Электропоезда — это основной вид общественного транспорта для миллионов людей. И жизни этих миллионов в руках водителя, о котором никто из пассажиров не думает, пока все в порядке.

Средняя зарплата: 35000 рублей в месяц
Машинист и помощник управляют электропоездом

Оценка профессии

Запрос
54%

Платежеспособность
50%

Конкуренция
58%

Барьер для входа
41%

Перспективы
38%

Электромонтажник — это профессиональный рабочий, который водит электровоз или составной поезд на железной дороге или в метро. Но чаще всего речь идет о движущемся пассажирском поезде, в народе называемом электропоездом, который обслуживает пригородные маршруты.

История профессии

Изначально движение поездов по железной дороге обеспечивалось паровой тягой, но в начале 20 века дороги начали электрифицировать. Так, в СССР первый электропоезд отправился по маршруту Баку-Сураханы в 1926 году. Напряжение на разных линиях могло изменяться от 1200 В до 3000 В, поэтому переключение оборудования приходилось на стыковочных станциях.

Производство электропоездов было налажено в Риге, а после распада Советского Союза — в Торжке и Демихово. Сейчас активно развивается высокоскоростной железнодорожный транспорт, поэтому высокоскоростные поезда закупаются за рубежом и производятся в Екатеринбурге. Дизель-электропоезда эксплуатируются на электрифицированных и неэлектрифицированных маршрутах.

Описание и характеристика профессии

Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным поездом, выполнение поставленных задач (перевозка пассажиров, доставка грузов и ремонтный персонал для содержания пути). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, подвижным или нерегулярным характером работы, воздействием на организм электрических полей.

На рабочем месте есть два основных типа таких рабочих:

  • машинист электропоезда РЖД, обеспечивающий движение по поверхности земли, преимущественно между разными населенными пунктами;
  • сотрудник метрополитена, осуществляющий перевозки в пределах конкретного города, преимущественно в режиме метро.

Машинист поезда часто подчиняется помощнику машиниста, который облегчает обслуживание поезда, проверяет работу узлов и механизмов и, при необходимости, может управлять транспортным средством.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Обучение на машиниста электропоезда проводится в специализированных железнодорожных институтах и ​​техникумах. Для машинистов всех видов железнодорожного транспорта предусмотрены две специальности: «машинист локомотива» и «техническое упражнение железнодорожного подвижного состава», конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно на рабочем месте.

Прежде чем стать машинистом поезда, вам нужно будет несколько лет поработать в должности «помощника инженера», получить необходимый опыт и сдать экзамен. Высшее образование можно получить в специализированных и технических вузах, а по окончании обучения некоторые специальности можно изучать за счет бюджета.

Минтранс России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых преподают рабочие специальности, востребованные на железной дороге. Среди них:

  • Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает поступающим несколько направлений подготовки, после чего выпускники получают квалификацию «техник» и могут работать слесарем, слесарем или помощником водителя.
  • Московский университет железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение имеет прекрасную основу и сильный преподавательский состав. Студенты приобретают практические навыки прямо на депозит.
  • Нижегородский филиал системы среднего профессионального образования Самарского государственного университета путей сообщения готовит выпускников 9-х и 11-х классов к машинистам электропоездов.
  • Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть специализированные транспортные университеты:

  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Владивосток). Среди ряда факультетов наиболее подходящим является институт тягового и подвижного состава, где есть специальности «транспортно-технические комплексы» и «железнодорожный подвижной состав». Филиалы есть в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
  • Ростовский государственный университет PS. Университет имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. По специальности «подвижной состав железных дорог» есть направление электротранспорта.
  • ПС Сибирского государственного университета (Красноярск) предлагает возможность обучения студентов по направлениям «Управление железными дорогами» и «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
  • В этих вузах всегда есть большое количество целевых мест от ОАО «РЖД» и других предприятий.

