В повседневной жизни укоренились два представления о содержании профессии интервьюера. В первом значении это человек, профессионально занимающийся анкетированием или опросом с целью сбора информации об общественном мнении по той или иной проблеме. Во втором смысле интервьюер — это журналист, специализирующийся на проведении интервью, то есть он берет интервью у различных общеизвестных собеседников, выпуская готовые материалы в бумажном, видео или аудио формате. В списке вакансий, когда мы говорим об этой профессии, мы почти всегда имеем в виду первый вариант значения, о котором здесь пойдет речь.

Средняя зарплата: 15000 рублей в месяц
Разговор корреспондента и чиновника

Оценка профессии

Запрос
54%

Платежеспособность
35%

Конкуренция
50%

Барьер для входа
32%

Перспективы
50%

История профессии

Профессия интервьюера относительно молода. Он зародился в 30-х годах ХХ века с развитием опросов общественного мнения в США, Испании, Германии. Однако в те годы сбор информации не признавался настоящей работой: считалось, что для этого достаточно естественного разговора между респондентом и человеком, которому он доверяет. Поэтому от интервьюера не требовалось обладать специальными навыками и умениями, научиться вести беседу.

В то время усилия исследователей общественного мнения были направлены на то, чтобы не допустить, чтобы проводник опросов воспринимался как собеседник: интервьюер в идеале должен был стать неким невидимым, что противоречит самой природе диалога. В результате профессия как набор специальных методик не получила развития, и оценка деятельности интервьюера производилась по количеству ошибок, допущенных им в процессе социального измерения.

Только в районе последней четверти ХХ века в практику исследований вошло не только обработка полученных данных и вывод статистических значений, но и прослушивание аудиозаписей интервью, проведенных по единому стандарту. Потом выяснилось, что даже ответы на стандартные ответы во многом зависят от компетентности интервьюера. Более того, выяснилось, что на результаты исследования влияют предварительные ожидания интервьюера и, в еще большей степени, ситуативные ожидания (ролевые и структурно-оценочные), которые трудно идентифицировать. В общем, нужно уметь проводить интервью, потому что интервьюируемый не готов структурно отвечать, как робот: он бессознательно стремится к простому человеческому диалогу, видя в интервьюере собеседника, а не безликого представителя какой-то организации, проводящей опросы.

Методы проведения профессиональных собеседований начали пересматриваться, уточняться и улучшаться, и этот процесс продолжается и сегодня. Любое новое надежное социально-психологическое исследование может послужить мотивом для следующего обзора или уточнения. И до получения абсолютно безупречных и эффективных методических результатов еще далеко, так как практика собеседования также вносит постоянную ошибку в разработанный формат процесса.

В России социологические исследования проводят различные организации, наиболее известными из которых являются Левада-центр, Фонд общественного мнения и ВЦИОМ. Но важны не только крупномасштабные вопросы социологии, экономики или политики.

Большинство компаний (особенно крупных) собирают информацию о потенциальных потребителях своей продукции также с привлечением интервьюеров. Правда, иногда важность этой работы недооценивают и для ее выполнения нанимают не специалиста, а случайного человека, который представителю компании покажется достаточно общительным. Но такой подход приводит к статистическим ошибкам, поскольку временный работник не только не обучен методам проведения собеседований, но даже не пытается их освоить. Поэтому постоянные сотрудники колл-центров, которых учат проводить опросы, или такие же постоянные группы сотрудников в маркетинговых отделах компаний, работают намного лучше.

Описание и категории профессии

Суть профессии интервьюера заключается в сборе информации об общественном мнении с помощью опросов и анкет. Методика сбора информации определяется в каждом индивидуальном случае, но, как правило, это телефонный опрос респондентов или обход их по путевому листу: работа в полевых условиях. Несмотря на кажущуюся простоту процесса, интервьюер сталкивается с рядом практических трудностей, которые сформулировались как объективные проблемы только в конце ХХ века.

В 1990-х годах когнитивные психологи, представляющие Мичиганскую методологическую школу (а социологами в то время были не более 7% исследователей), обнаружили, что один человек, проводя профессиональное интервью, решает одновременно две очень сложные задачи.

