Когда вы просматриваете Интернет в поисках информации и внезапно попадаете на сайт, который хотите добавить в закладки, это настолько удобно и полезно, что вы должны знать: вы видите результат хорошей работы контент-менеджера.
Оценка профессии
Контент-менеджер — это специалист, отвечающий за подготовку, подбор и размещение на сайтах различных материалов (текстов, изображений, таблиц и т.д.). Подготовка контента включает в себя качество контента, ориентированного на целевую аудиторию, актуальность информации и соответствие требованиям SEO. Позиционирование предполагает своевременность оформления материала, его размещение в соответствии с требованиями удобства использования, доработку в различных моделях.
История профессии
Профессия контент-менеджера возникла одновременно с появлением первых сайтов в начале 1980-х годов и с тех пор продолжает развиваться.
Изначально владельцы интернет-ресурсов самостоятельно задумывали свои сайты с нуля и сами реализовывали задуманное, создавая и публикуя контент. Для этого им требовалось иметь различную квалификацию, от знания основ программирования до умения грамотно и последовательно подавать текстовую информацию.
Вскоре после этого, когда началась эра массового перевода бумажных источников и аналоговых записей в цифровой формат, появилась еще одна функция, характерная для профессии контент-менеджера: поиск, выбор и сортировка уникальной информации.
С появлением Интернета и усилением конкуренции эпоха универсальных навыков закончилась. Универсал начал терять позиции как продукт для узких специалистов. К тому же не хватало времени для самостоятельной работы по всем направлениям. В результате создание контента было разбито на множество отдельных областей, и менеджер контента стал не столько исполнителем, сколько координатором, администратором и редактором входящей информации. Этот специалист установил требования к заказанному материалу и лично проверил поступающий контент на соответствие этим требованиям.
В современном мире сохраняется тенденция к снижению роли универсалов и увеличению числа узкопрофильных специалистов: контент-менеджер по-прежнему в основном контент-менеджер сайта, а не его создатель. Но экономическая целесообразность часто позволяет привлечь этого специалиста и в качестве автора содержания.
Описание и характеристика профессии
Контент-менеджер также называется менеджером сайта или издателем, который берет на себя административные и контрольные функции в качестве основной. Однако границы профессиональных требований к ее деятельности на российском рынке четко не определены. Есть второстепенные крайности: задачи, которые определенно не входят в обязанности контент-менеджера. Есть список основных видов деятельности, за которые отвечает «контент-менеджер». Но в функциональном пространстве между этими двумя томами существуют значительные расхождения в оценке того, что должен делать контент-менеджер.
В самом узком и простом варианте профессия контент-менеджера аналогична профессии плаката, который занимается публикацией текстовых, графических, аудио и видео материалов, уже подготовленных другими художниками на сайте. Ключевое различие между первым и вторым состоит в том, что менеджер сам находит и выбирает эти материалы или определяет критерии, по которым должен быть выбран материал. В самом широком и наиболее сложном варианте профессия менеджера предполагает участие в разработке всей маркетинговой кампании и надзор за созданием и размещением материалов, необходимых для кампании.
Количество требований к соискателю зависит от нескольких параметров.
Экономическая целесообразность
Контент-менеджер может не только управлять процессом, но и более или менее участвовать в создании контента. Работодатели часто предпочитают максимально использовать контент-инженера как автора или соавтора, если качество его работы оценивается ими как достаточное для достижения общих целей проекта.
Желание делегировать выполнение задач подрядчикам-фрилансерам или другим штатным сотрудникам зависит от того, насколько это в конечном итоге будет выгоднее для владельца сайта (проекта). Специалист узкого профиля обычно выполняет свою часть работы лучше, чем универсал, но если его участие увеличивает доход сайта, например, всего на 3%, а на оплату работы специалиста приходится отдавать 4% от суммы дохода сайта, поэтому, скорее всего, работодатель постарается оставить эту часть работы за контент-провайдером.
Масштаб интернет-проекта
Обычно, чем крупнее и информативнее разнообразен ресурс, тем меньше работы по созданию контента выполняет лично менеджер. У него просто не хватает времени на все. Поэтому для каждого отдельного направления деятельности в масштабном проекте компания приглашает специалиста с узким профилем: SMM-менеджер продвигает сайт и его продукт в социальных сетях, копирайтер создает текстовые материалы, дизайнер готовит визуальная концепция, фотограф делает снимки и т д
В этом случае задача поиска исполнителей задач и согласования их действий может ложиться на плечи контент-менеджера. Поэтому считается, что в крупных интернет-проектах контент-менеджер в первую очередь является координатором, отвечающим за согласованность контента с общей маркетинговой стратегией и его выпуск.
Направление и специфика интернет проекта
Специфика Интернет-ресурса также существенно влияет на объем требований к контент-менеджеру: в небольшом розничном интернет-магазине, в информационно-развлекательном проекте и на популярном новостном интернет-портале контент-менеджеры выполняют разные работы.
Чтобы выбрать и разместить контент, решающий бизнес-задачи и информационные задачи, специалисту необходимо:
- разбираться в маркетинге, влияя на восприятие целевой аудитории с помощью текстов, изображений и таблиц, а также формировать узнаваемую концепцию проекта;
- уметь работать в различных системах управления контентом для сайтов (WordPress, Joomla и др.) — форматировать текст, таблицы, изображения;
- иметь хотя бы часть языков разметки (HTML) и внешнего вида документа (CSS):
- знать основы редактирования изображений (Photoshop, Corel Draw);
- понимать действующие алгоритмы работы поисковых систем и возможность оптимизации страниц сайта за счет привлечения массы ссылок, внутренней перелинковки, распределения семантического ядра, применения правил включения ключевых запросов в текст, формирования метатегов, и так далее по улице;
- просмотреть структурные требования для создания Интернет-текстов различного назначения для различных типов ресурсов (многостраничные сайты, одностраничные сайты, социальные сети и т д.).
