Только жители мегаполисов могут в полной мере оценить, насколько многое зависит от машиниста метро: привычный распорядок дня, важные планы, городской маршрут, комфорт. Доверяя свою жизнь этому незнакомцу каждый день, мы не задумываемся о степени его ответственности.
Оценка профессии
Машинист метрополитена — профессионал, который занимается эксплуатацией электропоезда и перевозкой пассажиров по подземным и наземным линиям метро в крупных городах. Действительно, водитель — это водитель железнодорожного подвижного состава.
История профессии
Первое метро было построено в 1863 году в Лондоне. Первоначально поезда внутри него работали на паровой тяге, а с 1890 года — на электрической тяге. В СССР первая линия была запущена в Москве в 1935 году. С развитием новых технологий появились такие транспортные системы, как монорельс, метро, легкорельсовый транспорт, S-Tog (S-Bahn) и т.д.
Поезда управляют машинистами метро, которые проходят специальную профессиональную подготовку. В России метро работает в семи крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. Также в Волгограде есть трамвай метро.
Описание и характеристика профессии
Водители метро — это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые задачи, но и психологически готовы длительное время работать в замкнутом подземном пространстве. Они работают посменно, например, в Московском метрополитене есть дневная, вечерняя и ночная смена. Ночная смена делится на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.
По роду деятельности специалист может заниматься такими задачами, как:
- перевозка пассажиров по маршруту;
- движение поездов (маневры) на конечных станциях;
- замена отсутствующего коллеги;
- остается в резерве.
Водитель должен перевозить пассажиров в строгом соответствии с графиком движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Для работы в метро больше подходит профессиональное образование по специальности «машинист локомотива». Его можно получить в одном из следующих колледжей:
Вы можете подать заявку на обучение либо после 11 класса, либо после 9 класса. Продолжительность обучения варьируется в зависимости от этого. Правда, дальше будет учиться на машиниста метро прямо в компании, но это займет меньше времени и сил, чем получение знаний с нуля.
Профессиональные обязанности
В обязанности машиниста метро входит:
- соблюдение правил техники безопасности и утвержденных инструкций;
- пройти обязательный медицинский осмотр перед сменой;
- прием и сдача поезда, проверка тормозной системы;
- осуществлять перевозку пассажиров строго по расписанию, без допуска в салон посторонних лиц;
- использование энергосберегающих и рациональных режимов движения;
- ответ на информацию, полученную через систему экстренной связи «пассажир-водитель»;
- следить за техническим состоянием кабин и вагонов, сообщая диспетчеру о неисправностях.
Машинист несет ответственность за правильную эксплуатацию и техническое обслуживание вверенного ему поезда, за культуру обслуживания пассажиров и за безопасность движения. Он также отвечает за действия своего помощника.
Кому подходит
Водителем метро может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет, имеющий как минимум среднее образование и прошедший военную службу в Вооруженных силах. Работа женщин на этой должности на сегодня не запланирована.
Рассмотрим подробнее, как стать водителем метро в Санкт-Петербурге:
Основные требования работодателей к кандидатам на должность:
- хорошее физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- точность и пунктуальность,
- ответственность,
- предрасположенность к физическим и умственным перегрузкам,
- возможность работать в ночную смену,
- хорошая память и быстрая реакция,
- возможность оказания первой помощи.
Плюсы профессии — достойная заработная плата, работа на стабильном государственном предприятии и ряд льгот. Минусы: Я работаю эмоционально и физически тяжелыми сменами под землей, что плохо для здоровья.
Заработная плата
Заработная плата машиниста метро складывается из нескольких составляющих:
- выплаты за количество отработанных часов;
- дополнительная компенсация за вечернюю работу, за раздельную смену и ночную работу (соответственно 20, 30 и 40% почасовой оплаты труда);
- доплата за количество лет службы;
- доплаты за квалификационный уровень;
- премии и 13 зарплат.
В Москве средняя зарплата машиниста метро составляет около 60-65 тысяч рублей, хотя при более чем 10-летнем опыте и квалификации она может достигать 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят чуть меньше (50-60 тысяч рублей), хотя глубина линий больше и условия работы хуже. В других городах зарплата около 20-30 тысяч рублей. Часто из-за нехватки кадров машинисты работают 8 часов вместо положенных 6 часов в день. Это дает значительный прирост дохода, но вредно для здоровья.
Водителю метро предоставляется ряд льгот: форма, бесплатный проезд в метро в любом направлении, длительный оплачиваемый отпуск (до 45 дней), обучение в профильных вузах за счет бюджета, возможность получения ипотеки. Работник, проработавший машинистом поезда 12,5 лет, может выйти на пенсию в возрасте 55 лет.
Как построить карьеру
У сотрудника нет больших карьерных перспектив в этой профессии. Он может претендовать на руководящие должности (начальник депо или станции) только после получения соответствующего образования.
Перспективы профессии
Следует отметить, что эта профессия актуальна только в городах, где есть одно метро, а сегодня в России их всего семь. Правда, есть планы построить метро в Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе, Саратове, но это вопрос будущего.