Яндекс и Google — две основные поисковые системы, которыми пользуется подавляющее большинство посетителей Рунета. Специалист по SEO знает, как сделать так, чтобы ваш сайт появлялся в первых нескольких строках результатов этих систем.

Средняя зарплата: 68000 рублей в месяц
Поисковое продвижение

Оценка профессии

Запрос
76%

Платежеспособность
77%

Конкуренция
83%

Барьер для входа
48%

Перспективы
84%

SEO-специалист (на профессиональном жаргоне «SEO») — это человек, который проводит ряд мероприятий, направленных на повышение позиции сайта в результатах поиска на основе результатов пользовательского запроса. Меры по оптимизации страниц ресурсов настолько разнообразны, что эффективная задача обычно требует усилий всей команды, где каждый отвечает за свое рабочее пространство. Подробнее о том, кто является специалистом по SEO, читайте в статье.

История

О необходимости привлечь максимальное количество посетителей на свой сайт владельцы начали задумываться сразу после появления роботов, составляющих нумерованные списки ресурсов, наиболее интересных для потенциальных потребителей. В США такие поисковые системы начали массово работать в середине 1990-х годов, а в Рунете — к концу века. При этом возникла идея изучить и использовать спецификации алгоритмов ранжирования, подстраиваясь под их учетные параметры, чтобы интернет-ресурс владельца после внесения соответствующих изменений стал опережать сайты конкурентов по результатам исследования. В виде целостной концепции идею предложил и выразил журналист и предприниматель Дэнни Салливан).

Тогда считалось (и эта позиция остается официальной по сей день), что поисковые системы корректируют свои алгоритмы так, чтобы наиболее полезные для потребителей порталы появлялись в первых строчках результатов поиска. Однако на практике идея искусственного продвижения вскоре была дискредитирована «черным» SEO. Его суть заключалась в том, чтобы «доставить удовольствие» поисковому роботу вне зависимости от того, насколько ценным будет ресурс для посетителя после «улучшения». Чтобы противостоять негативному процессу, авторы алгоритмов начали борьбу с «черным» SEO, заблокировав страницы с «избыточным спамом» и усложнив механизм выбора сайтов до верха.

Началась вечная «борьба» между SEO и разработчиками поисковых систем. Из-за высокой конкуренции ресурсов услуга вывода интернет-страниц в топ поисковой выдачи начала дорожать, и рынок поделили между компаниями, предлагающими быстрый, но короткий взлет позиций, и организациями, обеспечивающими стратегически оправданные, но трудоемкие и ресурсоемкие методы продвижения. Последний попытался найти баланс между полезностью портала для одного человека и соответствием сайта требованиям поисковых роботов.

Процесс поиска баланса продолжается и по сей день и осложняется тем фактом, что поисковые системы регулярно выпускают обновления, для которых специалисты по SEO снова должны корректировать свою тактику продвижения.

Описание

SEO (по-русски «seo») — это сокращение от Search Engine Optimization. Результат деятельности SEO-специалиста — продвижение позиций различных страниц сайта в первые места выдачи по определенным запросам. Умение понимать принцип работы алгоритмов и искусственную настройку характеристик легло в основу профессии SEO.

Функции, выполняемые специалистом по SEO, обусловлены факторами, влияющими на позицию сайта.

