Море никогда не останется без людей. Миллионы моряков посвящают свою жизнь флоту и взамен получают непростую, но интересную и необычную судьбу.
Оценка профессии
Какие есть специализации
Есть не «одни моряки». Судовладельцам требуется множество профессий. Морские суда также используются во многих отраслях промышленности. Сжиженный газ перевозится газовозами. Опасные химические грузы — на химических средах. Машины — автовозы и морские паромы — иногда целые поезда. Животных ведут овцы. Есть рыбацкие лодки. Есть грузы, которые можно комбинировать — для этого есть генеральные грузовые суда. Насыпные (зерно, уголь, минералы) перевозятся на балкерах, скоропортящиеся (фрукты, мясо, рыба) — на рефрижераторах, жидкости (масло, вода, вино) — на танкерах, контейнеры — на контейнеровозах.
Наконец, пассажирские суда перевозят пассажиров, например туристов.
Означает ли все это, что на борту должны быть химики, затем инженеры-транспортники, затем биологи, а затем гиды?
Здесь главное, чтобы экипаж любого корабля традиционно имел одинаковый состав. Он разделен на два основных сервиса: палуба и двигатель.
Капитан отвечает за экипаж и палубную службу, в которую входят офицеры — первый, второй, третий, четвертый помощники капитана, а также частные лица — боцман, матросы, повара и официанты. На некоторых судах есть радисты и медицинские операторы. Многие другие специалисты работают на пассажирских судах. Экипаж пассажирского теплохода может достигать полутора тысяч человек.
Палубный экипаж подготавливает грузовые трюмы и палубные механизмы к работе: занимаются смазкой, очисткой, покраской. Вахтенные помощники наносят курс на навигационные карты, проверяют оборудование, обучают экипаж, осуществляют навигационный контроль в море и проверяют груз корабля в порту.
Машинной службой руководит пожилой слесарь, которому подчинены офицеры — второй, третий, четвертый, слесарь-системотехник, электромеханик, слесарь-рефрижератор, а также частные лица — сиделки, уборщицы, сварщики, токари.
Машинная бригада поддерживает в порядке весь машинный комплекс в машинном отделении. Морские инженеры имеют дело с множеством механизмов и систем различного назначения. На кораблях используются практически все существующие типы двигателей и даже ядерные реакторы. С каждым годом появляются все новые и новые технические решения в области морских силовых установок. Кстати, уникальные знания и опыт морских инженеров могут быть востребованы и в других сферах индустрии.
Разные виды судов
Роботы тоже моряки. А точнее: подводные роботы-автоматы, управляемые с поверхности воды. Чтобы заставить их работать, специальные геофизические корабли исследуют квадрат за квадратом морское дно и все, что под ним, в поисках новых и новых нефтяных месторождений, основного источника энергии на планете.
В последнее время количество нефти, добываемой не слишком глубокими и довольно старыми скважинами, сокращается. И новые месторождения находятся на большой глубине. Например, у берегов Бразилии пробурена скважина на глубине 2300 м. Для разработки таких месторождений нужны корабли с совершенно фантастическим оборудованием, потому что буровую платформу в таких условиях невозможно поставить на якорь. Что делать? Есть гигантские плавучие корабли и платформы, управляемые системами спутниковой навигации, благодаря работе которых платформа удерживается на месте.
Буксиры доставляют на площадку и устанавливают новые платформы, добывающие нефть и газ в море. Иногда огромные платформы буксируют через океаны. Корабли снабжения доставляют на платформы оборудование, цемент, топливо, воду и продукты питания днем и ночью. Водолазы следят за состоянием трубопроводов и платформ. А управление в недоступных для человека местах — уже прерогатива роботов.
Итак, буровые суда бурили скважины на морском дне. Кстати, в океане ищут не только нефть, но и алмазы.
А еще есть корабли, которые прокладывают трубопроводы и кабели в океане, соединяя континенты.
Образование
Чтобы стать моряком или опекуном, достаточно пройти годичный курс в морской школе. Его выпускники обычно устраиваются на работу на российские корабли. Желающим работать под иностранным флагом требуется удовлетворительное знание английского языка и опыт работы.
Те, кто решает стать военно-морским офицером, поступают в морские высшие учебные заведения, где учатся, получая опыт работы во время практики. Есть также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. Выпускники морских вузов имеют все шансы устроиться на работу непосредственно в иностранную компанию.
Судовладельцы во всем мире подчиняются единым требованиям Международной морской организации (IMO), в том числе в области обучения персонала. Поэтому каждое морское учебное заведение должно соответствовать не только национальным, но и международным требованиям. В результате документ об образовании, полученный в таком учебном заведении, автоматически признается всеми государствами мира и публикуется на английском языке морской администрацией России.
