Профессия гейм-дизайнера — одна из многих современных специальностей, требующих обширных знаний в нескольких сферах одновременно и совершенно разных.

Средняя зарплата: 45000 рублей в месяц
Разработчик игр на рабочем месте

Оценка профессии

Запрос
37%

Платежеспособность
58%

Конкуренция
67%

Барьер для входа
52%

Перспективы
72%

Чтобы стать по-настоящему успешным профессионалом, гейм-дизайнер должен иметь хотя бы поверхностные знания программирования и в совершенстве разбираться в драматическом искусстве.

Гейм-дизайнер — идеолог и диспетчер задач в создании различных компонентов компьютерной игры, отвечающий за содержание, правила, играбельность, психологию игрового процесса, с целостным взглядом на материал и способный передать свои идеи художникам. Ниже мы расскажем, где учиться на геймдизайнера в России и что нужно, чтобы стать настоящим профессионалом.

История профессии

История профессии гейм-дизайнера связана со временем появления первых видеоигр, которые начали быстро набирать популярность в 70-х годах 20 века после коммерческого успеха серии игровых консолей Atari. Среди компаний, последовавших примеру лидера, была Coleco, ставшая первой организацией, включившей в штат своих сотрудников профессиональных разработчиков игр (геймплея). Однако в те годы этот полезный опыт еще не получил массового распространения.

Большинство создателей компьютерных игр совмещают роли геймдизайнера, программиста и художника. Среди тех, кто самостоятельно или вместе с партнером создал законченный и востребованный продукт, можно, например, назвать Алексея Пажитного, автора знаменитой идеи Тетриса (Тетрис 1984 года считается примером чистого игровой дизайн). Но если при создании этой игры он также выступил соавтором написания алгоритма, то с 90-х годов А. Пажитной в основном сосредоточился на формировании оригинальных игровых идей и дизайна.

Принимая во внимание специфику деятельности, в которой сочетаются творчество и технологии, выделение игрового дизайна в отдельную профессию происходит относительно медленно. Только в конце 1980-х многие игровые проекты приобрели такие масштабы, что пришлось увеличивать количество художников и делить полномочия в авторском коллективе. Кроме того, возникла потребность в более сложных играх, что привело к появлению профессии гейм-дизайнера.

На территории постсоветского пространства профессиональный стандарт появился еще позже — в середине 10-х годов XXI века. Однако в наши дни крупные компании, специализирующиеся на выпуске игр, очень часто имеют в своем штате не одного, а целую группу специалистов, которые взаимодействуют друг с другом в сложной иерархии, выполняя узкие дизайнерские задачи.

Описание профессии

Профессию гейм-дизайнера (это название часто пишут одним словом — «гейм-дизайнер») сравнивают с деятельностью сценариста, режиссера и даже продюсера. Специализация во многом зависит от типа задуманной игры и места сотрудника в иерархии сотрудников.

Основная задача автора геймплея в процессе создания творческой идеи — создать игровой продукт, то есть такой, который приносит игроку удовольствие и удовлетворение при взаимодействии с компьютером. О качестве работы геймдизайнера свидетельствует играбельность, которая как параметр описывается набором определенных характеристик, в который входят:

  • Обучаемость: доступность правил вымышленного мира для потенциального игрока. Способность игрока понимать механику игры и переходить с одного уровня на другой зависит от ясности, с которой автор способен объяснять условия, ставить задачи, определять способы взаимодействия с миром.
  • Эффективность — это время, которое требуется игроку, чтобы получить игровой опыт. Это зависит от умения дизайнера структурировать элементы и обеспечить завершенность исполнения.
  • Погружение — это степень доверия к миру. Этот параметр описывается категориями социокультурной близости, реализма, гибкости и т.д.
  • Социализация — это свойство самореализации во взаимоотношениях с другими игроками, общении, конкуренции и сотрудничестве.
  • Мотивация — это сложный параметр, который побуждает игрока переходить на новые уровни, доводить игру до конца и т.д.

Следовательно, виртуальную реальность игры нельзя отождествлять с миром, придуманным литературным рассказом или сценарием. В игровом пространстве действуют свои законы, которые геймдизайнер должен знать и соблюдать.