  • Ключевое слово. Поисковые системы предоставляют списки ресурсов в ответ на запрос пользователя, сформулированный словами. Чтобы один сайт был выше другого, необходимо собрать базу данных именно тех запросов (с их частотой и конкурентоспособностью), которые в первую очередь интересуют потребителей. А затем сгруппируйте и расположите эти ключевые слова на страницах сайта так, чтобы они образовали единую семантическую структуру. Несмотря на то, что эта часть работы автоматизирована, она почти всегда требует «ручной» проверки специалистом по SEO.
    Ключевые слова на странице не стоят отдельно, но чаще всего они являются элементами текста. Реакция поисковых систем на контент зависит от того, где, как и в каком количестве он будет расположен. При этом просто взять текст из лидера результатов поиска и скопировать на свой сайт нельзя, так как алгоритмы учитывают уникальность информации. SEO-копирайтер должен учитывать все нюансы требований, которые, пытаясь угодить поисковым системам, часто также используют тематический словарь (LSI), записывают метатеги с ключевыми словами, стараются создавать читабельные и полезные тексты таким образом, чтобы посетитель задерживается на нем дольше и находит интересующую информацию.
  • Внутренняя оптимизация. Оставить посетителя на сайте, побудить его перейти на следующую страницу, перейти по ссылке, открыть видео или совершить любое другое целевое действие — значит улучшить так называемые поведенческие факторы, которые также повышают позицию ресурса. Этому способствует удобство расположения содержимого и «кнопок», доступность меню, простота навигации, чем и занимается специалист по юзабилити.
    Кроме того, для грамотной внутренней оптимизации важно, чтобы взаимосвязь страниц сайта между ними придавала больший вес наиболее коммерчески значимым разделам. И такое структурирование в крупных SEO-компаниях часто выполняется одним человеком.
  • Внешняя оптимизация. Позиция веб-страницы также определяется количеством ссылок на нее со сторонних ресурсов (параметр «индекс цитирования»). Но не все сайты, ссылаясь на контент продвигаемого портала, смогут положительно повлиять на рост позиций последнего. Сам ссылочный ресурс должен быть авторитетным и желательно тематически актуальным. Задача обеспечения «правильной» ссылочной массы также ложится на оптимизатор SEO, как и забота о регистрации портала в каталогах.
  • Программирование не играет ключевой роли в продвижении сайта, но «громоздкий» «грязный» код, переизбыток JS-скриптов, изображений, стилей CSS, вирусы, неотвеченные запросы и отсутствие мобильной версии сильно мешают достижению топа. Интернет-ресурса.

    экономически выгоднее, если SEO привлечет к работе над сайтом еще на этапе его создания. В этом случае нет необходимости перебирать семантическое ядро, переделывать структуру и переписывать текстовую часть.

    На каких специальностях учиться

    Для получения дополнительных вакансий в качестве SEO-оптимизатора вы можете пройти обучение по следующим специальностям:

    • корпоративные ИТ;
    • управление;
    • компьютерное программное обеспечение и администрирование информационных систем;
    • реклама и связи с общественностью;
    • компьютерные системы и технологии и др.

    Поскольку процесс оптимизации веб-сайта связан с очень разнообразной деятельностью, даже области базовой подготовки могут сильно различаться и включать специальности из Директоратов «Компьютерная и вычислительная техника» (2.09.03.00), «Информатика и наука об информации» (1.02.03.00), «СМИ и информация и библиотечное дело» (5.42.03.00), «Экономика и менеджмент» (5.38.04.00). Следовательно, в перечень обязательных предметов ЕГЭ войдут математика, информатика, русский язык, общественные науки.

    Где учиться

    Значок 1 SEO специалист по нетологии

    SEO-специалист — это не тот, кто просто показывает сайт на первой странице в поисковых системах. Это специалист, который проводит технический аудит, анализ текста, анализ бизнес-факторов на сайте, работает в комплексе с семантическим ядром и контентом и снимает сайт с санкций поисковых систем.

    другое >

    Значок 4

    SEO продвижение сайтов в IRS

    Увеличьте прибыль своего бизнеса за 3 месяца, реализовав SEO-продвижение по методике IT Academy IRS.

    другое >

    Значок 2

    Интернет-маркетолог Ingate

    Практический курс по интернет-маркетингу для цифрового агентства с 18-летним опытом, охватывающий не только SEO, но и весь спектр онлайн-продвижения.

    другое >

    Среди столичных и региональных университетов, которые обучают будущих SEO-специалистов и внедряют принципы ранжирования сайтов с помощью поисковых роботов, можно отметить следующие:

    • Московский технический университет связи и информатики;
    • Российский экономический университет. Г. Плеханов;
    • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
    • Башкирский государственный университет;
    • Омский государственный университет транспорта;
    • Тюменский индустриальный университет и десятки других вузов.

    Вы можете стать профессиональным SEO-специалистом даже без предварительного образования — в процессе работы над проектами, но обучение в колледже поможет вам быстрее стать SEO-специалистом, используя глубокие знания в области информационных технологий.