Медкомиссия и психологический тест — первое, с чем сталкивается кандидат морского учебного заведения. Ежегодный медицинский осмотр будет сопровождать успешного кандидата на протяжении всей его или ее морской жизни. Нет моряков со слабым здоровьем в море — ни один врач не возьмет на себя такую ответственность — выпустить пациента в плавание.
Моряк должен уметь плавать. Насколько это хорошо? Вы должны уметь плавать, чтобы плавать в одиночку и буксировать потерявшего сознание товарища. Это проверяется каждые пять лет, и записывается время, необходимое для плавания в бассейне.
Высокая стоимость обучения также является отличительной чертой морского учебного заведения. Сложно сказать, является ли это платой за высокое качество знаний или за возможность получить относительно неплохие деньги в будущем. Однако традиционно существуют и бюджетные отрасли.
Организация учебного процесса дневных отделений морских учебных заведений подразумевает настоящий военный заказ. Дисциплина и высокий уровень профессионализма — две вещи, необходимые для успеха в сложных, а иногда и критических условиях.
Моряки не могут быть безответственными: им доверено слишком много. Стоимость современного контейнеровоза иногда достигает 30-50 миллионов долларов, не считая стоимости груза. Экипаж такого корабля — 25 человек. Пассажирское судно вмещает 3000 пассажиров. Танкер большой вместимости может перевозить на борту 500 000 тонн нефти или более опасного вещества. Разумеется, какой должен быть уровень подготовки специалистов для обеспечения безопасности человеческой жизни, экологии и безопасности корабля?
Когда под килем 5000 метров воды, одна неделя на полном ходу в сторону переднего берега и столько же в сторону заднего берега, на борту вспыхивает пожар, и на помощь рассчитывать не приходится, случайное происшествие Сон дежурного механика может стоить жизни любому члену экипажа. А если неопытный четвертый помощник недостаточно владеет английским языком, он не сможет правильно понять текст полученного навигационного предупреждения о бедствии.
Английский язык в морских учебных заведениях изучается углубленно: именно этот язык признан международным языком на флоте. Все документы составлены на английском языке, ведется радиосвязь, общение происходит в смешанных экипажах, набранных в разных странах.
Работа на море традиционно считается мужским занятием. Но на какие должности девушки могут рассчитывать в будущем для получения морского образования наравне с мужчинами? Традиционно это бармен, повар, аккуратник (уборщица), но также может быть, например, навигатором. Женщине более реально стать капитаном, чем механиком, и в целом она скорее будет просто тренироваться на корабле кадетом, чем долго работать: слишком большие нагрузки. Намного чаще женщину с морским образованием можно встретить в офисе компании-укладчика (у которой есть причал), агентства прибрежного обслуживания судов и компании экипажа — о таких компаниях речь пойдет ниже. Есть также много женщин-судостроителей, которые проектируют и строят корабли, но они заканчивают другое учебное заведение: судостроение, а не непосредственно судостроение.
Трудоустройство
Подбором персонала для судовладельца и подготовкой документов для допуска моряка на судно часто занимаются экипажи компании — посредники между судовладельцем и моряком, расположенные по всему миру. Связь с ними происходит по телефону и электронной почте.
Один из важнейших документов — морское удостоверение личности. Судовладелец организует и оплачивает получение моряком этих документов, а также перелет моряка на судно и его возвращение домой.
Как устроиться на судно, работающее под иностранным флагом? Моряку необязательно явиться на собеседование в другую страну — все делается по телефону. Но чтобы получить лицензию страны флага на право работы, претендентам на место на корабле иногда приходится летать и сдавать экзамен по английскому языку в стране, выдавшей документ.
Вначале, когда опыта работы недостаточно, бригадные компании предлагают контракты на срок до 9-10 месяцев. Иногда судовладелец заключает с моряком постоянный договор. В иностранных компаниях моряки чаще работают по временным контрактам.
Более высокие зарплаты опытным морякам предлагают европейские и американские компании. Заработная плата российского главного механика, например, может составлять 500 долларов в день при сроке контракта 6 недель. На том же корабле зарплата помощника повара из Непала составляет всего 200 долларов в месяц при двухлетнем контракте. Кстати, хорошее питание на борту моряка также обеспечивается за счет владельца.
В некотором смысле моряк не выбирает, где работать, потому что один и тот же пароход может перевозить грузы как между несколькими конкретными портами в соответствии с установленным расписанием (это называется лайнером или лайнером), так и между разными портами, меняясь с каждым новым груз (это называется бродячий транспорт, от английского слова tramp — бродяга).