В реалиях сегодняшнего рынка сложно, даже почти невозможно разработать хороший игровой продукт усилиями одного человека. Поэтому в крупных компаниях дизайнерская группа, как правило, имеет иерархическую структуру и состоит из следующих представителей:

  • Главный игровой дизайнер. Создавайте и развивайте ключевую идею, заказывайте предложения и координируйте работу остальной части группы, взаимодействуя с программистом и арт-директором.
  • Дизайнер игровой механики. Он формирует техническое задание для программистов, в частности, на языке, понятном разработчикам, описывает, как работает игровое пространство. Такой специалист обычно достаточно разбирается в программном коде и понимает, как идея соотносится с реализацией.
  • Дизайнер уровней. Этот специалист по формальному языку определяет состав миссии и создает карту игры с помощью редактора уровней.

Все эти дизайнеры представляют свою часть работы в общепринятых терминах, что упрощает процесс общения в команде.

На каких специальностях лучше учиться

Считается, что игровому дизайнеру не обязательно иметь техническое образование, но при этом получившему его специалисту будет проще объяснить свою идею программисту. Для обучения информатике можно пройти обучение по специальностям «прикладная информатика», «программная инженерия», «математика и информатика», что подразумевает необходимость сдачи экзамена по математике, информатике и чаще всего — по русскому языку и обществознанию.

Однако геймдизайнер — это прежде всего создатель идеи виртуального мира, а не программист, переводящий идею в цифровой код. Поэтому не менее полезным будущему специалисту будет пройти обучение по специальностям «драматургия» или «литературное творчество». Для поступления требуются результаты экзаменов по литературе, русскому языку, истории, общественным наукам. Часто уже в самом университете необходимо пройти собеседование или творческий зачет.

Лучшие школы для обучения

Значок 1 Игровой дизайн в Нетологии

Гейм-дизайнер знает, как создать игровой продукт с нуля. Он умеет правильно формулировать задачи перед командой, разбирается в игровом маркетинге и умеет убедить инвестора в успехе проекта. Освойте новую профессию и создавайте увлекательные и успешные игры.

другое >

До недавнего времени в России не было учебных заведений, готовивших геймдизайнеров или курсов, которые давали бы необходимый набор навыков. В настоящее время разработаны программы, которые позволяют на практике и под руководством опытных мастеров овладевать навыками и навыками работы, принимая во внимание требования, которые игровые студии обычно предъявляют к кандидатам. Но даже по этим программам работает очень ограниченное количество учебных заведений:

  • Школа компьютерных технологий Scream School (Москва). Студенты учатся на гейм-дизайнера в течение года. Подавать заявление можно сразу после окончания средней школы. Решение о приеме принимается по результатам индивидуального собеседования, на котором оцениваются знания в игровой индустрии, эрудиция, логическое мышление и коммуникативные навыки.
  • Школа компьютерной графики RealTime (Москва). В школе регулярно проводится двухдневный курс (20 уроков), который дает базовые знания об игровом дизайне, инструментах и ​​проектной документации.
  • Онлайн-школа CGTarian. Курс начинается в начале каждого сезона и длится 3 месяца. Все, что требуется от студентов, — это желание и наличие компьютера с заданными характеристиками.

Помимо школ, вы можете учиться на бесплатных онлайн-курсах, которые проходят на платформах Open edX, Open2Study, Coursera, FutureLearn, Khan Academy, Udemy (на английском языке из различных западных университетов и институтов), Universarium (на русском языке). Продолжительность таких курсов, в зависимости от цели и уровня подготовки обучаемых, составляет 4-9 недель. Кроме того, в рамках проекта MIT на веб-сайте MIT OpenCourseWare вы можете в любое время найти подборку материалов для всех доступных курсов. Язык обучения — английский.

Обязанности на работе

Гейм-дизайнер формирует идеологическую основу и концепцию проекта, оформляет их в дизайн-документе (дизайн-документе), контролирует процесс разработки, вносит необходимые изменения и участвует в составлении спецификаций продукта.

Формат рабочего процесса и обязанности гейм-дизайнера зависят от этапа создания игры.

  • Идея. На этапе его формирования необходимо детально обрисовать концепцию и вывести ее на обсуждение. Отзывы становятся руководством по внесению изменений.
  • Формализация. Чтобы концепция стала понятной разработчикам, ей дается соответствующая форма с использованием текстовых описаний, таблиц и формул.
  • Статистический анализ. Анализируя статистику, гейм-дизайнер должен понимать, что не собирается планировать, где возникают несоответствия, и вносить дальнейшие коррективы.
  • Процесс коммуникации идёт, и в него вовлечены не только программисты, но и продюсеры, инвесторы, игроки. В контент также вносятся изменения на основе мнений и комментариев.

