научить студентов работать с разнообразной академической и профессиональной информацией и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научного полемики.

Виды семинаров в вузе

В современной российской системе высшего образования используются три категории семинаров:

  • просеминары — обычно проводятся на первом курсе, с целью ознакомления студентов с методологией самостоятельного исследования тематической информации и техникой работы с первоисточниками, для развития навыков написания и обсуждения отчетов и тезисов; на них углубляются центральные темы изучаемой дисциплины;
  • семинары — вводятся в учебный процесс со второго-третьего курса; в классе ученики совмещают выслушивание сообщений одноклассников с собственными оценочными выступлениями, участвуют в дискуссии; предметом обсуждения являются вопросы, важные для качественной профессиональной подготовки;
  • специальные семинары — старт на старших курсах; это настоящая школа мысли и коллективного творчества молодых исследователей, занимающихся разработкой научной проблемы; они часто обсуждают связанные темы, которые не входят в основную учебную программу, и в качестве докладчиков приглашаются великие профессионалы.

Как проходят

Есть много других форм семинаров:

  • Семинарыполемика, дискуссия (проблемный семинар) — учитываются и отстаиваются разные точки зрения;
  • комментированное чтение первоисточников — развивает умение оценивать различные гипотезы, а также видеть в текстах (научных или художественных) фрагменты, требующие пояснений;
  • научно-практическая конференция — обычно проводится для подведения итогов изучения всего курса дисциплины;
  • круглый стол — студенты встречаются с учеными, общественными деятелями, представителями власти, чтобы получить важную информацию из первых уст, научиться анализировать, обсуждать и убеждать;
  • ситуационный анализ — анализ возможных обстоятельств, которые могут сложиться в будущем в профессиональной деятельности;
  • мастер-классы — обычно проводятся старшеклассниками для обмена опытом и знаниями, полученными в ходе изучения определенных дисциплин;
  • семинар вопросов и ответов — аналог собеседования;
  • исследование — это разновидность акробатики: ученики заранее индивидуально готовятся к обсуждению одной или нескольких связанных проблем, а поиск ответа на поставленные учителем вопросы осуществляется с помощью технологий мозгового штурма.

Конкретная форма стажировки зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовки группы.

Стандартный семинар-урок построен по традиционной схеме:

  • Введение — на этом этапе преподаватель (по желанию: студент-спикер) намечает направление обсуждения, определяет цели и задачи семинара.
  • Основная часть — сообщения читаются и обсуждаются.
  • Заключение: педагог подводит итоги, разъясняет сложные моменты темы, формулирует общие выводы.
  • Как готовиться

    При этом учителя заранее информируют учеников, в каком формате будет проходить урок, и рассказывают им, как именно они ожидают получить ответы на заданные вопросы: в виде реферата, презентации, обзора, отчета, отчета и т.д.о. Следовательно, направление подготовки должно адаптироваться к заданным рамкам.

    Подготовка к семинаруПорядок подготовки к семинару:

    • ознакомление с темой;
    • чтение методических рекомендаций;
    • поиск информации (даже если тексты сообщений, которые будут обсуждаться, были предоставлены заранее, промолчать на семинаре не удастся: необходимо аргументированно высказаться за или против предложенных идей, тезисов, теорий);
    • напишите краткое резюме или отчет, на который уйдет около 5-7 минут;
    • формулировка вопросов, возникающих при изучении материала и требующих обсуждения с преподавателем.

    Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы из авторитетных Интернет-источников.

    Семинары — это не просто способ отслеживать прогресс; такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вуза и формируют постоянный интерес к исследовательской деятельности. Еще одно большое преимущество: на практике вы осваиваете методологию научной работы, приобретаете навыки ведения аргументированной дискуссии.