  • Представление. В ходе опроса интервьюер очень часто получает путевую ведомость или ее аналог, которая в классической практике специально подготавливается так, чтобы список респондентов соответствовал пропорциям населения, распределенного на данной территории. Недостаточно прийти в определенную группу и опросить всех присутствующих, потому что такая выборка не будет репрезентативной. Например, в лектории института по случаю общего собрания факультета можно будет опросить только группу определенного возраста, с узким кругом интересов и определенным темпераментом, так как часть команда систематически игнорирует такие события.
  • Мера. Уже непосредственно в ходе самого опроса результат будет зависеть от характера разговора и даже от скорости (темпа) — условно говоря, от количества положительных и отрицательных ответов. Например, при выборе ответа, который совпадает с общим мнением опрашиваемого, ему нужно меньше времени, чтобы согласиться, чем отрицать, потому что во втором случае время также посвящено выбору тем («потому что я думаю иначе, чем другие «). Быстрый темп вопроса и ответа заставляет собеседника давать положительный ответ. И интервьюеру следует избегать любых провокаций.
  • Существует множество методик грамотного проведения собеседований. Например, считается, что если специалисту удалось втянуть собеседника в разговор хотя бы на минуту, то с вероятностью 80-90% состоится полноценное интервью. Следовательно, профессионал должен уметь привлекать и удерживать внимание.

    В целом в работе интервьюера при взаимодействии с собеседником можно выделить три наиболее распространенных типа начальных практик:

    • получить информированное согласие на сбор данных: иногда человек понимает, в чем он участвует, только по окончании опроса;
    • исправление отказа от ответа («Не хочу отвечать», «У меня нет мнения по этому поводу») и отказ от продолжения диалога;
    • исправление неуверенности и сомнений (точно не знаю »): специалист должен уметь избавить собеседника от сомнений, задав наводящие вопросы.

    В реальных условиях на местах это даже сложнее, чем теоретически, поэтому интервьюеры часто нарушают установленные стандарты работы. Например, когда в маршрутном листе указано 100 квартир, а в 30 нет ни одной, 30 не хотят открывать дверь, а оставшиеся 40 разбросаны по окраинам города, куда далеко и неудобно добираться, интервьюеры начинать расспрашивать не по списку: lines », говорить с теми, кто готов говорить, а не с теми, с кем нужно.

    Некоторые недостатки профессии (например, длительные поездки в город) сглаживаются при выборе варианта телефона для анкеты. В этом случае задача сбора информации часто поручается call-центрам, которые проводят профессиональный опрос респондентов.

    Направления подготовки и специальности

    Во-первых, подготовка интервьюеров проводится по программам социологии. Код специализации по специальности «Социология» — 5.39.03.01

    .

    Маркетинговые программы, в которых интервью служит инструментом изучения вкусов потребителей для выбора способа продвижения товаров, также предполагают овладение базовыми навыками взаимодействия с целевой аудиторией. Код специальности для профиля «Маркетинг» — 5.38.03.06.

    Лучшие вузы для обучения

    По всей стране существует более 30 университетов, которые готовят социологов, но наиболее востребованными являются следующие:

    • Высшая школа современных социальных наук — структурное подразделение МГУ. М. Ломоносов,
    • Институт управления Белгородского исследовательского университета,
    • Социологический факультет Саратовского университета им. Н. Чернышевского,
    • Институт социально-гуманитарных наук Южно-Уральского университета,
    • Институт психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета.

    Изучать маркетинг можно в любом университете, где есть специализация «Коммерция», например:

    • в Институте управления производством, экономики и торговли — подразделении Санкт-Петербургского политехнического института,
    • на экономическом факультете Кубанского государственного университета в Краснодаре,
    • на факультете делового администрирования и предпринимательства НИНХ в Новосибирске.

    Но вам не обязательно заканчивать колледж, чтобы стать экспертом-интервьюером. Обычно в компаниях, предлагающих постоянную работу по этому профилю, проводятся курсы, тренинги и бизнес-тренинги. Такие специализированные курсы часто проводят сертифицированные социологи, досконально изучившие проблемы интервьюирования, поэтому будущий практик получит более узкие, но и более необходимые прикладные знания о своей профессии.