К этому добавляется необходимость взаимодействия с большим количеством постоянных и временных сотрудников, возможность обрабатывать большие объемы данных, выбирая самое необходимое.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Нет учебных заведений, готовящих контент-менеджеров. Но есть несколько специальностей, позволяющих быстро освоить эту новую для нашей страны профессию: «журналистика», «филология», «менеджмент». Как правило, для поступления требуются результаты экзаменов по русскому языку, литературе, обществознанию и другим профильным предметам.
Базовые знания можно получить во многих учебных заведениях страны. Например, специалисты, которые создают концепции, маркетинговые идеи и рекламные тексты, проходят подготовку в Тюменском государственном университете (программа «Филологический менеджмент и реклама»). И в БФУ им. И. Кант в Калининграде проходит обучение по профильной программе «Менеджмент и маркетинг».
Но есть также много курсов и программ обучения, которые обеспечивают необходимую квалификацию для профессии. Систематизацией и распространением этих курсов занимаются такие сервисы, как «GeekBrains» или «Нетология»:
- HTML и CSS с нуля — 2 недели бесплатного курса;
- «HTML5 и CSS3 — Современные инструменты веб-разработки» — курс 1 месяц (13 600 руб);
- «Интернет-трейдер. Комплексное обучение в области интернет-продвижения и веб-аналитики »- 9 месяцев обучения стоимостью 63 тыс. Руб;
- «Контент-маркетинг: создание и реализация успешной мультимедийной стратегии» — трехмесячный курс стоимостью 25 тысяч рублей и др.
Большинство этих курсов проходят удаленно и позволяют совмещать работу и учебу.
Профессиональные обязанности
Судя по запросам некоторых работодателей, они рассчитывают получить «мастера на все руки» в лице наемного контент-менеджера. При таком подходе к должностным требованиям объем его функций зависит от размера интернет-ресурса и его цель.
Часто небольшой мультибрендовый интернет-магазин требует более личного участия специалиста, чем большой портал, где ведет только менеджер. Контент-сопровождающий в этой работе:
- просматривает сайты конкурентов,
- группирует семантическое ядро и изолирует группы запросов, которые затем необходимо вставить в текст,
- грамотно пишет привлекательные для покупателей описания товаров и тексты разделов,
- собирает и унифицирует изображения товаров (при необходимости лично сфотографируйте товар и обработайте фото в редакторе, уменьшив вес изображения, разместив логотипы),
- публиковать тексты и фото, соблюдая требования разметки и прописывая метатеги,
- делать внутренние перелинковки страниц,
- создает страницы веб-сайтов в социальных сетях и ведет там и на форумах рекламно-информационную деятельность для распространения товаров магазина,
- анализирует посещаемость сайта по данным статистических сервисов Google Analytics и Яндекс-Метрика и вносит изменения по результатам.
Если специалист рассматривается работодателем как менеджер, контент-менеджер по всем описанным выше процессам должен найти исполнителей, организовать их слаженную работу и проверить их качество. Создавая веб-сайт для производителя товаров и услуг, он также может участвовать в создании общей маркетинговой стратегии выхода бренда на рынок. На информационно-развлекательном портале, который монетизирует посещения за счет сотрудничества с партнерскими сайтами, также необходимо согласовывать содержание веб-ресурса с доступностью соответствующих партнерских программ.
Каждый работодатель формирует свой собственный список требований к вакансии, и он часто бывает настолько объемным, что что-то приходится выполнять прямо на работе.
Кому подходит
Контент-менеджер должен обладать организационными навыками и умением комбинировать различные элементы, чтобы соответствовать единой стратегии сайта. Позиция подходит тем кандидатам, которые хотят время от времени переключаться с творческой работы на монотонную и наоборот. Здесь хорошо себя чувствуют организованные и дисциплинированные люди.
начать работу контент-менеджером проще, если у кандидата уже есть опыт ведения собственного блога или управления группой в социальных сетях. При согласии работодателя на удаленное сотрудничество и умении планировать свой день параллельная учеба не становится препятствием для освоения профессии. Ключевой навык — это стремление к постоянному самосовершенствованию, самообучению.
Заработная плата
Средняя зарплата контент-менеджера по России со второй половины 2018 года составляет 30-35 тысяч рублей. Больше всего платят в Подмосковье — около 40 тысяч рублей. Довольные люди зарабатывают 30 тысяч и больше в Республике Адыгея, в Приморском крае, в Ленинградской, Амурской, Мурманской областях. В 15-20% всех вакансий на эту должность в России зарплата указана в диапазоне 48-64 тыс. Руб. В месяц.
Как построить карьеру
Разнообразные базовые навыки позволяют профессионалу построить карьеру в определенной сфере бизнеса: стать маркетологом, SMM-специалистом, копирайтером и т.д. Но чаще всего контент-менеджер все время идет по пути освоения проектов. больше. Очень часто контент-менеджер сам становится создателем и владельцем крупного интернет-портала.
Перспективы профессии
Учитывая тенденцию перехода ИТ-индустрии от универсальной профессии к специальной, контент-менеджер, скорее всего, будет развиваться как администратор и координатор. Возрастет спрос на специалистов, которые смогут объединить в одном проекте совершенно разный контент и создать новый продукт, который сможет привлечь вашу целевую аудиторию более эффективно, чем предыдущие форматы.
Будет активно развиваться методическое направление контент-менеджмента, по которому вчерашние практикующие менеджеры перейдут на обучение.