Работа на РЖД всегда была очень популярна. Одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий на железной дороге — машинист поезда. Но стать им не так-то просто. Для начала нужно поработать помощником опытного водителя.

Средняя зарплата: 35000 рублей в месяц
Приборная панель помощника водителя

Оценка профессии

Запрос
53%

Платежеспособность
40%

Конкуренция
50%

Барьер для входа
тридцать%

Перспективы
тридцать%

Помощник машиниста — профессиональный железнодорожник, входящий в состав локомотивной бригады. Он подчиняется машинисту и выполняет вспомогательные функции по обслуживанию локомотива.

История профессии

Управляет поездом бригада локомотива. Раньше, во времена паровозов, он состоял из машиниста, его помощника, одного-двух кочегаров и маслёнка, обслуживающего локомотив в депо. Затем на смену паровозам пришли тепловозы, а вместо маслёнка и кочегаров в бригаду был включен дизель-машинист, который контролировал работу дизеля.

Теперь, во времена электровозов, в локомотивной бригаде осталось всего два сотрудника РЖД: машинист и помощник машиниста.

Описание и характеристика профессии

Поскольку помощник водителя — необходимый шаг в получении специальности водителя, его главная цель — в процессе освоить все тонкости профессии. Чем раньше молодой сотрудник догонит, преодолеет необходимое количество километров, тем быстрее он сможет сдать экзамен и возглавить бригаду локомотивов.

В целом его задача — выполнять следующие функции:

  • следить за исправностью радиосвязи и безопасностью;
  • обеспечить безопасное движение поездов и локомотивов при выполнении пассажирских и грузовых перевозок;
  • выполнение обязанностей машиниста по обслуживанию локомотива;
  • устранение выявленных неисправностей.

Сейчас помощники в основном задействованы в грузовых и пассажирских поездах дальнего следования. Пригородным поездом или поездом метро часто управляет опытный рабочий; молодые помощники предоставляются ему только для обучения и прохождения практики.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Помощником машиниста могут стать молодые люди, поступившие после 9 или 11 класса в один из железнодорожных институтов или техникумов для обучения по специальности «техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава (локомотивов)».

Профессия помощника водителя не требует обучения в университете. Получить необходимые знания и диплом можно в колледжах:

  • Хабаровский техникум железнодорожного транспорта является филиалом Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Входит в число 100 лучших специальных учебных заведений страны.
  • Лискинский техникум железнодорожного транспорта Ростовского государственного университета PS. Здесь готовят специалистов для предприятий местного железнодорожного узла (вокзал, вагон, рефрижератор, локомотив, грузовое депо). По окончании обучения студенту гарантируется трудоустройство в системе железных дорог России.
  • Пензенский техникум железнодорожного транспорта является составной частью ПС Самарского государственного университета. Здесь на семи кафедрах ведется обучение не только помощника машиниста, но и других необходимых специальностей: «Электроснабжение», «Автоматика и телемеханика», «Железнодорожное строительство» и др.
  • Большинство технических вузов являются подразделениями региональных железнодорожных вузов. Здесь действует правило: если вы учитесь в средней школе, у вас есть преимущества при поступлении в соответствующий вуз. Правда, это касается только профильных специальностей. Кроме того, для обеспечения своих предприятий РЖД всегда заказывает большое количество мест в техникумах и колледжах, поэтому есть хорошие шансы получить образование за счет бюджета.

    Профессиональные обязанности

    Помощник водителя считается техническим подрядчиком. В его должностные обязанности входят:

    • оперативное выполнение распоряжений машиниста, экспедитора, работников станций и депо, а также инструкторов;
    • обеспечить постоянную радиосвязь с ответственными лицами в направлении поезда;
    • техническое обслуживание локомотивов при остановках и остановках на маршруте, а также при приемке и сдаче локомотива;
    • соблюдение режима движения поездов по режимным картам;
    • контроль работы агрегатов и групп электровоза или тепловоза, инвентаря, систем связи и безопасности, в частности противопожарной защиты;
    • устранение неисправностей по ходу движения, где это невозможно — принятие мер по освобождению буксировки для других поездов;
    • вести учет расхода горюче-смазочных материалов;
    • вести необходимую маршрутную документацию, делая записи в журнале комментариев;
    • визуальный контроль процесса посадки и высадки пассажиров при управлении поездом (электропоезд, метро);
    • замена машиниста, если он по каким-либо причинам не может управлять поездом, для остановки поезда, предотвращения его самопроизвольного движения и информирования грузоотправителя, станционных дежурных и машинистов ближайших поездов.

    Помощник водителя обязан знать все нормативные документы, касающиеся работы на железнодорожном транспорте, в том числе нормы безопасности, охраны труда. Он должен понимать устройство электровоза и тепловоза, возможные причины неисправностей в основных системах локомотива и способы их устранения. Кроме того, помощник обязан знать нормы расхода дизельного топлива или электроэнергии в различных режимах движения и давать рекомендации по их экономии.

    Кому подходит

    Профессия машиниста поезда в России доступна только мужчинам из-за ее сложности и негативного воздействия на организм. Требования к кандидатам в работодатели представлены следующим образом:

    • хорошее физическое здоровье, подтвержденное ежегодными медицинскими осмотрами;
    • хорошее зрение и слух;
    • развитая глазная (линейная, объемная и планарная) и зрительная память;
    • склонность к работе с техникой;
    • мгновенная реакция на изменение дорожной обстановки;
    • возможность быстро переключаться с одного процесса на другой;
    • ответственность;
    • пунктуальность.

    Если у кандидата есть хронические заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, проблемы с различением цветов или сужением полей зрения, то он не сможет пройти медицинское обследование.

    Заработная плата

    В среднем по стране зарплата такого сотрудника ОАО «РЖД» составляет порядка 30-35 тысяч рублей. При этом следует учитывать, что это обычно начинающие молодые техники, не имеющие еще многолетнего стажа и высокой квалификационной категории.

    Наибольшее количество вакансий открыто в Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Саха и Московской области. В отдаленных регионах работодатели готовы платить гораздо больше: от 80 до 100 тысяч рублей в Камчатской, Чукотской, Алтайской, Магаданской и Томской областях.

    Как построить карьеру

    Основная карьерная перспектива помощника машиниста — стать машинистом поезда и самостоятельно управлять поездом. Для этого придется пару лет поработать, пока не наберется необходимая коллизия, после чего придется сдать квалификационный экзамен. Со временем сотруднику будут присвоены более высокие разряды, уйдет трудовой стаж, увеличатся премии, а условия оплаты труда станут в 2-2,5 раза лучше, чем при поступлении на работу. Для дальнейшего карьерного роста потребуется получение профильного высшего образования.

    Перспективы профессии

    Молодой человек, пошедший учиться в железнодорожный техникум помощником машиниста, может не бояться безработицы. Российские железные дороги — огромная система, которая всегда будет нуждаться в квалифицированных кадрах. Главное — это ответственность и желание качественно выполнять поставленные задачи.