Морской инженер — это специалист, который определяет, как будет выглядеть корабль и какие характеристики он будет иметь. Профессия судостроителя — одна из самых перспективных и востребованных, так как судоходство в России и мире активно развивается.
Оценка профессии
Профессия морского инженера предполагает работы, связанные со строительством кораблей и созданием для них оборудования, а также обслуживанием кораблей. Его представитель проектирует и строит рыболовные суда, транспорт, а также морские и речные пассажирские суда.
История возникновения
Судостроение — одна из старейших отраслей. Ранних инженеров-кораблестроителей условно можно считать первобытными людьми, научившимися выкапывать изнутри ствол дерева и делать челноки. В период античности производство транспортных средств для водного транспорта приобрело черты профессии: регулярность производства, определенную систему обучения ремеслам и доход.
Развитие судостроения привело к рождению уже в средние века промышленного инженера нового типа, который на самом деле был лишь высококвалифицированным мастером. Успехи в машиностроении позволили усовершенствовать и окончательно сформировать эту профессию.
В середине 19 века корабли представляли собой уже сложные технические системы. В результате возникает острая необходимость в увеличении количества профессиональных инженеров-строителей, способных проектировать водный транспорт, качественно ремонтировать его, а также совершенствовать существующие и создавать новые морские механизмы. В ответ на эту просьбу в 1860 году в Англии открылся Институт морских архитекторов, где он начал подготовку будущих инженеров-кораблестроителей.
Характеристика профессии
Морской инженер занимается проектированием кораблей, их механизмов и узлов. Его основная задача — спроектировать технически безупречный корабль с учетом всех требований к его эксплуатационным характеристикам. Кроме того, такой специалист отвечает за внешний вид корабля.
Профессия включает в себя ряд ограниченных областей. Суть и объем работы инженера зависит от выбранной им специализации. Сможет сделать:
- конструкция корпуса;
- океанотехника;
- морские энергетические установки (руководство обеспечивает проведение исследований, создание проекта, изготовление оборудования, его техническое обслуживание и ремонтные работы);
- подводная техника;
- морская и гидрофизическая акустика;
- автоматизированные системы управления морской техникой;
- автоматизированные информационно-навигационные системы (руководство предусматривает вмешательство в морское вооружение: разработка систем защиты от воздействия полей, буксируемого вооружения, навигационных систем, вредоносного программного обеспечения и др);
- энергетические системы кораблей (речь идет об их разработке, установке, обслуживании и модернизации, а также о написании для них специальных компьютерных программ).
В зависимости от выбранной специализации морской инженер может работать в институте (проектном или научно-исследовательском), на судостроительном или судостроительном заводе, преподавателем в профильном вузе и даже подписывать контракт о прохождении службы в ВМФ. Благодаря серьезной общей и узкоспециализированной подготовке специалист легко адаптируется к работе как в государственной, так и в коммерческой организации.
Обучение и ЕГЭ
Есть полтора десятка вузов, где можно получить довольно редкую, но очень популярную профессию морского инженера:
- Московская государственная академия морского транспорта;
- Калининградский государственный технический университет;
- Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева;
- Государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова (Санкт-Петербург);
- Севастопольский государственный университет;
- Инженерная школа Дальневосточного федерального университета (Владивосток) и филиал ДВФУ в Большом Камне;
- Морской государственный университет имени адмирала Невельского (Владивосток);
- Сибирский государственный университет водного транспорта (Новосибирск);
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени Туполева;
- Приволжский государственный университет водного транспорта;
- Институт морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета;
- Комсомольский-на-Амуре государственный университет;
- Мурманский государственный технический университет;
- Северодвинский филиал Северного федерального университета (Арктика.
Каждый из этих вузов достоин внимания тех, кто хочет получить профессию судостроителя. Например, Санкт-Петербургский морской технический государственный университет готовит инженеров мирового уровня, способных проектировать, строить и обслуживать гражданские корабли, военные корабли и подводные лодки, средства для разведки и добычи газа, нефти и других полезных ископаемых со дна моря. Северодвинский филиал САФУ по системе «завод — ВТУЗ» готовит морских инженеров и океанологов для Севмаша и КС «Звездочка». Уже на первом курсе будущие судостроители официально трудоустраиваются на базовые предприятия и по специально разработанной образовательной программе вместе с теоретическими знаниями получают практические навыки на производстве. Результатом такого подхода к подготовке инженеров-судостроителей является ежегодная трудоустройство выпускников на уровне не менее 90 %.
Для поступления в вуз на морского инженера необходимо сдать три предмета ЕГЭ:
- русский язык;
- профильная математика;
- физика.
Как и в случае с большинством инженерных специальностей, оценки по программам судостроения низкие. Например, в Морском университете. Невельского за последние 7 лет планка выше 158 не поднималась, минимум был на 125.
Подготовиться к тому, чтобы стать морским инженером в России, можно прямо в средней школе. Летом 2019 г. 79 имени Н. Зайцева подписала договор об открытии инженерных и судостроительных курсов с Объединенной судостроительной корпорацией Нижегородского государственного технического университета. Р. Алексеева и завод «Красное Сормово». Старшеклассников обучат специальным навыкам, которые пригодятся им при поступлении в вуз, во время учебы и даже на роботе после окончания профильного вуза.
