Электропоезда — это основной вид общественного транспорта для миллионов людей. И жизни этих миллионов в руках водителя, о котором никто из пассажиров не думает, пока все в порядке.
Оценка профессии
Электромонтажник — это профессиональный рабочий, который водит электровоз или составной поезд на железной дороге или в метро. Но чаще всего речь идет о движущемся пассажирском поезде, в народе называемом электропоездом, который обслуживает пригородные маршруты.
История профессии
Изначально движение поездов по железной дороге обеспечивалось паровой тягой, но в начале 20 века дороги начали электрифицировать. Так, в СССР первый электропоезд отправился по маршруту Баку-Сураханы в 1926 году. Напряжение на разных линиях могло изменяться от 1200 В до 3000 В, поэтому переключение оборудования приходилось на стыковочных станциях.
Производство электропоездов было налажено в Риге, а после распада Советского Союза — в Торжке и Демихово. Сейчас активно развивается высокоскоростной железнодорожный транспорт, поэтому высокоскоростные поезда закупаются за рубежом и производятся в Екатеринбурге. Дизель-электропоезда эксплуатируются на электрифицированных и неэлектрифицированных маршрутах.
Описание и характеристика профессии
Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным поездом, выполнение поставленных задач (перевозка пассажиров, доставка грузов и ремонтный персонал для содержания пути). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, подвижным или нерегулярным характером работы, воздействием на организм электрических полей.
На рабочем месте есть два основных типа таких рабочих:
- машинист электропоезда РЖД, обеспечивающий движение по поверхности земли, преимущественно между разными населенными пунктами;
- сотрудник метрополитена, осуществляющий перевозки в пределах конкретного города, преимущественно в режиме метро.
Машинист поезда часто подчиняется помощнику машиниста, который облегчает обслуживание поезда, проверяет работу узлов и механизмов и, при необходимости, может управлять транспортным средством.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Обучение на машиниста электропоезда проводится в специализированных железнодорожных институтах и техникумах. Для машинистов всех видов железнодорожного транспорта предусмотрены две специальности: «машинист локомотива» и «техническое упражнение железнодорожного подвижного состава», конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно на рабочем месте.
Прежде чем стать машинистом поезда, вам нужно будет несколько лет поработать в должности «помощника инженера», получить необходимый опыт и сдать экзамен. Высшее образование можно получить в специализированных и технических вузах, а по окончании обучения некоторые специальности можно изучать за счет бюджета.
Минтранс России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых преподают рабочие специальности, востребованные на железной дороге. Среди них:
Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть специализированные транспортные университеты:
В этих вузах всегда есть большое количество целевых мест от ОАО «РЖД» и других предприятий.
Профессиональные обязанности
В перечень задач специалиста по эксплуатации электропоезда входят:
- управлять транспортным средством по утвержденному маршруту,
- регулировать скорость движения с учетом погодных условий и профиля трассы,
- делать остановки по расписанию и информировать пассажиров,
- проверить открытие и закрытие пневматических дверей,
- следить за состоянием всех систем электропоезда,
- решать мелкие проблемы и сообщать оператору о серьезных проблемах,
- обеспечить транспортную безопасность,
- направляйте действия своего помощника.
Обязанности электрического водителя могут незначительно отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его категории.
Кому подходит
Эта профессия доступна только мужчинам в возрасте 18 лет и старше, прошедшим специальную подготовку в средних учебных заведениях по соответствующей специальности или учебному подразделению транспортной компании. По российскому законодательству эта работа слишком трудна для женщин.
Кандидат на должность в обязательном порядке должен предоставить справку о прохождении врачебной комиссии. Особое внимание врачи обращают на следующие показатели:
- слух (необходима идеальная аудиограмма);
- зрение;
- показания велоэргометра;
- результаты флюорографии и ЭКГ;
- результаты теста;
- анамнез, особенно хронический;
- текущее состояние основных жизненно важных систем организма.
Работодатели обращают внимание на наличие военного документа, удостоверяющего личность, и, если они отличаются от призыва, изучают его причины. Если задержка связана с проблемами со здоровьем, кандидат может быть отклонен. В дальнейшем работник будет проходить постоянные медицинские осмотры не реже одного раза в год.
Положительные стороны профессии — стабильная и достаточно высокая заработная плата, наличие льгот, возможность дальнейшего обучения за счет бюджета. Минусов тоже немало: нужно постоянно быть готовым к изменениям обстановки на полотне, работать ночью и вечером, посменно. Электрическое излучение, вибрация и шум могут отрицательно сказаться на здоровье. Часто сотрудник не может полноценно отдохнуть или поесть.
Заработная плата
Эта профессия в нашей стране традиционно высокооплачиваемая. Однако на заработную плату конкретного сотрудника влияет ряд факторов:
- регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, в Подмосковье — меньше);
- степень специалиста;
- количество лет службы;
- качество выполнения заданий и вклад в работу компании.
Средняя заработная плата машинистов электропоездов по России колеблется от 40 до 70 тысяч рублей, но опытные рабочие могут получать более 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве зарплата начинается от 80-85 тысяч рублей.
Говоря о заработной плате, не забывайте, что у водителя есть ряд других преимуществ. Это длительный отпуск (до 44 дней), который можно разделить на части, разделить, досрочный выход на пенсию со стажем работы, возможность обучения в университете за государственный счет, получение кредита или ипотеки. Все это также составляет основу благополучия сотрудника и делает профессию, несмотря на все ее недостатки, очень привлекательной.
Основными работодателями машинистов поездов являются российские железные дороги, метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты с внутренними железными дорогами.
Как построить карьеру
Железнодорожная система России — это огромный разветвленный организм с множеством направлений деятельности. Возможности карьерного роста здесь почти безграничны, если человеку не нравится просто водить поезд с одной остановки на другую (а такие тоже есть). Обладая соответствующими деловыми качествами, желанием и получением высшего профильного образования, вы можете занять должность среднего звена (начальник, начальник отдела или склада) или в руководстве компании.
Перспективы профессии
По статистике, доля железных дорог в пассажирских перевозках в России составляет около 28%, при этом рост наблюдается как на дальних, так и на пригородных маршрутах. Это десятки миллионов пассажиров в год, а, выражаясь сухим языком цифр, более 124 миллиардов пассажиро-километров. Сегодня это самая стабильная и развитая транспортная отрасль страны, требующая ежегодно десятки тысяч рабочих во всех регионах. Поэтому квалифицированный машинист поезда всегда сможет применить свои навыки.