    Чем приходится заниматься на работе и специализации

    Поскольку продвижением интернет-страниц занимаются разные специалисты, каждого из них можно назвать SEO-оптимизатором. Обязанности разных оптимизаторов зависят от профиля.

    • Координатор проекта оптимизации. Сотрудник связывается с заказчиком, согласовывает бюджет на основе проведенного аудита, составляет техническое задание, стратегический и тактический план действий и контролирует его выполнение.
    • Составитель семантического ядра. На основе исходной тематической фразы составляет списки запросов пользователей и группирует их, распределяя по страницам, выбирает место наиболее важных лексических элементов в тегах и метатегах.
    • SEO копирайтер. Согласно ТЗ (техническому заданию) он должен писать интересные тексты с включением ключевых слов.
    • Специалист по OSM. Его задача — удерживать посетителя портала, развивая удобство использования, создавая интерактивный интерфейс и т.д.
    • Генератор ссылок. Размещайте ссылки на продвигаемый сайт на надежных сторонних ресурсах, оговаривая условия сотрудничества с их владельцами.
    • Программист. Отвечает за бесперебойную работу серверов, очистку кода, отсутствие вирусов, наличие мобильной версии и т.д.

    Теоретически все эти функции может выполнять один человек. Но на практике системным продвижением занимается почти всегда целая команда. Обязанности одних специалистов часто берут на себя другие участники проекта, поэтому распределение ролей SEO внутри разных команд сильно различается.

    Кому подходит

    В первую очередь, SEO-специалист должен обладать системным мышлением, позволяющим рассматривать продвижение сайта как комплекс сопутствующих мероприятий, в которых важна отдельная процедура, но сама по себе ожидаемого результата, скорее всего, не даст. Кроме того, особые качества SEO включают:

    • упорство и терпение;
    • умение ставить четкие тактические задачи, следить за ходом их выполнения и в целом умение обеспечивать слаженную командную работу;
    • гибкость мысли для адаптации программы действий к обновлению.

    Как и другие интернет-компании, SEO подходит для людей, которые могут работать из дома только «удаленно».

    Сколько получают люди, работающие по данной профессии

    По данным с рынка труда, среднемесячная зарплата SEO-оптимизатора в России составляет около 40 тысяч рублей. По некоторым направлениям (например, SMO) он достигает 60 тысяч, а копирайтеры на тех же проектах могут зарабатывать в среднем 25-30 тысяч рублей. При этом почти 10% объявлений предлагают SEO 60-80 тысяч в месяц.

    Уровень дохода SEO-специалиста при работе с конкретным ресурсом зависит от финансовых возможностей его владельца и объема изменений на сайте. Поскольку оптимизационные мероприятия допускают удаленное взаимодействие, оптимизаторы поисковых систем часто пытаются найти зарубежных (западных) партнеров для сотрудничества, которые обычно платят больше за ту же работу.

    Легко ли устроиться на работу

    Чтобы найти работу, SEO-специалисту важно предоставить клиенту подтверждение своего уровня знаний:

    • Качественное портфолио. Он может содержать ссылки на сайты клиентов или образцы статей.
    • Показатели роста продаж клиентов «до» и «после» по обращению к специалисту.
    • Представление, как правильно увеличить ресурс в поисковых системах.

    Успешный опыт реализации проектов становится ключевым фактором при выборе специалистов CEO.

    Как обычно строится карьера

    Любой оптимизатор SEO может повысить свою квалификацию в рамках своей сферы деятельности и расширить круг своих навыков, «захватив» связанную с ним работу. Часто генеральные SEO-специалисты с хорошими организаторскими способностями открывают собственные мини-компании, самостоятельно находят клиентов и обеспечивают общее руководство фрилансерами, нанятыми для решения локальных проблем.

    Перспективы

    Автоматизация в продвижении веб-сайтов уже успешно конкурирует с человеческим творчеством, но регулярное изменение «правил игры» в связи с обновлением алгоритмов поиска также требует постоянного сознательного вмешательства профессионалов, способных разработать новую производственную стратегию и тактика оптимизации. Учитывая, что смена форматов интернет-ресурсов в будущем только усложнит «человеческую» часть работы, профессию SEO-специалиста можно назвать весьма перспективной.