Только жители мегаполисов могут в полной мере оценить, насколько многое зависит от машиниста метро: привычный распорядок дня, важные планы, городской маршрут, комфорт. Доверяя свою жизнь этому незнакомцу каждый день, мы не задумываемся о степени его ответственности.

Средняя зарплата: 60 000 рублей в месяц
Машинист в поезде Московского метрополитена

Оценка профессии

Запрос
42%

Платежеспособность
75%

Конкуренция
50%

Барьер для входа
55%

Перспективы
35%

Машинист метрополитена — профессионал, который занимается эксплуатацией электропоезда и перевозкой пассажиров по подземным и наземным линиям метро в крупных городах. Действительно, водитель — это водитель железнодорожного подвижного состава.

История профессии

Первое метро было построено в 1863 году в Лондоне. Первоначально поезда внутри него работали на паровой тяге, а с 1890 года — на электрической тяге. В СССР первая линия была запущена в Москве в 1935 году. С развитием новых технологий появились такие транспортные системы, как монорельс, метро, ​​легкорельсовый транспорт, S-Tog (S-Bahn) и т.д.

Поезда управляют машинистами метро, ​​которые проходят специальную профессиональную подготовку. В России метро работает в семи крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. Также в Волгограде есть трамвай метро.

Описание и характеристика профессии

Водители метро — это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые задачи, но и психологически готовы длительное время работать в замкнутом подземном пространстве. Они работают посменно, например, в Московском метрополитене есть дневная, вечерняя и ночная смена. Ночная смена делится на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.

По роду деятельности специалист может заниматься такими задачами, как:

  • перевозка пассажиров по маршруту;
  • движение поездов (маневры) на конечных станциях;
  • замена отсутствующего коллеги;
  • остается в резерве.

Водитель должен перевозить пассажиров в строгом соответствии с графиком движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для работы в метро больше подходит профессиональное образование по специальности «машинист локомотива». Его можно получить в одном из следующих колледжей:

  • Колледж железнодорожного и городского транспорта (г. Москва
    ) готовит квалифицированных машинистов поездов по специальности «Обслуживание железнодорожного подвижного состава (электровоз, электропоезд, тепловоз, вагоны)».
  • Московский техникум железнодорожного транспорта МИИТ также готовит машинистов поездов. Если вы учитесь в этом колледже, у вас есть льготы при поступлении в колледж.
  • Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко. Срок обучения водителем здесь составляет 4 года на базе неполного среднего образования. Студенты получают две квалификации: слесарь-ремонтник подвижного состава и помощник по управлению электровозом.
  • Наро-Фоминский колледж проводит зарядку для своих учеников в локомотивных депо.
  • Вы можете подать заявку на обучение либо после 11 класса, либо после 9 класса. Продолжительность обучения варьируется в зависимости от этого. Правда, дальше будет учиться на машиниста метро прямо в компании, но это займет меньше времени и сил, чем получение знаний с нуля.

    Профессиональные обязанности

    В обязанности машиниста метро входит:

    • соблюдение правил техники безопасности и утвержденных инструкций;
    • пройти обязательный медицинский осмотр перед сменой;
    • прием и сдача поезда, проверка тормозной системы;
    • осуществлять перевозку пассажиров строго по расписанию, без допуска в салон посторонних лиц;
    • использование энергосберегающих и рациональных режимов движения;
    • ответ на информацию, полученную через систему экстренной связи «пассажир-водитель»;
    • следить за техническим состоянием кабин и вагонов, сообщая диспетчеру о неисправностях.

    Машинист несет ответственность за правильную эксплуатацию и техническое обслуживание вверенного ему поезда, за культуру обслуживания пассажиров и за безопасность движения. Он также отвечает за действия своего помощника.

    Кому подходит

    Водителем метро может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет, имеющий как минимум среднее образование и прошедший военную службу в Вооруженных силах. Работа женщин на этой должности на сегодня не запланирована.

    Рассмотрим подробнее, как стать водителем метро в Санкт-Петербурге:

  • Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и предъявить следующие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный документ, удостоверяющий личность.
  • Следующий этап — прохождение врачебной комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализ, флюорография). Придется заплатить комиссию, но после обучения и начала работы затраты будут возмещены.
  • При положительном заключении врачебной комиссии кандидат на должность направляется на учебу в техникум метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания и практические навыки, которые будут осваиваться прямо на линии под руководством мастера. Студенты получают стипендию каждый месяц.
  • После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, тренирует навыки маневрирования в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно садиться в поезд на линии. При этом перед началом работы сотрудник подписывает договор о том, что он проработает на предприятии не менее года, в противном случае с него будет начислена стоимость обучения.
  • Основные требования работодателей к кандидатам на должность:

    • хорошее физическое здоровье,
    • психологическая устойчивость,
    • точность и пунктуальность,
    • ответственность,
    • предрасположенность к физическим и умственным перегрузкам,
    • возможность работать в ночную смену,
    • хорошая память и быстрая реакция,
    • возможность оказания первой помощи.

    Плюсы профессии — достойная заработная плата, работа на стабильном государственном предприятии и ряд льгот. Минусы: Я работаю эмоционально и физически тяжелыми сменами под землей, что плохо для здоровья.

    Заработная плата

    Заработная плата машиниста метро складывается из нескольких составляющих:

    • выплаты за количество отработанных часов;
    • дополнительная компенсация за вечернюю работу, за раздельную смену и ночную работу (соответственно 20, 30 и 40% почасовой оплаты труда);
    • доплата за количество лет службы;
    • доплаты за квалификационный уровень;
    • премии и 13 зарплат.

    В Москве средняя зарплата машиниста метро составляет около 60-65 тысяч рублей, хотя при более чем 10-летнем опыте и квалификации она может достигать 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят чуть меньше (50-60 тысяч рублей), хотя глубина линий больше и условия работы хуже. В других городах зарплата около 20-30 тысяч рублей. Часто из-за нехватки кадров машинисты работают 8 часов вместо положенных 6 часов в день. Это дает значительный прирост дохода, но вредно для здоровья.

    Водителю метро предоставляется ряд льгот: форма, бесплатный проезд в метро в любом направлении, длительный оплачиваемый отпуск (до 45 дней), обучение в профильных вузах за счет бюджета, возможность получения ипотеки. Работник, проработавший машинистом поезда 12,5 лет, может выйти на пенсию в возрасте 55 лет.

    Как построить карьеру

    У сотрудника нет больших карьерных перспектив в этой профессии. Он может претендовать на руководящие должности (начальник депо или станции) только после получения соответствующего образования.

    Перспективы профессии

    Следует отметить, что эта профессия актуальна только в городах, где есть одно метро, ​​а сегодня в России их всего семь. Правда, есть планы построить метро в Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе, Саратове, но это вопрос будущего.