Обязательно ли учитель «брать аспиранта»?

Ненужный. Любой выпускник — это дополнительная нагрузка для учителя. Он решает, брать ли ему научное руководство, ориентируясь на количество часов своих уроков, упражнений и других лекций, на время, отведенное на обязательную работу с методической литературой. Также учитывается, занимается ли преподаватель научно-исследовательской деятельностью на кафедре. Если он преподает только лекции, он не сможет предоставить студенту материал, необходимый для написания практической части диплома.

можно ли пропустить год или несколько лет и не взять на себя научное лидерство?

возможно, если нагрузка по преподавательской и другой работе на кафедре достаточна для занимаемой должности.

Может ли учитель выбирать аспирантов (т.е может ли учитель отказать студенту, если выпускник хочет написать диплом под его руководством)?

Возможно, если учитель увидит, что тема явно завышена для ученика. Например, для освоения предмета диплома потребуется провести серию кропотливых механических экспериментов, требующих предельного внимания и усидчивости. Но потенциальный руководитель прекрасно знает, что ученик на его занятиях более пяти минут не мог сосредоточиться на выполнении какого-либо задания, он все бросил пополам. К тому же он только появлялся в лаборатории и практиковался пару раз за семестр и, более того, всегда брал предмет в последний момент. Тогда, конечно же, учитель откажет ученику в написании диплома под его руководством. Никто не хочет проблем.

Как кафедра составляет и утверждает перечень тем диссертации?

Проводится собрание кафедры, на котором исследователи и преподаватели предлагают перечень тем. Они не взяты с потолка, но согласуются с исследовательским циклом, проводимым кафедрой. Список выслушивается, темы адаптируются в рамках допустимых показаний к защите именно на данном факультете, а затем предлагаются студентам на выбор.

Приходится ли вам часто менять утвержденную тему в процессе работы?

Корректировка темы возможна, но нежелательна. В глобальном масштабе темы меняются редко, и для этого есть веские причины. Вы можете изменить слово, перефразировать тему, если в процессе работы студент понял, что, например, он не столько «исследует», сколько «разрабатывает» проблему.

В чем разница между дипломными и специальными диссертациями? И есть ли принципиальные отличия между FQP специалиста и магистерской диссертацией?

Степень бакалавра — это упрощенный вариант степени специалиста. Основная задача бакалавра — приобрести навыки работы с тем или иным материалом (и это касается не только технических специальностей). То есть большая часть FQP бакалавра — это качественный анализ литературы, и эксперименты проводятся на его основе (как правило, по проверенным методикам). Хотелось бы, чтобы бакалавриат привнесла что-то новое в мировую науку, но прикладные знания — это главное в бакалавриате.

FQP специалиста и диссертации, на мой взгляд, похожи. При подготовке специалистов большое внимание уделяется теоретической подготовке. Магистр должен принимать активное участие в жизни мирового научного сообщества — посещать конференции, писать статьи, подавать тезисы. Мастер покидает университет не только со знаниями. Он должен уметь анализировать, принимать решения, обсуждать и на основе результатов научных споров выдвигать правильные и обоснованные теории. Таким образом, задача научного руководителя — привить эти навыки студенту в течение двух лет обучения в магистратуре.

Если студент пишет диссертацию, продолжая исследование, начатое во время написания курсовых работ, сколько материала из предыдущих курсовых работ можно использовать в FQP?

Большинство работ, написанных самим студентом, могут быть использованы в FQP, поскольку автор продолжает свои исследования, так что речь не идет о плагиате.

Что больше всего нравится учителям: приверженность студента однажды выбранной теме и ее развитие в курсах, а затем в диссертации, или ежегодная смена тем?

сложно говорить за всех учителей, но я предпочитаю, когда тема развивается и ученик смотрит на нее с разных сторон. В этом случае всегда есть возможность пересмотреть прошлые результаты, сделать правильные выводы, обосновать новые эксперименты, основанные на старых выводах. В конечном счете, в этой ситуации для всех курсовых и дипломных проектов студента вы можете смело публиковать научную статью, что, конечно же, является бонусом при защите степени.

Что вы имеете в виду под «хорошей диссертацией»?