Обязанности
Спектр должностных обязанностей и должностных обязанностей морского инженера очень широк. Они могут отличаться в зависимости от вашей специализации. Работая по разным профилям, судостроитель может:
- проектирование корпусов судов и плавучих объектов (рыбных хозяйств, понтонов);
- рассчитать количество материалов, выбрать необходимый для работы инструмент и оценить экономическую эффективность каждого технологического процесса;
- разрабатывать инструкции, руководства и технологические схемы с учетом правил и положений, касающихся безопасности на работе;
- познакомить с разработанными технологиями;
- вносить изменения в документацию при изменении технологических процессов и согласовывать их с Российским морским регистром судоходства;
- выполнять поиск дефектов корпуса и замеры остаточных толщин корпусных конструкций;
- составлять отчеты о результатах проведенного выявления неисправностей и согласовывать их с Реестром;
- вести переговоры с заказчиком и доводить объем работ до сведения подрядчиков, организовывать и контролировать рабочий процесс.
Знания, умения и навыки
Морской инженер — профессия, требующая серьезной теоретической подготовки. Для успешной работы судостроителю обязательно нужно знать:
- физико-химические свойства используемых материалов;
- стандарты, принятые в судостроительной отрасли;
- принципы работы и особенности технологии монтажа конструкций и оборудования;
- современные методы проектирования и расчета.
Одной теории для морского инженера явно недостаточно. Приобретенные им знания необходимо преобразовать в следующие навыки:
- выявление различного рода неисправностей в механической сборке, утеплении и обшивке корпуса (для их выявления часть рабочего дня должна быть посвящена спуску в трюм и подъему в рубку);
- составить отчет о дефектах с четким изложением объема запланированных работ и перечнем необходимых для них инструментов и материалов;
- оформление ремонтных листов с подробным перечнем мероприятий по устранению неисправностей или модернизации узлов, элементов, технических систем;
- полный осмотр корабля после завершения ремонта.
Владение персональным компьютером — необходимое условие для приема на работу. В дополнение к стандартному пакету программного обеспечения инженеру рекомендуется иметь возможность использовать специализированное программное обеспечение для 3D-проектирования и моделирования (Compass 3D, AutoCad 3D, RFEM, RSTAB, RWIND Simulation).
Личные качества
Успех и достижения в работе, взаимопонимание с сотрудниками и карьерный рост морского инженера зависят от его личных качеств. Желательно, чтобы у представителя этой профессии были:
- технический и аналитический склад ума;
- креативное мышление;
- обязанность;
- умение сосредоточиться на задаче;
- высокая скорость отклика;
- пунктуальность;
- общительность;
- любовь к технике;
- устойчивость к стрессам.
Если вы решили научиться конструировать лодки и плавсредства, оцените своего персонажа и подумайте, каких качеств вам не хватает. При особом желании любой из них можно разработать, но начинать над этим надо, не дожидаясь поступления в вуз. Помните, что отсутствие хотя бы одного может сильно усложнить работу, а в некоторых случаях даже привести к увольнению.
Заработная плата
Профессия морского инженера в России — одна из самых популярных и высокооплачиваемых профессий. По данным сайтов о вакансиях, сегодня ежемесячная зарплата судостроителя составляет от 30 до 100 тысяч рублей. Бизнес в Москве и Санкт-Петербурге платит от 90 до 140 тысяч рублей.
Большая часть судостроительных предприятий находится в государственной собственности. Это означает, что инженер может рассчитывать на формальное трудоустройство и комплексный социальный пакет, который включает своевременный оплачиваемый отпуск от компании, отпуск по болезни, а также премии и надбавки.
Как строить карьеру
Карьерный рост морского инженера обычно сопровождается серией аттестаций, присвоением категорий и проверками профессионального уровня. Чтобы получить повышение, нужны амбиции и терпение. Для этой области не характерен быстрый карьерный рост, поэтому вы должны быть готовы потратить годы на достижение желаемой цели.
Первая ступенька для судостроителя — это должность главного инженера или конструктора. После этого можно нацелиться на должность заместителя, а затем — на руководителя отдела (цеха) или на проект. Следующий уровень — высшее руководство компании. Вершиной его карьеры является должность директора завода.
Есть и альтернативный способ. Вместо того чтобы продвигаться в рамках одной компании, обладая деловой хваткой и значительными финансовыми ресурсами, вы можете выбрать бизнес и открыть свой собственный двор.
Перспективы профессии
По данным Минпромторга, в РФ официально работают более 180 судостроительных компаний. Общая численность их сотрудников составляет около 200 тысяч человек. Судостроительная отрасль стабильно увеличивает объемы производства и выручку от продажи готовых лодок и плавсредств. Во многом этому способствует государственная поддержка, которая выражается в целевых федеральных программах развития и модернизации.
На уровень спроса на инженеров-судостроителей в России сейчас влияет не только состояние экономики, но и политическая ситуация в глобальном масштабе. Из-за введения санкций против РФ страна была вынуждена перейти на импортозамещение. Следовательно, государству потребовались новые заводы и производственные линии, которые могли бы снабжать судостроительную промышленность отечественными аналогами импортных товаров. В результате российские предприятия начали осваивать разработку и внедрение новой продукции, привлекая для этого грамотных и опытных специалистов.
В прошлом году в России завершено строительство 104 гражданских судов и других плавучих сооружений. Среди наиболее значимых — 2 танкера проекта RST27 M и 5 сухогрузов проекта RSD59, вышедшие из запасов завода «Красное Сормово». Все это говорит о том, что у профессии морского инженера непременно есть будущее, и спрос на ее представителей будет постоянно высоким.
Автор: Юлия Заблоцкая