    Технически этапов создания компьютерной игры еще больше. Работа начинается с предпроизводства, когда составляется документ, описывающий концепцию, методы реализации и план работы. Проблемы с финансированием решаются в этот же период. Этап Pre-Alpha завершается созданием проектного документа, согласованного с издателем. При подготовке альфа-версии реализуется ранее составленный план. Однако даже на следующем этапе бета-запуска с почти готовой игрой участие геймдизайнера в качестве тестировщика обязательно.

    Кому подходит

    Самые успешные гейм-дизайнеры — это люди, у которых есть:

    • развитое воображение, необходимое для детального и ясного представления еще не существующего виртуального мира;
    • аналитические навыки для последовательного встраивания игрового эпизода в общий сценарий;
    • коммуникативные навыки, позволяющие увлечь других своей идеей и представить ее наиболее наглядно и объемно.

    Кроме того, необходимо понимать психологию игроков, предполагая их реакцию на различные повороты. А для этого необходимо двустороннее общение: создавать игры (или хотя бы отдельные их уровни) не «на столе», а для публики, которая сможет оценить результат. Благодаря этому общению можно понять, какие идеи или методы работают, а какие нужно «довести до ума». Многие игры теперь содержат достаточно инструментов, чтобы создать свою собственную версию уровня и испытать ее.

    Наконец, чтобы воплотить популярные идеи в жизнь, специалист должен сам быть геймером — любить и узнавать о компьютерных играх изнутри. Однако одного лишь знания продуктов игровой индустрии (даже с лучшими примерами) недостаточно.

    Профессиональный разработчик игрового процесса внимательно следит за культурными трендами на телевидении, в кино, литературе, улавливает модные тенденции, появляющиеся в социальных сетях.

    От создателя игрового процесса не требуется глубоких знаний программирования, но желательно общее понимание того, как кодировать, понимание основ математики и физики. Также будет полезно умение рисовать и использовать компьютерную графику.

    Сколько получают

    Несмотря на относительно низкую востребованность новых специалистов на публичном рынке труда, можно проанализировать вакансии геймдизайнера, по данным которого средняя зарплата по России составляет 45 тысяч рублей. Заработная плата в Московской и Ленинградской областях неизменно остается высокой — порядка 70-90 тысяч рублей.

    Новички в этой профессии, ставящие перед собой задачу получить опыт и заработать репутацию в первую очередь, могут ничего не заработать. Опытные и известные специалисты в своей области, как правило, работают в столичных компаниях, получают в среднем 100 тысяч рублей в месяц. Таким образом, среднероссийские показатели значительно ниже московских.

    Как построить карьеру

    Стать гейм-дизайнером можно еще до работы в специализированной компании с нишевой разработкой карт, уровней и дополнений, которые придумывают сами игроки (дизайн уровней). Наиболее одаренные авторские игроки (например, победители конкурсов) привлекают внимание «охотников за головами» и становятся стажерами в крупных компаниях, где процесс обучения новичка осуществляется в процессе работы над проектом.

    Если вы не можете появиться сразу, автор геймплея обычно начинает с наполнения портфолио, часто работая над неоплачиваемыми любительскими проектами. Некоторые сначала становятся профессиональными тестировщиками, тестируя и исследуя игру по мере ее создания, а затем, по мере накопления опыта, переходят на должность дизайнера миссий или игровой механики. Следующий этап карьеры выводит специалиста на позицию одного из ведущих геймдизайнеров.

    Перспективы профессии

    Исследование разработчиков игр 2010 года показало, что в то время в индустрии не хватало рабочих мест. Но рынок компьютерных игр растет очень быстро, и не только благодаря игровому продукту в обычном смысле этого слова. Элементы игры начинают интегрироваться во всевозможные бизнес-приложения прикладного характера, в клиентское ПО. Поэтому спрос на игрового дизайнера на рынке труда растет. Эта тенденция существует на всем постсоветском пространстве, где уровень подготовки специалистов полностью соответствует мировым стандартам.