Сегодня многие специальности получили вторую жизнь в глобальной сети, но есть и такие профессии, которые появились только потому, что были нужны для создания самого Интернета и дальнейшего развития его функционала.

Средняя зарплата: 50 000 рублей в месяц
Какие профессии в интернете

Оценка профессии

Запрос
78%

Платежеспособность
86%

Конкуренция
44%

Барьер для входа
50%

Перспективы
91%

Термин «Интернет-профессии» объединяет виды деятельности, которые возможны только при наличии доступа к глобальной сети. Всемирная паутина как среда дает возможность реализовать широкий спектр навыков, которые требуются и оплачиваются различными способами. Часто даже сравнивать их некорректно, настолько они отличаются друг от друга.

Этапы становления интернет-специальностей

Пионерами в создании и развитии интернет-профессий считаются представители исследовательской группы Джозефа Ликлайдера, работавшего в начале 60-х годов 20 века над детальной разработкой концепции взаимодействия компьютеров в единой сети. Участников этой программы можно назвать первыми архитекторами компьютерных систем в современном понимании этого слова. Пакетная передача через децентрализованную систему данных в инновационном цифровом формате, предложенном Леонардом Клейнроком и Полом Бараном, стала возможной благодаря практическому опыту первых шагов в веб-программировании. А проведение сеанса связи между удаленными компьютерными узлами в 1969 году привело к появлению среды, для обеспечения функционирования которой за более чем полвека появились десятки совершенно новых профессий.

Выделение того или иного вида деятельности в отдельный вид происходило в разное время, так как трудоемкость процессов и операций, проходивших в узком направлении, возрастала. Дифференциации способствовало также повышение требований к квалификации специалистов, занимающихся поддержкой и развитием работы цифровой среды.

Веб-разработчики стали отдельной «кастой» веб-индустрии на рубеже 1960-х и 1970-х годов (к 1971 году уже было выпущено программное обеспечение для отправки сетевых писем). Разделение специалистов на front-end разработчиков, занимающихся программированием front-end ресурса, и back-end разработчиков, отвечающих за развитие серверных технологий, произошло только при лавинообразном росте количества сайтов уже в 90-е гг.

Специалисты по юзабилити (эргономика сайта) и веб-дизайнеры разработали собственный «профессиональный стандарт», когда ни у кого не возникало сомнений в том, что коммерчески более прибыльные сайты конкурирующих ресурсов отличаются, помимо прочего, особым удобством создания, для которого отдельные группы разработчиков отвечают. И потребность в специалистах по SEO как в особом классе профессионалов возникла с того момента, как поисковые системы начали представлять все страницы, которые они находят, в виде рейтингов, составленных с использованием сложных и развивающихся алгоритмов ранжирования. Кроме того, каждый шаг и метод продвижения сайта в топ попал в зону ответственности узкого специалиста.

Еще одной вехой в развитии всемирной паутины, за которой последовал резкий рост числа специальностей в Интернете, стало появление в 1995 г и распространение с 2003 по 2004 г социальных сетей. Популярность LinkedIn, Facebook, ВКонтакте и других платформ способствовала появлению новых цифровых «ответвлений» классических профессий в области психологии, социологии, маркетинга и журналистики.

Типы профессий и тренды интернет-рынка труда

В последние годы на рынке цифровых вакансий обозначился ряд четких тенденций:

  • Повышенная конкуренция. Лица с достаточными профессиональными навыками вышли на рынок труда и начали конкурировать на равных с остальной частью занятого населения, которое по состоянию здоровья или социальным причинам (например, уход за ребенком или больным родственником) ранее не могло участвовать в «гонке» за хорошо оплачиваемую работу.
  • Выравнивание заработной платы. Разрыв в заработной плате в больших городах и маленьких деревнях в Интернет-пространстве выравнивается: каждому платят в соответствии с работой и квалификацией.
  • Сочетание с основной работой. Тандем классического бизнеса и интернет-трудоустройства позволяет не только подрабатывать, но и получать больше (как, например, часто делают школьные учителя, когда преподают по скайпу) — так можно освоить совершенно новую интернет-профессию без компрометируя семейный бюджет и не отказываясь от традиционной финансовой «подушки».