    Профессиональные обязанности

    В перечень задач специалиста по эксплуатации электропоезда входят:

    • управлять транспортным средством по утвержденному маршруту,
    • регулировать скорость движения с учетом погодных условий и профиля трассы,
    • делать остановки по расписанию и информировать пассажиров,
    • проверить открытие и закрытие пневматических дверей,
    • следить за состоянием всех систем электропоезда,
    • решать мелкие проблемы и сообщать оператору о серьезных проблемах,
    • обеспечить транспортную безопасность,
    • направляйте действия своего помощника.

    Обязанности электрического водителя могут незначительно отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его категории.

    Кому подходит

    Эта профессия доступна только мужчинам в возрасте 18 лет и старше, прошедшим специальную подготовку в средних учебных заведениях по соответствующей специальности или учебному подразделению транспортной компании. По российскому законодательству эта работа слишком трудна для женщин.

    Кандидат на должность в обязательном порядке должен предоставить справку о прохождении врачебной комиссии. Особое внимание врачи обращают на следующие показатели:

    • слух (необходима идеальная аудиограмма);
    • зрение;
    • показания велоэргометра;
    • результаты флюорографии и ЭКГ;
    • результаты теста;
    • анамнез, особенно хронический;
    • текущее состояние основных жизненно важных систем организма.

    Работодатели обращают внимание на наличие военного документа, удостоверяющего личность, и, если они отличаются от призыва, изучают его причины. Если задержка связана с проблемами со здоровьем, кандидат может быть отклонен. В дальнейшем работник будет проходить постоянные медицинские осмотры не реже одного раза в год.

    Положительные стороны профессии — стабильная и достаточно высокая заработная плата, наличие льгот, возможность дальнейшего обучения за счет бюджета. Минусов тоже немало: нужно постоянно быть готовым к изменениям обстановки на полотне, работать ночью и вечером, посменно. Электрическое излучение, вибрация и шум могут отрицательно сказаться на здоровье. Часто сотрудник не может полноценно отдохнуть или поесть.

    Заработная плата

    Эта профессия в нашей стране традиционно высокооплачиваемая. Однако на заработную плату конкретного сотрудника влияет ряд факторов:

    • регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, в Подмосковье — меньше);
    • степень специалиста;
    • количество лет службы;
    • качество выполнения заданий и вклад в работу компании.

    Средняя заработная плата машинистов электропоездов по России колеблется от 40 до 70 тысяч рублей, но опытные рабочие могут получать более 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве зарплата начинается от 80-85 тысяч рублей.

    Говоря о заработной плате, не забывайте, что у водителя есть ряд других преимуществ. Это длительный отпуск (до 44 дней), который можно разделить на части, разделить, досрочный выход на пенсию со стажем работы, возможность обучения в университете за государственный счет, получение кредита или ипотеки. Все это также составляет основу благополучия сотрудника и делает профессию, несмотря на все ее недостатки, очень привлекательной.

    Основными работодателями машинистов поездов являются российские железные дороги, метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты с внутренними железными дорогами.

    Как построить карьеру

    Железнодорожная система России — это огромный разветвленный организм с множеством направлений деятельности. Возможности карьерного роста здесь почти безграничны, если человеку не нравится просто водить поезд с одной остановки на другую (а такие тоже есть). Обладая соответствующими деловыми качествами, желанием и получением высшего профильного образования, вы можете занять должность среднего звена (начальник, начальник отдела или склада) или в руководстве компании.

    Перспективы профессии

    По статистике, доля железных дорог в пассажирских перевозках в России составляет около 28%, при этом рост наблюдается как на дальних, так и на пригородных маршрутах. Это десятки миллионов пассажиров в год, а, выражаясь сухим языком цифр, более 124 миллиардов пассажиро-километров. Сегодня это самая стабильная и развитая транспортная отрасль страны, требующая ежегодно десятки тысяч рабочих во всех регионах. Поэтому квалифицированный машинист поезда всегда сможет применить свои навыки.