Вчерашний университетский профессор по-прежнему является его учеником, но, несмотря на его молодость и неопытность, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто стекается в класс на уроки.
Оценка профессии
Чтобы преподавание в университете стало профессией, недостаточно знать свой предмет в совершенстве. Вы должны уметь передавать свои знания и интересовать студентов даже в непривлекательных дисциплинах по большей части, таких как материаловедение или начертательная геометрия.
Обучение в вузе — это высший уровень педагогического мастерства и ответственного труда. Чтобы занять должность на факультете университета, требуется хорошая профессиональная подготовка. Обладатель степени бакалавра не сможет обучать студентов вуза: специалисты, получившие хотя бы одну степень магистра, имеют право стать преподавателями в университете.
История
Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX-XI веках в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения стали появляться с XII-XIII веков (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).
В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты изучали различные прикладные науки, наиболее популярными среди которых были теология, философия, медицина и юриспруденция. Наиболее талантливые мыслители своего времени, занимавшиеся исследованиями, развивающими науку, стали профессорами и преподавателями университетов.
Какие должности существуют в высших учебных заведениях
В отличие от школьного учителя, которому нужно только закончить институт или университет, чтобы начать работать, учителю колледжа придется много попотеть, чтобы занять свое место в иерархии. Чтобы перейти на каждую из позиций, необходимо выполнить ряд условий.
- Ассистент. Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий степень магистра или магистра и преподающий не менее одного года. После окончания учебы опыта не требуется. Этот работник консультирует студентов, проводит с ними лаборатории, упражнения и семинары, помогает профессорам и доцентам в проведении тестов и экзаменов. Их часто приглашают в качестве успешных ассистентов.
- Профессор. Это более высокий уровень, для которого кандидат должен иметь не менее 3-х лет опыта работы в университете или степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читает лекции.
- Доцент. Чтобы претендовать на эту должность, вы должны закончить аспирантуру, быть кандидатом наук, посещать различные научные мероприятия (симпозиумы, конференции), иметь собственную работу, писать статьи, руководить аспирантами.
- Учитель. Получив докторскую степень, проработав 5 лет в системе высшего образования, опубликовав серию монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высший уровень иерархии, который достигается только долгими годами упорной работы.
По этому пути могут пойти только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди. В то же время нельзя забывать о повседневной работе в университетских аудиториях и библиотеках.
Как устроиться на работу в вуз
Вкратце, алгоритм становления преподавателем университета может выглядеть так:
- Выберите вуз по своему вкусу, получите степень бакалавра, затем магистра. При этом желательно хорошо учиться, демонстрировать навыки по выбранной специальности и проводить активные исследования.
- Поступление в аспирантуру. Хороший вариант — поработать ассистентом на кафедре того же вуза. После того, как соискатель защитит диссертацию и станет кандидатом наук, при наличии вакансии может быть назначен старший преподаватель. В противном случае придется ждать своего шанса или искать себе другую работу.
- Обсуждение докторской диссертации с последующим присвоением ученым советом вуза звания доцента. Большинство учителей останавливаются на этом. Самые настойчивые поступают в докторантуру, где несколько лет пишут, а потом защищают диссертацию. И все это для получения звания доктора наук, что открывает путь к профессорскому званию.
Найти место в вузе бывает непросто, многое зависит от его местоположения и уровня престижа. Региональные университеты часто готовы нанять сотрудника, который еще вчера защитил диплом. В столичных вузах открытия вакансии должны ждать годы.
https://youtube.com/watch?v=_FukvzXHED4
Обязанности на работе
Каждый преподаватель университета или института преподает студентам одну или несколько академических дисциплин. В обязанности учителя входит:
- подготовка дидактического материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
- проведение лекций со студентами в различных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием наиболее эффективных и современных методов обучения;
- мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование навыков, умений и знаний, необходимых по изучаемой дисциплине;
- следить за успеваемостью студентов;
- подготовка учебных материалов, участие в модернизации образовательных программ;
- прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.
Помимо основной деятельности, педагог курирует дополнительные, факультативные секции, консультирует студентов в индивидуальном порядке. Обязательное условие — научная работа и приобщение к ней студентов. Но в большинстве российских вузов нет необходимой базы для тщательной исследовательской работы, у них нет помещений, оборудования, сырья и т.д. Часто сотрудник приобретает необходимые элементы за собственные деньги.
Учебная нагрузка преподавателя университета ограничена 900 часами в год, регулируется администрацией университета в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени, посвященного научной деятельности. Согласно трудовому законодательству, рабочая неделя не превышает 36 часов.
Для кого подходит
Преподавателем в университете может быть человек, который свободно владеет своим предметом, увлечен им и находится в постоянном профессиональном развитии. Уровень знаний должен быть на голову выше, чем у всех учеников класса. Это вопрос компетенции как сотрудника, так и учебного заведения. Если учитель находит контакт с учениками, результаты его деятельности скоро станут очевидны, иначе слушатели просто будут ждать окончания урока.
Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, узнавать о новинках в своей области знаний и ответственно подходить к подготовке каждого урока.
Среди необходимых личных качеств можно выделить:
- ответственность и трудолюбие;
- страсть к своему делу;
- коммуникативные навыки, умение находить контакт с публикой и преподносить материал в интересной и доступной форме;
- тяга к научной и творческой деятельности;
- активная жизненная позиция;
- настойчивость и сосредоточенность;
- уважительное отношение к своим ученикам и коллегам;
- ясная и ясная речь;
- терпение и хладнокровие.
Хороший учитель всегда ищет разные возможности для повышения уровня знаний своих учеников. Поощряется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки инициатив можно получить российские или зарубежные гранты.
Сколько получают
Заработная плата преподавателей в российских вузах — самое слабое место системы высшего образования. В среднем рядовой учитель получает 15-17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и в отдаленных регионах можно рассчитывать на 23-30 тысяч рублей. Заработок профессора иногда достигает 30-45 тысяч рублей. Кроме того, сотрудник вуза получает бонусы за стаж работы, а при наличии достаточных средств — бонусы.
Время от времени могут быть единовременные выплаты за исследования, обучение подрядчиков или стипендии, но это принципиально не меняет ситуацию. Многие учителя берут дополнительную оплату или выполняют административную работу, чтобы свести концы с концами, увеличивая и без того значительную рабочую нагрузку. Вы также можете заработать дополнительные деньги, занимаясь наставничеством, наставничеством или организуя научные мероприятия.
Среди неоспоримых плюсов работы преподавателем вуза — оплачиваемые летние каникулы продолжительностью 56 календарных дней.
Как построить карьеру
Карьерные перспективы профессора университета есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Таким образом, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор — деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях вы можете получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но для того, чтобы по-настоящему претендовать на них, одних талантов и навыков недостаточно, вам нужно больше связей.
Перспективы профессии
быть преподавателем в университете престижно, а интеллектуальная среда способствует постоянному развитию личности. Однако материальная сторона проблемы отпугивает многих талантливых людей от работы в системе высшего образования.