Говоря об интернет-профессиях, следует отделить работу, которую появление глобальной сети упростило или подняло на новый уровень, от деятельности, необходимой для функционирования всего, что составляет всемирную паутину.

В первом случае для профессий, существовавших много лет до появления Интернета, изменилась только форма реализации без существенных фундаментальных преобразований. Формирование специальностей второй категории было более сложным. Сложности возникли из-за отсутствия четких, хотя и неявных профессиональных стандартов, что создало проблему разграничения функций сотрудников. Путаница возникла из-за того, что несколько специалистов могли решать одни и те же задачи одновременно, и поэтому на практике обязанности в каждой компании каждый раз распределялись по-разному.

Такое положение дел сохраняется и сегодня даже в тех профессиях, для которых уже разработан официальный стандарт. Пересмотр объема должностных обязанностей с «изменением» личного мнения работодателя по многим интернет-специальностям — обычное дело.

Классические профессии во Всемирной паутине

Интернет, как быстрый и удобный канал коммуникации и взаимодействия, внес изменения в деятельность подавляющего большинства существующих классических профессий. Появились сервисы, благодаря которым можно удаленно организовывать самые сложные проекты с привлечением сотен сотрудников по всему миру и создавать клиентуру любого размера. Однако среди множества видов деятельности мы можем выделить 5 лучших из тех, для которых потенциал всемирной паутины открыл безграничные возможности для развития:

  • Ларек. Сотрудник, способный увеличить оборот компании благодаря точному успеху продукта в кругу потребительского интереса и высоко ценимый в классической торговле. Но уметь учитывать специфику позиционирования и продвижения товаров в Интернете ценно вдвойне.
  • Продавец (трейдер). Не только оптовики, но и розничные магазины массово открыли свои сайты. Однако в Интернете вам не нужно наследовать классическую схему, покупая продукт, а затем продавая его самостоятельно. Достаточно создать страницу, на которой потребитель может разместить заказ и доверить отгрузку товара оптовику за свой процент от продажи.
  • Учитель (воспитатель). Не только искать новых учеников, но и проводить занятия онлайн проще и выгоднее, чем обычные занятия. Это позволяет обеим сторонам сэкономить время на организацию и передвижение. Индивидуальные или групповые занятия можно проводить в соответствии с вашими целями. Кроме того, некоторые учителя делают это в свободное время прямо из стен учебного заведения, в которое они официально зачислены.
  • Консультант. Ваш профессиональный профиль может варьироваться в зависимости от области вашей деятельности: питание, юриспруденция, фитнес, медицина, автомобили, дизайн, архитектура и т.д. Вы можете проводить платные онлайн-консультации практически по любой теме. Важно только иметь авторитет потенциальных слушателей.
  • Автор и переводчик. Хотя это разные профессии, они разделяют способность создавать тексты (оригинальные или переведенные) дома без прямого контакта с клиентом (издателем). В эту же группу могут входить копирайтеры и репортеры на удаленном сайте, создатели музыкального и видеоконтента.

Классические профессии очень часто начинают новую жизнь в Интернете. Постепенно все активы передаются в сеть, от биржевой торговли и букмекерской конторы до контроля безопасности и логистики.

Специалисты, создающие Глобальную сеть

В эту категорию входят те профессии, которые не появились бы без Интернета и без которых не существовало бы самой Глобальной сети в ее нынешнем виде. Среди наиболее востребованных:

  • Веб-программист и разработчик приложений. Специализация создателей клиент-серверного программного обеспечения может быть очень узкой. Однако в одной компании веб-разработчик может выполнять функции верстальщика, в другой — оптимизатора, в третьей — аналитика, в четвертой — веб-дизайнера и так далее. Но, как правило, такой сотрудник всегда занят написанием (или улучшением) кода для эффективной работы ресурса или связанных приложений.
  • SEO специалист. Человек, который оптимизирует параметры сайта, чтобы поднять свои страницы в результатах поиска, может считаться типичным специалистом по SEO. Но когда специалист не выполняет все задачи в рамках одной деятельности, роли рецензента, контент-менеджера, копирайтера, составителя семантического ядра, маркетолога и т.д. Начинают выделяться.
  • SMM специалист. Его общая задача — работа в социальных сетях с целью создания маркетинговой политики и распространения ресурсов, товаров, услуг. Но администратор социальной сети, как отдельный сотрудник, следит за реализацией политики, разработанной в группах и сообществах, блогер будет формировать общественное мнение и, например, специалист SMO сосредоточится на удержании входящих пользователей путем реорганизации сайта в соответствии с своим желаниям и потребностям.
  • PPC-менеджер. Предложения и объявления, которые видит посетитель сайта, являются результатом деятельности специалиста, который планирует рекламную кампанию, собирает ключевые слова, управляет бюджетом и оценивает рентабельность ответа. Некоторые интернет-предприятия существуют только благодаря этой профессии.
  • Игровой дизайнер. Теоретически всемирная паутина могла бы существовать без игровой индустрии, но на самом деле их создатели наживаются на энтузиазме пользователей компьютерными онлайн-играми, и этот рынок уже превзошел рынок киноиндустрии по объему и продолжает расти импульс.

В рамках одного вида бизнеса очень часто выделяют узкие области, которые со временем становятся самостоятельной интернет-профессией, и если вам удастся занять узкую нишу, вы с самого начала можете предвидеть конкурентов.

Где учиться

Разнообразие профессий в Интернете так же велико, как и за пределами глобальной сети. При обучении специальностям первой (классической) категории ключевую роль играет содержание вида деятельности, а не цифровая среда как способ реализации полученных знаний и навыков. Поэтому, чтобы стать, например, переводчиком, в первую очередь нужно изучать иностранные языки (сегодня это можно делать и удаленно) и создавать планы зданий — обратиться к архитектору (пока архитекторов обучают только лично).

Если говорить о профессиях второй группы, то в этом случае форма реализации неотделима от содержания. Поэтому в последние годы появились учебные заведения, которые формируют свои программы таким образом, чтобы охватить максимальное количество новых интернет-специальностей. Исключительно «сетевые» профессии можно получить как в частных образовательных центрах, так и в классических университетах и ​​колледжах, которые также чувствительны к вызовам времени.

Зарплата

Самые высокие зарплаты получают ИТ-специалисты (программисты), маркетологи и крупные администраторы, которые организуют и ведут проект в виртуальной среде.

Если ориентироваться на вакансии в интернет-профессиях, то ежемесячные зарплаты в России составляют:

  • 80-100 тысяч рублей: менеджер по продукту, Linux-программист, asp, java, python, руководитель IT-проектов, веб-аналитик.
  • 40-60 тысяч рублей: трафик-менеджер, веб- и гейм-дизайнер, емейл-маркетолог, SMM-специалист, SEO и контекстная реклама.
  • 20-40 тысяч рублей: копирайтеры, тестировщики, ссылочные менеджеры.

Кроме того, в любой профессии 3-5% лучших специалистов зарабатывают как минимум на 3-4 человека больше, чем их сверстники.

Перспективы

Интернет-профессии уже сегодня находятся в верхней части списка самых востребованных бизнесов, и эта тенденция будет только расти. Бизнес уходит во всемирную паутину, границы различных специальностей начинают обозначаться гораздо четче, что приводит к выделению узких профилей в рамках одного направления. Но в то же время растет спрос на многофункциональных сотрудников, которые могут эффективно работать на стыке профессий. Кроме того, все более популярными становятся «универсальные солдаты»: люди, которые могут общаться с маркетологами, финансистами, менеджерами или ИТ-специалистами на понятном им языке.

Развитие Глобальной сети также поддерживает другую тенденцию последних лет: увеличение количества фрилансеров, нанятых для конкретного проекта. Наем фрилансеров «удаленно» снижает затраты работодателей на аренду помещений и оборудования, увеличивая конкурентные преимущества компаний. В США около одной трети занятого населения в 2018 году предпочло удаленную работу из дома работе в офисе.

Но то, что специальность относится к разряду «Интернет-профессия», не гарантирует ее сохранности в обозримом будущем. По прогнозам некоторых аналитиков и экспертов, в деятельности, связанной с возможностью автоматизации, машины скоро вытеснят человека. Так, уже несколько лет в сети Big Ten исследование и публикация спортивных новостей ведется автоматически, в Bloomberg специальная программа входит в состав отчетов по фондовому рынку, а создание годовых отчетов Forbes доверил роботам.