    Обязанности

    В должностные обязанности интервьюера входят:

    • опросы и анкеты по маршруту адресов,
    • телефонные опросы,
    • уличные интервью,
    • опрос точек развертывания целевой аудитории,
    • репетиции в зале,
    • представление отчетов о проделанной работе.

    Профессиональные требования

    Интервьюер должен свободно говорить. Отсутствие дефектов дикции, доброжелательность и единое хорошее настроение — особые профессиональные качества. Статистически установлено, что интервьюеры-пессимисты получают примерно в 4 раза больше отказов.

    К внешнему виду предъявляются особые требования. Максимальный нейтралитет — главное условие. Одежда, обувь, прическа, аксессуары: ничто не должно выдавать личных предпочтений и социальной принадлежности интервьюера. Основная задача — не вызвать у респондентов неприятных ассоциаций и недоверия. Предпочтителен нейтральный деловой стиль, но в некоторых случаях рекомендуется носить униформу.

    Кому подходит

    В проверенном стандартном списке ожиданий работодателя, какими качествами должен обладать интервьюер, на первое место выходит психологическая устойчивость: часто при проведении опросов приходится иметь дело с грубо выраженным неприятием. В этих случаях категорически запрещено эмоционально реагировать. Чтобы уменьшить количество отказов, рекомендуется создать образ ответственного человека, вызывающего доверие, умеющего хранить секреты и слушающего.

    Итак, интервьюер должен быть психологом и даже немного художником, чтобы хорошо выполнять свою работу. Помимо коммуникативных навыков и умения найти подход к людям, также важно иметь хорошее здоровье, ведь по городу придется много гулять.

    Зарплата интервьюеров

    Интервьюер: Работа довольно популярная и распространенная, но многие вакансии временные. При этом диапазон заработной платы очень широк: от 5 тысяч рублей в месяц до 50-60 тысяч. Разница связана со списком требований к интервьюеру и городом, в котором предлагается вакансия. Иногда оплата назначается сдельно за количество заполненных анкет. Например, в Томске стоимость анкеты составляет около 180-200 рублей, что дает около 15 тысяч рублей в месяц.

    Более компактный процесс в группе интервьюеров без необходимости частых поездок (например, опрос на выходе из нескольких кинотеатров с включением анкеты в мобильное приложение) позволяет вам опрашивать около 30-50 человек в день. Такие социологические опросы чаще всего проводятся в крупных городах с оплатой порядка 35-50 тысяч рублей в месяц.

    Стартовый размер зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге — 30 тысяч рублей. Сотрудник с дополнительной специализацией (например, в банковском секторе) может рассчитывать на большую сумму (до 60-90 тысяч), но круг обязанностей, как правило, шире.

    При расчете суммы следует учитывать, что смещение заявлений интервьюера о приеме на работу далеко не всегда оплачивается, как и амортизация износа одежды и обуви. Поэтому вопрос о покрытии транспортных расходов нужно решать отдельно.

    Как построить карьеру

    В крупных компаниях интервьюеры работают в группах, где можно перейти сначала на должность руководителя группы, а затем на должность начальника статистико-аналитического отдела.

    Если основным общим направлением деятельности интервьюера является маркетинг, а собеседование является частью работы, которая проводится на первых ступенях карьерной лестницы, карьерный рост может происходить по карьерной лестнице маркетинга. В этом случае есть шансы получить должность руководителя отдела маркетинга или директора по маркетингу.

    Перспективы профессии

    Уже сегодня современные технические навыки позволяют передать часть работы интервьюеров роботам, свободным от предубеждений и не допускающим так называемых ошибок ожидания. Отчасти это происходит, когда процесс можно автоматизировать. Но пока слишком много ошибок возникает при алгоритмизации диалога между искусственным интеллектом и живым человеком, поэтому в ближайшее время потребность в политике и бизнесе в людях, способных проводить качественное и ответственное расследование, никуда не исчезнет.