Хорошая диссертация — это четкая структура, отличное изучение литературы, грамотная обоснованность темы и ее актуальность, внимательное и осознанное проведение экспериментов, новизна результатов (хоть в чем-то). Хорошая диссертация всегда складывается из двух факторов: ответственный студент + внимательный научный руководитель.

Какие тезисы вам запомнились больше всего?

Да, есть. Также как «мои», так и «иностранные» студенты. Не буду называть темы, но по выступлению ребят было видно, что они хорошо разбираются в теме и могут ответить на любые вопросы из зала.

можно ли отличить работу на заказ от сделанной своими руками?

Конечно! Это всегда видно. Просто задайте ученику вопрос, чтобы понять суть практической части. Если он не может дать хотя бы приблизительный ответ или найти его в «своей» работе, то очевидно, что он не написал его сам.

Считаете ли вы проверку тезисов системой Антиплагиат эффективной? И как введение обязательной проверки уникальности повлияло на качество FQP?

Да, этот контроль довольно эффективен. Ну, во-первых, по крайней мере, студенты начали читать «свои» работы и начали переписывать найденную информацию где-то на своем языке. Это, безусловно, приносит пользу знаниям выпускников. Кто-то уже понимает, что чужие тексты сложно обрабатывать для усиления их уникальности, проще написать все сразу своими словами. В обзоре литературы вы никогда не встретите одинаковых вводных частей. Во-вторых, при таком строгом контроле ответственность за сдачу диплома ложится на студентов. Они понимают, что «заливать» работу в эту систему можно всего несколько раз. Значит, промахов должно быть минимум.

Приходилось ли вам отказываться от научного руководства перед защитой аспиранта и почему?

Ну, прямо перед самой защитой, нет, но через несколько месяцев — да, пришлось. Если студент после обсуждения со мной темы диплома и получения полных инструкций по проведению эксперимента больше не появлялся, то как я могу его привлечь к защите ??? Конечно, в тех случаях, когда вы видите аспиранта два раза в год, никакие слезы не помогут. У меня жесткая позиция: не пришел, не прошел, не писал, не успел, это ваши проблемы. Я открыт к диалогу, но только в тех случаях, когда вижу, что это важно и нужно людям.

Вы когда-нибудь защищали работу своих учеников, спасая их от банкротства?

Так и случилось. Иногда понимаешь, что ученик выкладывается на все сто, но эта тема просто не его. Ну, он неправильно выбрал факультет и университет, что же теперь делать? И не отпускай — обидно, потому что человек пытается. Затем, конечно, вы начинаете защищаться и говорите, какой он хороший парень. Но это все, конечно, только если ученик прилежный и есть за что постоять.

Посоветуйте студентам, как написать хорошую диссертацию.

В первую очередь, тема должна интересовать студента. В этом случае все пойдет как по маслу. Работа над дипломом — непростая задача, требующая ответственности, аккуратности, аккуратности и, конечно же, хорошего научного руководителя. Если студенту не очень везет с преподавателем естествознания (т.е преподаватель не успевает серьезно позаботиться об аспиранте), то вам просто нужно найти старшего друга, который поможет вам «подумать» о предмете диплома, правильно подчеркнут актуальность и развивают основную идею произведения.

Следующий обязательный элемент хорошего диплома — трудоголик. Не поленитесь написать самому! Любая написанная вами работа (даже если она неуклюжая) намного лучше, чем интернет-источники. Продуктивнее прийти к супервайзеру на проверку с тремя абзацами — по ним будет понятно, что вы понимаете, а над чем еще нужно работать. Нам будет легче защищаться позже, когда они начнут задавать вопросы по любому разделу темы (а иногда и не по тексту диплома), и вы к этому готовы.

И последнее, но не менее важное: хорошо представьте свой материал. Качественное, доступное и понятное изложение во время выступления, текст за слайдом, голосовое сопровождение — это очень важно для восприятия! Иногда бывает, что более простые FQP, если они представлены правильно, напоминают работы, присланные на Нобелевские премии. Итак, написав текстовую версию диплома, сразу же приступайте к оформлению презентационного материала. Удачи!

На вопросы ответила Ксения Эйдельман, преподаватель МИСиС https://vk.com/eidelmank