Работа и отдых
Моряк — это скорее образ жизни, чем профессия. Человек, начавший военно-морскую карьеру, впадает в настоящее пристрастие к ней. Романтики, прежде чем поступить на службу к владыке морей, должны хорошо подумать, чем они жертвуют. Четко обозначьте специфику этой работы, чтобы в будущем не было неприятных сюрпризов.
Часто кроме вас в вагоне нет ни одного русскоговорящего человека. Не всегда можно позвонить домой. Субботы, воскресенья и праздников у моря нет. Для снижения затрат судовладельцам выгодно сократить количество экипажей и переложить всю работу на плечи оставшихся моряков.
Люди на судне работают по графику «6 часов работы — 6 часов отдыха». Однако отдых — понятие относительное. Покачивание, сильные электромагнитные поля, замкнутое пространство, 45-60 ° C на палубе и в машинном отделении, высокий уровень шума, ощущение вибрации двигателя, запах топлива и многих токсичных веществ, постоянная смена часовых поясов, иногда на борту хранится еда на месяц вода, полученная из дистиллята или из непроверенного источника с берега — вот краткий перечень «изюминок» этой работы. Чтобы безопасно работать на корабле в условиях длительных океанских переходов (иногда более месяца) и отсутствия врача, необходимо иметь отличное здоровье и иммунитет. Есть такие понятия, как восстановление тела, реабилитация. Если перегруженный работой моряк не может вовремя отдохнуть, усталость переходит в болезнь. А болезнь — в хронической стадии.
Точно так же и психологически: девять месяцев жизни, далекие от обычного земного существования, накладывают сильный отпечаток на характер и мысли. Когда это повторяется из года в год с небольшими перерывами в 2-3 месяца, человека практически не узнать.
В Великобритании, например, есть закон, согласно которому моряк, возвращающийся из рейса продолжительностью более трех с половиной месяцев, не может участвовать в выборах до окончания периода отдыха.
И также следует помнить: работа по постоянному или временному контракту не входит в стаж работы моряка в России. По действующим российским законам граждане России, находящиеся за границей более 183 дней, даже освобождаются от уплаты налогов.
Как ни странно, моряк, проработавший в море несколько месяцев, считается .. безработным. Человек, который годами приносил стране прибыль в виде ввозимой валюты, просто не имеет права на пенсию по выслуге лет, поскольку он официально был безработным. В случае потери здоровья моряк фактически окажется безработным, так как медицинская комиссия признает его недееспособным, и компенсации от государства не будет.
На берегу
Современные корабли и транспортные системы призваны минимизировать простои дорогостоящих судов в портах. Например, танкер любого размера должен быть разгружен не более чем за 12 часов. Стыковка контейнеровоза в порту — дело нескольких часов. Тенденция такова, что экипажу становится все труднее выходить на берег для отдыха.
Но даже на морском побережье немало опасностей. Как правило, он ходит по твердой земле после окончания рабочего дня, вечером и ночью. Прямо сейчас портовые районы кишат любителями легкой наживы. Местная полиция, даже если они появятся, обычно не защищает интересы иностранца, а скорее не откажется участвовать в процессе приобретения материальных ценностей.
В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей, в том числе в Европе. Однако передавать оружие экипажам запрещено. Пожарный шланг — это все, что есть на корабле из оборонного арсенала.
Значительная часть территории планеты лежит в тропической зоне, где моряка подстерегают необычные болезни — по крайней мере, сама малярия. Местные бактерии не так действуют на жителей страны, как на ее хозяев.
А что с родным берегом?
Меняется психология человека, годами бороздящего океаны. Исчезает тоска по дому, мир становится настолько знакомым, что исчезает понятие привязанности к определенному месту. Человек начинает верить, что он вправе выбирать любую страну проживания. Многие делают это в силу каких-то личных обстоятельств: обзаводятся семьями и живут в разных уголках нашей прекрасной планеты. К тому же иногда дома их уже не ждут — ни для кого не секрет, что далеко не каждый способен долго ждать моряков.
Знакомым на берегу и даже родственникам бывает сложно понять, кто живет в море. Вернувшись на родину, путешественник каждый раз попадает в новый для него мир, к которому он должен снова адаптироваться. Ему сложно приспособиться к уже чуждому и забытому ритму прибрежной жизни. Результат — одиночество: те, кто понимает моряка, в большинстве своем тоже моряки, а моряки, как обычно, в море. Иногда друзья не могут встречаться годами.
Но даже в перерывах между поездками моряк продолжает жить у моря. Он скучает по просторам океана, голубой воде, свежему ветру, новым странам. По четко определенному образу жизни, при котором всем полезно и нужно.
Автор статьи: Валентин Фомин